Моторы для спортивных грузовиков – есть ли предел мощности?
В мире моторов
Девятнадцатикратный победитель «КАМАЗ» начинал с обычных V8 КАМАЗ‑740, потом ставили экспериментальные V10 КАМАЗ‑741 объемом 13,56 л, форсированные до 500 л. с. С 1994 года на «боевых» машинах стоял двигатель ЯМЗ‑846 объемом 17,24 литра, затем ЯМЗ‑7Э846, того же объема, с номинальной мощностью 730 л. с. и моментом 2700 Н·м. Позже появился двигатель ЯМЗ‑7Э846.10-07, объемом 18,47 литра и мощностью 830 л. с. В 2012 году изменились технические требования, ввели ограничения на предельный объем двигателей в 16,5 литра.
Поэтому в 2014 году команда начала использовать моторы V8 Liebherr D9508 объемом 16,16 литра, с номинальной настройкой 680 л. с. и 3125 Н·м. Этот дизель швейцарцы разрабатывали и выпускали совместно с MAN, в Германии он называется MAN D2868. Ралли-рейд «Дакар-2018» стал последним, в котором на грузовиках позволяли использовать моторы объемом более 13 литров. В Челнах двигатель на замену Liebherr начали искать еще в 2016 году и остановились на китайском рядном Cummins QSZ13, который используют и сейчас.
А на чем ездит МАЗ‑6440RR Сергея Вязовича? Вовсе не на моторе ЯМЗ. Там установлена рядная «шестерка» Caterpillar C13, объемом 12,5 литра, двигатель доводила и форсировала чешская гоночная команда Buggyra. Этот форсированный Cat носит название Gyrtech G‑13, а устанавливают его на гоночные Tatra. Вопрос: а где же знаменитые «татровские» дизели-воздушники? Нет их, и все потому, что нет давно той «Татры» …
Получается, что ни в России, ни в Белоруссии, вот именно сейчас, своего 13-литрового дизеля не существует? Ближе всего к применению в автоспорте 12-литровая «шестерка» КАМАЗ‑910 с максимальной мощностью до 550 л. с., с моментом до 2540 Н·м. Есть еще перспективный мотор КАМАЗ‑920 «двойного назначения», то есть еще и для армии, который создан на основе 910-го, и благодаря двухступенчатому турбонаддуву, при том же объеме выдает мощность 700-750 л. с. С весны 2023 года запущен в производство 13-литровый KAMAЗ‑910.52 с увеличенным объемом и возросшим моментом. В Ярославле работают над моторами ЯМЗ‑770 и ЯМЗ‑780, объемом 12,4 л, с мощностью в гражданском варианте до 550 л. с., в версии для Министерства обороны он будет развивать до 750 л. с. Справедливости ради стоит отметить, что еще в 2016 году были планы выставить на «Дакар» гоночный «Урал Next» с 1000-сильным ЯМЗ‑780. Однако не задалось…
А сейчас на спортивном «Урале» команды UralMotorSport применяется мотор IVECO Cursor 13 объемом 12,9 л, с максимальной настройкой мощности в номинале 560 л. с. и с крутящим моментом до 2500 Н·м. Но это характеристики исходного, стандартного мотора. Для спорта эти двигатели форсируют в исследовательском центре FIAT Power Train (FPT Industrial) в Швейцарии. Естественно, именно на IVECO Cursor 13 ездит Жерар де Рой, благодаря ему он дважды поднимался на высшую ступень пьедестала «Дакара». И, конечно, ни о каких стандартных характеристиках здесь не может быть и речи. С этими двигателями IVECO выступает на «Дакаре» с конца 2000-х годов и они себя зарекомендовали как очень надежные, мощные. Первоначально спортивный Cursor 13 развивал 840 л. с. и 3600 Н·м, в 2014 году уже 900 л. с. и 3800 Н·м.
Откуда силы берутся ?
По словам начальника управления спорта и форсированных испытаний автозавода «Урал» Дмитрия Наговицына, их мотор уже перевалил за отметку в тысячу лошадей и имеет крутящий момент 4500 Н·м. Напомним, что по итогам прошедшего ралли-марафона «Дакар-2023» победителем грузового зачета стал Янус ван Кастерен на IVECO, серебро и бронза тоже достались экипажам IVECO. Отличный результат, но только «КАМАЗ-Мастер» там не участвовал…
И все же, где источник такой мощности этих моторов? Откуда берутся дополнительные лошадиные силы? Ведь мощность и момент больше практически в два раза относительно номинала! 1000 л. с. с 13 литров объема – это та мощность, без которой сейчас ни на «Дакар», ни на «Шелковый путь» не стоит даже заявку подавать. Все секреты давно известны: работа по подбору характеристик турбокомпрессора и повышение давления наддува, улучшение наполнения цилиндров воздухом, подбор фаз газораспределения, затем настройка ТНВД и всей топливной аппаратуры, оптимизация программы управления двигателем. Но так, чтобы не в ущерб надежности.
Если мотор «наддуть» очень сильно, не изменяя ничего в конструкции, то в первую очередь на вытянутых болтах «поднимается» головка блока, раскроется газовый стык. Чуть позже, а может и раньше, ослабнет крепление коренных крышек коленвала. Вполне реально «вылетают» форсунки. Словно пули, отстреливаются гайки или болты крепления головки блока. При очень большом давлении в камерах сгорания блок цилиндров вообще может разорвать по горизонтали… Форсировка – это грамотное преодоление проблем с мотором, которые нарастают лавинообразно. Как бы то ни было, а мотор IVECO Cursor 13 в этом году отлично отработал не только на победу голландцев, но и не подвел дебютантов «Шелкового пути» – экипаж UralMotorSport.
Другие материалы:
Достоинства пластикового оперения
Как уберечь от досадных поломок один из самых дорогостоящих агрегатов любой техники – двигатель, и выжать из него максимальный ресурс? Правильно эксплуатировать, использовать качественное топливо и заливать хорошее, проверенное моторное масло.
Планируется, что с 1 октября 2025 года любой автомобиль такси должен быть произведен на отечественных заводах. Как это скажется на рынке такси? Мнение Дмитрия Матвеева, генерального директора компании «Мой автопрокат»
По каким направлениям ставки на перевозки автотранспортом выросли и снизились сильнее всего для различных типов кузовов