Галерея (6)


Интерьер более чем спартанский. Зато все предельно функционально
Работа штурмана – сидячая, за компьютером
Оперение «Урала Next» очень удачно совместили с бывшей кабиной IVECO
Для лучшей развесовки мотор и раздатка ZF максимально сдвинуты назад
Внутри кабины смонтирован обязательный на гонках каркас безопасности
Спойлер на задней стенке может и не нужен, но скорость-то под 160 км/ч!
Главная > Статьи > Автомобили > Грузовики > Спортивный грузовик «Урал» – почему он капотный?

Спортивный грузовик «Урал» – почему он капотный?

Чем отличается трак-триал от ралли-рейда? Какие машины нужны для этих соревнований?
Спортивный грузовик «Урал»

Другой ритм, другие скорости

Более чем удачный трак-триальный опыт, полученный ранее инженерами и спортсменами автозавода «Урал» невозможно применить в ралли-рейдах, машина нужна совершенно другая. А еще в корне отличается работа пилота и штурмана. Трак-триал – соревнования по преодолению препятствий: приходится не спеша, но поторапливаясь ездить по очень крутым косогорам, переползать через траншеи, форсировать специально созданные водные препятствия, маневрировать в ограниченном пространстве на «станциях». А как проходят этапы ралли-рейдов нам хорошо показывают по ТВ. Там совсем другой ритм, другие скорости. И другая протяженность этапов – ​иной раз по 300-500 километров надо пройти за день, причем на время. Это все равно, что поехать из Москвы в Питер, но не по трассе М10 или М11, а параллельно ей – ​по полям и грунтовкам…

Работа штурмана – сидячая, за компьютером

В основе грузовика для триала все же лежит серийный автомобиль, пусть и с доработками. А машина для ралли-рейдов, по большому счету, создается специально для этих соревнований, и там уже мало что остается от конвейерного автомобиля. За время существования гонок серии «Дакар» сформировалась определенная концепция в конструкции этих автомобилей. И не важно, в каком зачете ралли они выступают. Дакаровский Volkswagen Tuareg совершенно другой автомобиль по сравнению с обычным «Туарегом», а HINO 500 и близко не стоит с японским «среднетоннажником».

Интерьер более чем спартанский. Зато все предельно функционально

Разрешено все, что не запрещено

Можно вспомнить, как на «Дакар» 1988 года голландцы выставили DAF TurboTwin. И это была машина не с двумя турбинами, как может показаться из названия, а машина c двумя моторами! Каждый из двух двигателей имел рабочий объем 11,6 литра, турбокомпрессоров было даже не два, а три. Суммарно получалось двенадцать цилиндров, 23 литра объема и шесть турбин! С двух дизелей снимали фантастические по тем временам 1220 л. с. и общий крутящий момент в 4700 Н·м. Максимальная скорость 240 километров в час! Что там у Яна де Роя в том DAF было серийного? Лампочки в фарах?

Наши дакаровские КАМАЗы строятся командой «КАМАЗ-Мастер» по тому же принципу – ​разрешено все, что не запрещено. И еще один интересный момент: практически на всех грузовиках для ралли-рейдов, вне зависимости от марки используют агрегаты и комплектующие от одних и тех же производителей. Применяют все самое лучшее, что есть в мире.

Спойлер на задней стенке может и не нужен, но скорость-то под 160 км/ч!

Понятное дело, что «Урал» для ралли-рейдов создавали с одной стороны с оглядкой на техрегламент, а с другой – ​используя опыт конкурентов. И конкурентов не только из Набережных Челнов. В частности, машину решили сделать с капотной компоновкой. Главное, ​так лучше развесовка по осям, она практически идеальная – ​«пятьдесят на пятьдесят», и пилот острее чувствует автомобиль. При этом экипаж не сидит «на колесе», меньше ударные нагрузки, ​ехать комфортнее. На гонках серии «Дакар» компрессионный перелом позвоночника – ​распространенная травма… А капотная машина идет, почти не замечая неровностей.

Для лучшей развесовки мотор и раздатка ZF максимально сдвинуты назад

На де Роев глядя

Вопрос: почему же тогда на ралли-рейдах так широко распространены именно бескапотные грузовики? Ответ: чисто из маркетинговых соображений автозаводов. Гоночные грузовики и так сильно отличаются от серийных, а тут еще вдруг появляется, казалось бы, давно забытая капотная схема. Между тем, еще на гонке Париж-Дакар в 1982 году, Ян де Рой дебютировал именно на капотном DAF 3300. В 2013 году уже его сын Жерар де Рой выехал на «Дакар», но вовсе не на DAF, а на IVECO. И этот болид был капотным, созданным на основе австралийского IVECO Powerstar. Причем спортивная команда Team De Rooy строила эту машину для себя, другие гонщики IVECO ездят на «бескапотниках». За несколько лет «капотник» отладили, и в результате на «Дакаре‑2016» Жерар де Рой увез главный приз домой, в Нидерланды. Напомним, что капотный гоночный КАМАЗ был построен как раз, во многом глядя на машину де Роев. Но камазовцы использовали «чужую» кабину – ​внедорожника Mercedes-Benz Zetros.

Оперение «Урала Next» очень удачно совместили с бывшей кабиной IVECO

Сейчас у «КАМАЗ-Мастер» уже второе поколение «капотника», но он выступает только на внутренних российских гонках, не на международных сериях «Дакар». Таковы требования гоночного техрегламента – ​кабина должна быть сертифицирована и выпускаться на автозаводе.

Внутри кабины смонтирован обязательный на гонках каркас безопасности

Команда «МАЗ-СПОРТавто» в 2010 году тоже начинала с бескапотной машины, но в 2018 году грузовик для ралли-рейдов МАЗ‑6440RR стал уже капотным, и на «Дакаре-2020» белорусы заняли почетное третье место. Здесь использовалась кабина МАЗ‑5440 и оригинальное пластиковое оперение. Победа Сергея Вязовича на «Шелковом пути-2023» – ​еще одно подтверждение эффективности применения на гонках «капотников». А для «Урала» капот давно привычен…

Читайте также:

«Спортсмен» из Миасса

Финиш «Шелкового пути»

«Урал» расширяет производство

Планы автозавода поменялись


Теперь нас можно читать и смотреть в Telegram



Лизинг является самым популярным инструментом приобретения грузовиков. О рынке лизинга беседа Дмитрия Поцелуевского, главного редактора журнала «Рейс», с Андреем Гладковым, Генеральным директором АО «Лизинговая компания «КАМАЗ».

Цена топлива

Где и сколько стоит топливо: 6 мая

Цены на бензин и дизтопливо в различных регионах

Кабина тягача Chenglong H7

Кабина тягача Chenglong H7 – место жительства водителя

Летом прошлого года еще один грузовой китайский бренд появился на российском автомобильном рынке

Галерея (6)

Интерьер более чем спартанский. Зато все предельно функционально
Работа штурмана – сидячая, за компьютером
Оперение «Урала Next» очень удачно совместили с бывшей кабиной IVECO
Для лучшей развесовки мотор и раздатка ZF максимально сдвинуты назад
Внутри кабины смонтирован обязательный на гонках каркас безопасности
Спойлер на задней стенке может и не нужен, но скорость-то под 160 км/ч!

Комментировать





Поделиться