Главная » Статьи » Автомобили » Трамвай против автобуса: кто останется на городских улицах

Трамвай против автобуса: кто останется на городских улицах

Кажется, что дизельные автобусы будут вытеснены электробусами, уйдут в небытие и троллейбусы с трамваями. Однако у трамваев есть свои аргументы
SIMETRA

Мировой опыт строительства и модернизации трамвайных систем показывает, что за счет своих эксплуатационных характеристик трамваи способны правильно перераспределить транспортную нагрузку на город и снизить экологический ущерб от транспорта. О перспективах рельсового транспорта рассказывает Владимир Валдин, директор по решениям в области общественного транспорта компании SIMETRA.

Что будет, если?

Транспортное планирование – инженерная наука, которая позволяет при помощи математических инструментов спрогнозировать ответ на вопрос: «Что будет, если?». Например, что будет, если запланировать тот или иной сценарий развития транспортной системы с учетом данных о планируемом социально-экономическом развитии региона (где построить дороги, куда и как направить маршруты общественного транспорта?). Транспортные инженеры могут предсказать, как конкретные решения отразятся на городе или регионе, на будущем района в целом и благополучии жителей в частности.

Естественно, одним из важных факторов является экологическая составляющая. Не случайно с 2022 года при реализации всех инвестиционных проектов, которые представляются на экспертный совет Министерства транспорта, обязательно требуется оценка экологического эффекта. Современный подход к развитию отрасли предполагает активное развитие наиболее экологически чистых видов транспорта. В минувшем году правительство поддержало 11 инвестиционных проектов с субсидированием до 100 млрд рублей, включающих поставку более 600 трамваев и 100 электробусов, а также строительство и реконструкцию более 630 км трамвайных путей.

Выхлоп есть

Рельсовый транспорт в крупных городах позволяет достичь максимальной эффективности. Не случайно при разработке новой программы комплексного развития транспортной инфраструктуры для Ростова-на-Дону акцент был сделан на современном трамвае. На основе подсчета достижимых транспортных эффектов для города в целом проводилась и оценка «экологического следа», и расчет экономии на загрязнении от сокращения выбросов.

Экологический эффект от реализации любого проекта по развитию общественного транспорта выражен, в том числе, в переходе части пользователей с индивидуального на общественный транспорт. Это приводит к снижению трафика автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и, что важно, к улучшению самих условий движения, которые влияют на снижение выхлопов. Когда трамвайная система организована правильно (трамвай двигается преимущественно по выделенной полосе, ему организован приоритет проезда на перекрестках), конфликт между транспортными потоками отсутствует или минимален. Нет конфликтов – нет пробок и загазованности. Правда, при оценке эффекта от реализации даже такого крупного трамвайного проекта по единственной официально признанной методике (приказ Минприроды РФ от 27.11.19 N 804), которая учитывает исключительно «выхлопную трубу», в денежном выражении суммы получаются относительно скромные.

Тонкий расчет

Например, конкретно в Ростове-на-Дону объем экономии от снижения «экологического следа» составит примерно миллиард рублей за 17 лет. Однако нельзя останавливаться только на том, что в буквальном смысле «вылетает из трубы». Безрельсовый транспорт генерирует огромные объемы канцерогенной абразивной пыли от износа шин, асфальта и тормозных колодок. Все это вместе получило название «эффекта Осло» по названию города, в связи с которым в 1998 году ученые впервые подробно описали этот комплекс загрязнений. С 2010-х на него начали обращать все больше внимания исследователи в России. Чаще всего он звучит, как «загрязнения от неэмиссионных источников». 

Но, если принять во внимание экологический и социально-экономический эффект, показатели становится внушительными. Эмиссионный «экологический след» от транспорта с ДВС включает в себя множество загрязняющих веществ: диоксиды азота и серы, формальдегид, бензапирен, твердые частицы. При исправности двигателя и выпускной системы он может быть относительно невысок, но никогда не стремится к нулю даже для двигателей, работающих на газе, которые позиционируются как наиболее экологичные. Но безотносительно технической исправности, большая группа летучих химических соединений (фенолы, олигомеры, нитрозамины, кислоты, спирты) выделяется из шин и асфальта в разном объеме, их количество и ареал распространения зависят только от температуры, ветра и влажности воздуха.

Подсчитано, что в расчете на один километр пути шины средней «легковушки» выделяют 5,8 г вредных элементов. За это время двигатель внутреннего сгорания (если он исправен) выбросит в воздух «всего» 4,5 мг твердых веществ. Пыль от асфальта и тормозных колодок здесь пока не в счет.

Эффект от трамвая

В любом случае, в итоге объем выбросов, который производит шинный транспорт, на порядок превышает того, что дает трамвай. Примерно две трети суммарного выброса в городах приходится на личные автомобили. Конечно, трамвай тоже пока нельзя назвать абсолютно «чистым» – выработка электроэнергии, которая приводит его в движение, производится, в том числе, путем сжигания газа и мазута. Однако в случае использования атомной энергетики, гидроэлектростанций и альтернативных источников энергии, трамвайный транспорт можно делать полностью «зеленым».

В конечном счете экологический эффект от реализации трамвайного проекта, в основе которого лежит квалифицированное транспортное планирование, всегда будет в разы выше любого аналогичного с участием транспорта на шинном ходу. Ученые и чиновники пока не договорились о том, в каком количестве рублей выражается «эффект Осло» у нас, однако, судя по широко растиражированным таблицам загрязнений от одних только шин, эта цифра явно окажется впечатляющей.

Современный рельсовый транспорт позволяет решить сразу несколько задач, актуальных для любого региона: связать между собой районы, обеспечить мобильность граждан и комфорт передвижения, снизить нагрузку на окружающую среду. Провозная способность трамвайной линии в обычном режиме составляет до 10 тыс. человек в час в одном направлении, тогда как полоса для легкового транспорта в городе способна «переварить» максимум 1,2 тысячи человек в идеальных условиях, которые в научной среде шутливо именуют «ситуацией сферического коня в вакууме».

Поэтому ставка на реконструкцию и развитие именно современного трамвая уже сделана в таких городах, как Таганрог, Ростов-на-Дону, Краснодар, Нижний Новгород, Липецк, Пермь, Ярославль, Курск и Красноярск.

Читайте также:

Почему троллейбус эффективнее электробуса

Грузовик на электротяге – когда он встанет на конвейер?

ATLANT и ARGO: новые LCV Sollers на улицах Москвы


Теперь нас можно читать и смотреть в Telegram



Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.

GROSS

Полуприцепы «Атлас Трейлер» – оптимальная техника для перевозок

Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.

Грузовые шины

Анализ рынка грузовых шин – комментарий экспертов 

Покупка шин – одна из самых затратных статей любого автотранспортного предприятия или эксплуатирующей организации. От их характеристик, качества и ресурса зависит эффективность перевозок. При выборе шин во главу угла ставится стоимость километра их пробега

Галерея (1)

Комментировать





Поделиться