ИВЕКО-АМТ – место рождения тяжелых грузовиков
Они строили БАМ
Из всех закрывшихся после февраля 2022 года автозаводов, выпускавших иностранные грузовики в России, наверное, сложнее всего было вернуть к жизни «ИВЕКО-АМТ» из Миасса. Главная причина – там выпускали полноприводные тяжелые грузовики с колесными формулами 6х6, а также 8х8, 10х6 и 10х10. Понятно, что ныне на этот завод легко «навесить всех собак» за выпуск техники якобы двойного назначения. При этом вина «ИВЕКО-АМТ» была лишь в том, что в 1994 году автозавод открыли именно под выпуск полноприводных Magirus-Deutz 6х6. Он же IVECO 330.30 ANW или «ИВЕКО-УралАЗ‑330.30». Грузовики Magirus-Deutz, в том числе и самосвалы 290D26K 6х4, очень хорошо зарекомендовали себя в середине 70-х на строительстве БАМа, в Сибири, на Дальнем Востоке. Причем владельцем третьей части акций совместного предприятия, кроме итальянцев из IVECO и АЗ «Урал», было вовсе не Министерство обороны России, а «ГАЗПРОМ».
За 30-летнюю историю совместного предприятия не было случая, чтобы его грузовики участвовали в парадах Российской армии. Тягачи «ИВЕКО-УралАЗ‑330.30» с тралами перевозили тяжеленные бульдозеры и экскаваторы по более чем сложным дорогам или вообще без них. Полноприводные самосвалы работали на начальных этапах сибирских строек. Вездеходные автопоезда круглый год вывозили хлысты с самых дальних лесных делянок. Работы для этих машин хватало… И не было никакой необходимости делать из этих тружеников тягачи-танковозы или ориентировать их под буксировку артиллерийских систем. Для выпуска подобных армейских автомобилей в России были и есть другие заводы. Так как же теперь, без итальянцев, удалось перезапустить этот автомобильный завод?
Развод по-итальянски
У нас любят называть грузовики «ИВЕКО-УралАЗ»/«ИВЕКО-АМТ» наследниками Magirus. Да, наследники… Однако на самом деле между теми «Магирусами» из германского Ульма и тяжелыми грузовиками IVECO Trakker, которые потом по лицензии собирали в Миассе, была огромная пропасть. И в конструкции, и в технологиях. Сейчас можно сказать: просто замечательно, что мы не зациклились на выпуске этих «капотников». И что не получилось запустить производство дизелей V8 и V10 с воздушным охлаждением Deutz F8L и F10L в Кокчетаве. С капотной компоновкой не было бы возможности выпускать «четырехосники» 8х4, 8х8 и тем более 10х10. И перспектив у «воздушника» оставалось совсем немного.
Уже весной 1997 года в Миассе начали выпускать бескапотный «ИВЕКО-УралАЗ‑6329», с кабиной IVECO TurboStar и 14-литровой рядной «шестеркой» жидкостного охлаждения IVECO 8210.42К на 370 л. с. А с 2004 года на грузовики СП «ИВЕКО-АМТ» начали устанавливать современные кабины IVECO Trakker и двигатели Cursor13. Сейчас можно только сказать спасибо итальянцам за такую помощь, за науку. Плодотворное было сотрудничество! С другой стороны, за почти 30 лет работы «ИВЕКО-УралАЗ», а потом «ИВЕКО-АМТ» очень эффективно укрепляли репутацию итальянцев в России. Все же магистральные грузовики IVECO Stralis не были в большом почете у российских перевозчиков, а строительные IVECO Trakker уважали. И во многом уважали именно собранные в Миассе «Траккеры» за качество и насыщенность российскими опциями.
Однако еще не закончился февраль 2022 года, как в Турине разорвали сотрудничество с «ИВЕКО-АМТ», полностью прекратили поставки агрегатов и комплектующих. При этом кому, как не партнерам с Апеннинского полуострова было точно известно о гражданской специфике применения миасских вездеходов. Другие западные компании уходили «мягче», старались выполнить договорные обязательства. А в августе 2022 года компания IVECO вышла из состава акционеров предприятия ООО «IVECO-AMT». Так было образовано ООО «АМТ N.V.». Но о продолжении сборки именно IVECO Trakker не могло быть и речи. Предприятие стояло на грани катастрофы, практически в шаге от закрытия. При этом необходимо было сохранить коллектив – 225 высококвалифицированных рабочих, 120 конструкторов, технологов и других ИТР. Как-то решить проблемы клиентов, которые разместили заказы еще до начала СВО, и фактически остались без машин. Сохранить сервис и обеспечить запчастями ранее изготовленные грузовики IVECO Trakker.
Продолжение следует.
Читайте также:
Тяжелые грузовики IVECO Trakker
Дизельные двигатели FPT Industrial. Для IVECO и не только
Как уберечь от досадных поломок один из самых дорогостоящих агрегатов любой техники – двигатель, и выжать из него максимальный ресурс? Правильно эксплуатировать, использовать качественное топливо и заливать хорошее, проверенное моторное масло.
Планируется, что с 1 октября 2025 года любой автомобиль такси должен быть произведен на отечественных заводах. Как это скажется на рынке такси? Мнение Дмитрия Матвеева, генерального директора компании «Мой автопрокат»
По каким направлениям ставки на перевозки автотранспортом выросли и снизились сильнее всего для различных типов кузовов