Новый грузовик «Урал-80» – полноприводный вездеход с четырехцилиндровым мотором
Предыстория новинки
Часто вы видели тяжелые грузовики с четырехцилиндровыми моторами? А вот он – двухосный полноприводный вездеход «Урал-43206-67». Второе, торговое, наименование машины – «Урал-80». Новинку уже показали широкой публике, а к 2025 году обещают пустить в серию. Напомним, короткие «Уралы» 4х4 востребованы для надстройки спецтехникой (бурильные установки, КМУ и пр.), а также кузовами вахтовых автобусов и пожарными цистернами объемом до 4 кубометров. В общем, если больше пяти-шести тонн возить не нужно, то покупатели выбирают шасси 4х4.
Не будем вспоминать про старые, но до сих пор выпускаемые параллельно, «Уралы» с тем же самым обозначением модели 43206, кабинами образца 1961 года и их оперением из 1977-го. Предысторию новинки логично начать с 2015 года, когда завод, еще будучи в составе «Группы ГАЗ», представил модель «Урал-Next» с кабинным модулем от одноименной «ГАЗели». С тех пор автомобильный завод «Урал» уже дважды сменил хозяев, и ныне ни в какие холдинги не входит, но комплекты кабин продолжают поступать из Нижнего Новгорода в Миасс – по общей схеме «товар за деньги». И новая двухосная модель «Урал‑80» тоже получила «некстовскую» кабину. Но с укороченным моторным отсеком – под четырехцилиндровый мотор.
Минус два
Напомним, на «Уралы» поколения Next изначально пошли двигатели ЯМЗ семейства 530 – современные высокоресурсные агрегаты, созданные в сотрудничестве с австрийской компанией AVL List. Причем на все модификации ставили только шестицилиндровые ЯМЗ‑536 рабочим объемом 6,6 л, что вполне логично для тяжелого грузовика. Тем более что грузоподъемность и полная масса машин семейства Next, по сравнению с вездеходами прежних поколений существенно возросли.
В 2023 году в Ярославле представили три новых дизеля с увеличенным объемом каждого из цилиндров, и среди них 5,1-литровую «четверку» ЯМЗ‑535. Для трехосного «Урала» она, конечно, слабовата, но двухосному подошла в самый раз. Ведь сегодня на шасси 4х4 ставят 6,6-литровую «шестерку» ЯМЗ‑536 с настройкой мощности 240 л. с., и столько же развивает новая «четверка» в топовой модификации. Крутящий момент, правда, поменьше – 882 против 1049 Н·м. Но как иначе – всему есть цена…
По конструкции двигатель ЯМЗ‑535 во многом повторяет четырехцилиндровый ЯМЗ‑534 меньшего рабочего объема. У него чугунный блок со сменными «мокрыми» гильзами цилиндров, общая головка, распредвал нижнего расположения, приводимый шестернями со стороны маховика и штанговый привод клапанов. Последних – 16 штук, по четыре на цилиндр. Основное отличие моторов нового поколения ЯМЗ‑535 и ЯМЗ‑537 – в иной размерности цилиндров. Диаметр вырос со 105 до 110 мм, а ход поршня – со 128 до 135 мм.
Поток жидкости в системе охлаждения направлен сверху вниз, из головки в блок. В системе смазки присутствует водомасляный теплообменник. Система питания – с аппаратурой Common Rail. Еще одно важное отличие новых моторов от предшественников малой размерности – отсутствие рециркуляции отработавших газов. Соответствие выхлопа нормам Евро‑5 достигается только впрыском раствора мочевины.
Если изначально двигатели ЯМЗ семейства 530 базировались на импортных комплектующих, и в дебютном 2011 году это преподносили как достоинство, то сегодня поставлена задача почти полной локализации. То есть выпуск моторов не будет, как раньше, зависеть от поставок фирм Federal-Mogul, Fritz Winter, Freudenberg, ZF, Mahle и др., а эксплуатационные расходы перевозчиков – от курса евро. Все навесное оборудование для дизелей этого семейства уже научились делать в России. Соседний завод ЯЗДА умеет делать ТНВД и детали ГРМ, Алтайский завод прецизионных изделий (г. Барнаул) – ТНВД и форсунки. Турбину Borg Warner давно сменил агрегат компании «Турботехника» из подмосковного Протвино, а электронные блоки управления поставляет московская фирма «Ителма».
Читайте также:
Известный производитель тяжеловозной прицепной техники из Челябинской области кардинально изменил фирменный стиль и логотип. В компании рассказали, что это связано с глобальной модернизацией производства и постоянным повышением качества продукции.
Комфортные условия для пассажиров автобусов в зимний период обеспечивают системы отопления. Они должны быть эффективными, надежными, недорогими в обслуживании и простыми в ремонте
Лишь на первый взгляд полноприводные тягачи – экзотика. Где угодно, только не у нас. Они очень нужны там, где дорога – понятие относительное. А таких мест в России предостаточно