Моторы для спортивных грузовиков – есть ли предел мощности?
В мире моторов
Девятнадцатикратный победитель «КАМАЗ» начинал с обычных V8 КАМАЗ‑740, потом ставили экспериментальные V10 КАМАЗ‑741 объемом 13,56 л, форсированные до 500 л. с. С 1994 года на «боевых» машинах стоял двигатель ЯМЗ‑846 объемом 17,24 литра, затем ЯМЗ‑7Э846, того же объема, с номинальной мощностью 730 л. с. и моментом 2700 Н·м. Позже появился двигатель ЯМЗ‑7Э846.10-07, объемом 18,47 литра и мощностью 830 л. с. В 2012 году изменились технические требования, ввели ограничения на предельный объем двигателей в 16,5 литра.
Поэтому в 2014 году команда начала использовать моторы V8 Liebherr D9508 объемом 16,16 литра, с номинальной настройкой 680 л. с. и 3125 Н·м. Этот дизель швейцарцы разрабатывали и выпускали совместно с MAN, в Германии он называется MAN D2868. Ралли-рейд «Дакар-2018» стал последним, в котором на грузовиках позволяли использовать моторы объемом более 13 литров. В Челнах двигатель на замену Liebherr начали искать еще в 2016 году и остановились на китайском рядном Cummins QSZ13, который используют и сейчас.
А на чем ездит МАЗ‑6440RR Сергея Вязовича? Вовсе не на моторе ЯМЗ. Там установлена рядная «шестерка» Caterpillar C13, объемом 12,5 литра, двигатель доводила и форсировала чешская гоночная команда Buggyra. Этот форсированный Cat носит название Gyrtech G‑13, а устанавливают его на гоночные Tatra. Вопрос: а где же знаменитые «татровские» дизели-воздушники? Нет их, и все потому, что нет давно той «Татры» …
Получается, что ни в России, ни в Белоруссии, вот именно сейчас, своего 13-литрового дизеля не существует? Ближе всего к применению в автоспорте 12-литровая «шестерка» КАМАЗ‑910 с максимальной мощностью до 550 л. с., с моментом до 2540 Н·м. Есть еще перспективный мотор КАМАЗ‑920 «двойного назначения», то есть еще и для армии, который создан на основе 910-го, и благодаря двухступенчатому турбонаддуву, при том же объеме выдает мощность 700-750 л. с. С весны 2023 года запущен в производство 13-литровый KAMAЗ‑910.52 с увеличенным объемом и возросшим моментом. В Ярославле работают над моторами ЯМЗ‑770 и ЯМЗ‑780, объемом 12,4 л, с мощностью в гражданском варианте до 550 л. с., в версии для Министерства обороны он будет развивать до 750 л. с. Справедливости ради стоит отметить, что еще в 2016 году были планы выставить на «Дакар» гоночный «Урал Next» с 1000-сильным ЯМЗ‑780. Однако не задалось…
А сейчас на спортивном «Урале» команды UralMotorSport применяется мотор IVECO Cursor 13 объемом 12,9 л, с максимальной настройкой мощности в номинале 560 л. с. и с крутящим моментом до 2500 Н·м. Но это характеристики исходного, стандартного мотора. Для спорта эти двигатели форсируют в исследовательском центре FIAT Power Train (FPT Industrial) в Швейцарии. Естественно, именно на IVECO Cursor 13 ездит Жерар де Рой, благодаря ему он дважды поднимался на высшую ступень пьедестала «Дакара». И, конечно, ни о каких стандартных характеристиках здесь не может быть и речи. С этими двигателями IVECO выступает на «Дакаре» с конца 2000-х годов и они себя зарекомендовали как очень надежные, мощные. Первоначально спортивный Cursor 13 развивал 840 л. с. и 3600 Н·м, в 2014 году уже 900 л. с. и 3800 Н·м.
Откуда силы берутся ?
По словам начальника управления спорта и форсированных испытаний автозавода «Урал» Дмитрия Наговицына, их мотор уже перевалил за отметку в тысячу лошадей и имеет крутящий момент 4500 Н·м. Напомним, что по итогам прошедшего ралли-марафона «Дакар-2023» победителем грузового зачета стал Янус ван Кастерен на IVECO, серебро и бронза тоже достались экипажам IVECO. Отличный результат, но только «КАМАЗ-Мастер» там не участвовал…
И все же, где источник такой мощности этих моторов? Откуда берутся дополнительные лошадиные силы? Ведь мощность и момент больше практически в два раза относительно номинала! 1000 л. с. с 13 литров объема – это та мощность, без которой сейчас ни на «Дакар», ни на «Шелковый путь» не стоит даже заявку подавать. Все секреты давно известны: работа по подбору характеристик турбокомпрессора и повышение давления наддува, улучшение наполнения цилиндров воздухом, подбор фаз газораспределения, затем настройка ТНВД и всей топливной аппаратуры, оптимизация программы управления двигателем. Но так, чтобы не в ущерб надежности.
Если мотор «наддуть» очень сильно, не изменяя ничего в конструкции, то в первую очередь на вытянутых болтах «поднимается» головка блока, раскроется газовый стык. Чуть позже, а может и раньше, ослабнет крепление коренных крышек коленвала. Вполне реально «вылетают» форсунки. Словно пули, отстреливаются гайки или болты крепления головки блока. При очень большом давлении в камерах сгорания блок цилиндров вообще может разорвать по горизонтали… Форсировка – это грамотное преодоление проблем с мотором, которые нарастают лавинообразно. Как бы то ни было, а мотор IVECO Cursor 13 в этом году отлично отработал не только на победу голландцев, но и не подвел дебютантов «Шелкового пути» – экипаж UralMotorSport.
Другие материалы:
Достоинства пластикового оперения
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.
Покупка шин – одна из самых затратных статей любого автотранспортного предприятия или эксплуатирующей организации. От их характеристик, качества и ресурса зависит эффективность перевозок. При выборе шин во главу угла ставится стоимость километра их пробега