Грузовик «Урал Next» для ралли-рейдов – «спортсмен» из Миасса
Дебют в ралли-рейде
У автозавода «Урал» большой опыт участия в соревнованиях по трак-триалу на грузовиках. В 90-х и вплоть до середины 2000-х годов заводская команда очень успешно выступала в трак-триалах, проводимых в Минске, Миассе и подмосковных Бронницах. Там их конкурентами становились гонщики Минского автозавода, ГАЗа, КАМАЗа и Завода имени Лихачева. Но эти автозаводы в разное время участвовали еще и в кольцевых гонках, и в автокроссе. Для «Уралов», в силу специфики, ближе всего оказался именно трак-триал.
Кроме постоянных призов, получаемых на российских соревнованиях, заводские гонщики трижды выигрывали европейский турнир Europa Truck-Trial. А там выступали спортсмены из Германии, Австрии, Венгрии, Чехии, из Франции и Италии – в этих странах пользуются большой популярностью подобные внедорожные соревнования. В Европе спортсмены из Миасса побеждали в категории машин с колесными формулами 6х6 и 8х8, а в России и в Белоруссии также и среди двухосных грузовиков 4х4. Но в ралли-рейдах автозавод участвует впервые.
Машина чемпионов
Основными грузовиками для трак-триала были «Урал‑4320» 6х6 и четырехосные бескапотные «Урал‑5323» 8х8. Для большей надежности спортивные «Уралы» с 2000 года стали дорабатывать в экспериментальном цехе автозавода. Изменения в конструкции грузовиков проводили с учетом технических требований к спортивным автомобилям для трак-триала. Установили дизель Deutz BF6M1015 – это V-образная «шестерка» водяного охлаждения, объемом 12 литров, мощностью 325 или 400 л. с. Почему ставили импортный мотор? В первую очередь, это допускалось техрегламентом и в России, и в Европе. В тот момент для АЗ «Урал» дизель КАМАЗ‑740 уже стал «чужим» двигателем. «Шестерка» ЯМЗ‑236 даже с наддувом была слаба, а V8 15-литровый ЯМЗ‑238/ЯМЗ‑7511, пусть и мощный – 400 л. с., но тяжелый.
Коробку и сцепление тоже использовали импортные. Сцепление – однодисковое диафрагменное ZF Sachs MFZ 430, коробки – механические 9-ступенчатые Eaton, потом их заменили на 9-ступенчатые ZF Ecomid 9S1310. Раздаточная коробка была обычная, «ураловская», но с пневматическим управлением. На спортивных «Уралах» ставили «родные» мосты с блокировкой межколесных дифференциалов. Причем оснащали блокировкой даже передний мост, хотя она не особо нужна – с ней сложнее управлять автомобилем.
В Европе некоторые спортсмены из Германии, Австрии и Франции и сейчас выступают именно на «Уралах», причем как на переоборудованных 375-х с установленными на них дизелями, так и на «Уралах‑4320». Это грузовики, списанные из армии ГДР. Кроме того, там делают очень интересные триальные машины на основе «Урала». В категории «прототипы» выступает полноприводный и полноуправляемый «Урал» 6х6, у которого вместо стандартных среднего и заднего ведущих мостов установлены передние, управляемые мосты.
Возрождение интереса
Ближе к середине 2000-х годов проведение профессиональных соревнований по трак-триалу стало сокращаться и постепенно прекратилось полностью. В Европу команда автозавода «Урал» уже не ездила – наверное, к радости тамошних спортсменов. В России и Белоруссии изредка проводили любительские соревнования в карьерах и лесах. В 2018 году группа энтузиастов возродила чемпионат России по трак-триалу, состоящий из четырех этапов, но в любительском формате.
Сейчас интерес к трак-триалу возрождается. Из последних соревнований – зимний трак-триал «Лебёдушкино озеро», прошедший в Тверской области в феврале 2023 года. В зачете грузовиков 4х4 заводская команда на «Урале‑43206» (после почти 20-летнего перерыва!) заняла второе место. Из двух выступавших КАМАЗов один получил «бронзу». А первое место заняли подмосковные спортсмены на модернизированном ЗиЛ‑131.
Конечно, в новом триальном «Урале» учтены все технические наработки прошлых лет. И в то же время эта машина действительно новая. Здесь стоит дизель ЯМЗ-536 мощностью 312 л. с. с моментом 1226 Н·м. Этот мотор на 100 сил мощнее и на 100 кг легче атмосферного «камазовского» V8, когда-то устанавливаемого на «Урал-4320». Кабина «Урал Next» одна из самых комфортных на грузовиках-вездеходах.
Спортивная составляющая
Во времена СССР среди военнослужащих срочной службы в большом почете были нагрудные значки «Воин-спортсмен», которые выдавали за выполнение нормативов специального военно-спортивного комплекса. Если бы подобный комплекс Министерство обороны учредило и для армейских автомобилей, то наверняка первыми награду получили бы грузовики «Урал». Но не сразу, в середине 60-х годов, а позже. Потому, что в первую очередь, это, конечно же, был военный вездеход, а уже спортивная составляющая у миасских грузовиков появилась только в 90-х, когда стали проводить соревнования по трак-триалу.
Читайте также:
Сервисный контракт – это договор на регламентное техобслуживание автомобиля. Такую услугу предоставляет уполномоченный дистрибьютор грузовой техники SANY в России компания ODIN Group. Какую пользу получает владелец транспортного средства и как выполняет свои обязательства дилер?
Транспортная компания БСУ‑1 из города Тюмень проводит испытания шин Triangle модели TRD06. Делимся первыми результатами
Премьера грузовика КАМАЗ‑4555 «Атлант 50» состоялась на выставке MiningWorld Russia‑2024. Карьерный самосвал грузоподъемностью 50 тонн предназначен для перевозки скальной и смешанной породы. По этим параметрам новинка схожа с самосвалом-углевозом «Атлант 49», который пришел на смену европейским карьерным грузовикам