Спортивный грузовик «Урал» – почему он капотный?
Другой ритм, другие скорости
Более чем удачный трак-триальный опыт, полученный ранее инженерами и спортсменами автозавода «Урал» невозможно применить в ралли-рейдах, машина нужна совершенно другая. А еще в корне отличается работа пилота и штурмана. Трак-триал – соревнования по преодолению препятствий: приходится не спеша, но поторапливаясь ездить по очень крутым косогорам, переползать через траншеи, форсировать специально созданные водные препятствия, маневрировать в ограниченном пространстве на «станциях». А как проходят этапы ралли-рейдов нам хорошо показывают по ТВ. Там совсем другой ритм, другие скорости. И другая протяженность этапов – иной раз по 300-500 километров надо пройти за день, причем на время. Это все равно, что поехать из Москвы в Питер, но не по трассе М10 или М11, а параллельно ей – по полям и грунтовкам…
В основе грузовика для триала все же лежит серийный автомобиль, пусть и с доработками. А машина для ралли-рейдов, по большому счету, создается специально для этих соревнований, и там уже мало что остается от конвейерного автомобиля. За время существования гонок серии «Дакар» сформировалась определенная концепция в конструкции этих автомобилей. И не важно, в каком зачете ралли они выступают. Дакаровский Volkswagen Tuareg совершенно другой автомобиль по сравнению с обычным «Туарегом», а HINO 500 и близко не стоит с японским «среднетоннажником».
Разрешено все, что не запрещено
Можно вспомнить, как на «Дакар» 1988 года голландцы выставили DAF TurboTwin. И это была машина не с двумя турбинами, как может показаться из названия, а машина c двумя моторами! Каждый из двух двигателей имел рабочий объем 11,6 литра, турбокомпрессоров было даже не два, а три. Суммарно получалось двенадцать цилиндров, 23 литра объема и шесть турбин! С двух дизелей снимали фантастические по тем временам 1220 л. с. и общий крутящий момент в 4700 Н·м. Максимальная скорость 240 километров в час! Что там у Яна де Роя в том DAF было серийного? Лампочки в фарах?
Наши дакаровские КАМАЗы строятся командой «КАМАЗ-Мастер» по тому же принципу – разрешено все, что не запрещено. И еще один интересный момент: практически на всех грузовиках для ралли-рейдов, вне зависимости от марки используют агрегаты и комплектующие от одних и тех же производителей. Применяют все самое лучшее, что есть в мире.
Понятное дело, что «Урал» для ралли-рейдов создавали с одной стороны с оглядкой на техрегламент, а с другой – используя опыт конкурентов. И конкурентов не только из Набережных Челнов. В частности, машину решили сделать с капотной компоновкой. Главное, так лучше развесовка по осям, она практически идеальная – «пятьдесят на пятьдесят», и пилот острее чувствует автомобиль. При этом экипаж не сидит «на колесе», меньше ударные нагрузки, ехать комфортнее. На гонках серии «Дакар» компрессионный перелом позвоночника – распространенная травма… А капотная машина идет, почти не замечая неровностей.
На де Роев глядя
Вопрос: почему же тогда на ралли-рейдах так широко распространены именно бескапотные грузовики? Ответ: чисто из маркетинговых соображений автозаводов. Гоночные грузовики и так сильно отличаются от серийных, а тут еще вдруг появляется, казалось бы, давно забытая капотная схема. Между тем, еще на гонке Париж-Дакар в 1982 году, Ян де Рой дебютировал именно на капотном DAF 3300. В 2013 году уже его сын Жерар де Рой выехал на «Дакар», но вовсе не на DAF, а на IVECO. И этот болид был капотным, созданным на основе австралийского IVECO Powerstar. Причем спортивная команда Team De Rooy строила эту машину для себя, другие гонщики IVECO ездят на «бескапотниках». За несколько лет «капотник» отладили, и в результате на «Дакаре‑2016» Жерар де Рой увез главный приз домой, в Нидерланды. Напомним, что капотный гоночный КАМАЗ был построен как раз, во многом глядя на машину де Роев. Но камазовцы использовали «чужую» кабину – внедорожника Mercedes-Benz Zetros.
Сейчас у «КАМАЗ-Мастер» уже второе поколение «капотника», но он выступает только на внутренних российских гонках, не на международных сериях «Дакар». Таковы требования гоночного техрегламента – кабина должна быть сертифицирована и выпускаться на автозаводе.
Команда «МАЗ-СПОРТавто» в 2010 году тоже начинала с бескапотной машины, но в 2018 году грузовик для ралли-рейдов МАЗ‑6440RR стал уже капотным, и на «Дакаре-2020» белорусы заняли почетное третье место. Здесь использовалась кабина МАЗ‑5440 и оригинальное пластиковое оперение. Победа Сергея Вязовича на «Шелковом пути-2023» – еще одно подтверждение эффективности применения на гонках «капотников». А для «Урала» капот давно привычен…
Читайте также:
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Где и сколько стоит топливо: 9 декабря
Рационализм при выборе подержанного фургона Citroen Jumper диктует отмести машины моложе 2014 года. Они и дороги, и окупятся не скоро