Подогнали под современные требования – моторы для нового «Майти»
Большой и маленький
Первый объемом 3,9 литра, мощностью 170 л. с. и моментом 608 Н·м, второй на литр меньше – 2,9 л, 160 л. с., 392 Н·м. Большой мотор D4GA ставят на ЕХ9, а маленький D4CC на два других Mighty – EX6 и EX8. В обозначении моделей двигателей у компании Hyundai Truck and Bus буква D указывает на дизельный мотор, а четверка – количество цилиндров. Оставшиеся буквы означают особенности конструкции и исполнения моторов. Однако нам, наверное, нет особого смысла разбираться в этой кодировке. Достаточно помнить объем дизеля и модель грузовика, на который его ставят.
Мотор D4GA объемом 3,9 литра не что иное, как хорошо знакомый еще по грузовикам Hyundai HD78 дизель D4DD, но модернизированный, уровня Евро‑5. Вообще, 3,9-литровые корейские моторы D4DB и D4DD ведут свою родословную от японских атмосферных дизелей Mitsubishi семейства 4D30 объемом 3298 см3 и мощностью 95 лошадиных сил, которые устанавливали на грузовички Fuso Canter в начале 80-х. Но корейцы серьезно поработали над ними, подогнали под все современные требования.
Был еще дизель Hyundai D4AL – рядная «четверка» с турбонаддувом и интеркулером, размерностью 100х105 мм, наиболее близкая японскому 4D30. Мотор уровня Евро‑3 с механическим ТНВД и двумя клапанами на цилиндр. При объеме в 3,3 литра его характеристики были довольно скромны: мощность 115 л. с. при 3400 об/мин и крутящий момент 294 Н·м. В D4DB уже используется четырехклапанная головка и изменена размерность: диаметр поршня составляет 104, а ход 115 мм. Благодаря этому, объем вырос до 3,9 литра, момент увеличился до 373 Н·м, а мощность составляет уже 130 л. с. при тех же 3400 об/мин.
Более современный дизель D4DD, который ставили на Hyundai HD78 – усовершенствованная версия D4DB, с электронно-управляемой топливной системой Common Rail. Мощность увеличилась до 140 лошадиных сил, а крутящий момент до 372 Н·м. Причем сначала применяли топливную аппаратуру фирмы Denso, а теперь Delphi. Напомним, что с компанией Delphi Product & Service Solutions кроме Hyundai успешно сотрудничают Volvo Trucks и Volvo Penta, Renault Trucks и Mack, а также Nissan.
С кнопкой и мини-юбкой
У всех двигателей чугунный блок с «сухими» гильзами. Благодаря этому, их легко ремонтировать. Поршни алюминиевые, с укороченной «юбкой», при этом вставка под верхнее компрессионное кольцо выполнена из чугуна. Так как гильзы тонкостенные, не стоит искать поршни с ремонтным увеличением – их просто нет, есть только номинал. Газораспределительный механизм – с распредвалом в блоке и штангами, привод ГРМ надежными шестернями. Головка чугунная, четырехклапанная. Двигатели имеют несколько ремонтных размеров коленвала, поэтому элементарно «капиталятся».
На многих грузовиках отдельной клавишей переключаются режимы – экономичный Active ECO и мощностной Power. На поставляемых в Россию «среднетоннажниках» Hyundai это сделано впервые. При нажатии на педаль «газа» в интервалах от 0 до 10 % и от 90 до 100 % диапазона оборотов двигателя никакой разницы в программах нет. А вот от 10 до 90 % хода педали в режиме Active ECO обеспечивается понижение крутящего момента, что и ведет к экономии около 16-17 литров на 100 километров – вполне приемлемый аппетит.
К преимуществам дизеля D4DD относятся сравнительно небольшая вибронагруженность и низкий уровень шума, хотя даже моторы с механическим ТНВД тоже были «нетрясучими» и довольно тихими. В этом есть заслуга и вентилятора системы охлаждения с электромагнитной муфтой. Интересно, что в едином блоке сделан водомасляный теплообменник и масляный полнопоточный фильтр.
Для моторов D4DD в исполнении Евро‑4 мощность 140 л. с. и момент 372 Н·м были предельными. Однако на грузовиках Hyundai Mighty ЕХ8 и ЕХ9 с моторами D4GA экологического класса Евро‑5 электронный блок управления можно переключить кнопкой на альтернативную программу, позволяющую за счет повышения расхода топлива получить увеличенные характеристики: 170 л. с. и 608 Н·м.
Нынешние моторы стандарта Евро‑5 в дополнение к Common Rail с высоким давлением распыла оснащают системой нейтрализации с рециркуляцией отработавших газов EGR – с жидкостным теплообменником. Кроме того, есть каталитический нейтрализатор, но без применения AdBlue, а также сажевый фильтр самовосстанавливающийся под действием высокой температуры. При этом сажевый фильтр PMC с металлическими, а не с керамическими сотами. У него увеличенный сервисный интервал, более 1 млн км. То есть система нейтрализации сравнительно малозатратная. Настолько, конечно, насколько эти понятия применимы к уровню Евро‑5. Для сохранности дорогостоящей топливной системы есть фильтр-отстойник, фактически это корейский аналог Separ, с датчиком воды и подогревом. Топливный бак стальной, в двух вариантах в зависимости от длины колесной базы: на 100 или 150 литров.
В ближайшее время подробней расскажем о двигателе Hyundai D4CC объемом 2,9 литра. Следите за публикациями.
Читайте еще о Hyundai Mighty ЕХ:
Между «восьмеркой» и «девяткой»
Теперь нас можно читать в Telegram
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Где и сколько стоит топливо: 9 декабря
Рационализм при выборе подержанного фургона Citroen Jumper диктует отмести машины моложе 2014 года. Они и дороги, и окупятся не скоро