Галерея (9)


Коробка с двумя вертикальными разъемами, коническими подшипниками на промвале и шестернями на иголках
Снизу хорошо видно, насколько компактна коробка Eaton 9S ESO14409, а она под 1400 Н.м и в ней 9 передач!
На коробке передач смонтирован гидронасос для работы надстройки
Зимой надо следить за состоянием чехлов тросов КП. Могут замерзнуть…
Тросовое управление коробкой передач Eaton находится Под полом кабины
Пневмоусилитель гидропривода сцепления смонтирован снизу коробки передач
Главный цилиндр сцепления находится за фальшрадиаторной облицовкой кабины
Главная > Статьи > Автобаза > Узлы и агрегаты > Трансмиссия грузовика Ford 1833. В Советском Союзе такого не было

Трансмиссия грузовика Ford 1833. В Советском Союзе такого не было

Все турецкие тяжелые грузовики Ford, поставляемые в Россию ранее, оснащались коробками передач производства концерна Zahnrad Fabrik. Коробки ZF стояли и на первых Ford Cargo, и на трехосных самосвалах, и на седельных тягачах Ford 1848Т, продаваемых сегодня

Загадка «Итона»

На самом новом тягаче F-MAX тоже без альтернативы используют новейшую модульную роботизированную 12-ступенчатую  коробку ZF 12TX2620 семейства Traхon​. Однако на шасси Ford 1833 установлена американская КП Eaton 9S ESO14409, которую делают в Польше, на заводе Eaton Truck Components Europe в Гданьске. Как расшифровываются обозначения коробок передач ZF, наши перевозчики более-менее знают, но что за набор букв и цифр у Eaton? Для большинства это является загадкой. А главный здесь – ​индекс ESO14409. В нем E – ​это Eaton, а S указывает на то, что коробка синхронизирована. Почему в XXI веке Eaton считает необходимым говорить о наличии синхронизаторов? Дело в том, что когда в середине 90-х годов в Россию начали завозить пусть и «хорошо подержанные», но настоящие американские седельные тягачи, вдруг выяснилось, что практически на всех них стоят КП Eaton Fuller безо всяких синхронизаторов. Ездить с этими коробками – ​надо было приноровиться.
   Потом в России появились «китайцы», сплошь с коробками Fast Gear, то есть лицензионными Eaton Fuller. Оказалось, что на китайских агрегатах тоже нет синхронизаторов. Однако вернемся к обозначениям коробок. Буква O говорит о том, что здесь есть повышающая передача, или Overdrive. Число 14 – ​максимальный крутящий момент двигателя, на который рассчитана коробка, но 14 надо умножить на 10. Получается, что Eaton 9S ESO14409 выдерживает момент в 1400 Н.м, и по отношению к двигателю Ecotorq 9 (330 л. с./1300 Н.м) есть запас. Следующая «четверка» в индексе – ​поколение этих коробок, а 09 – ​количество передач вперед. Передаточные числа у Eaton 9S ESO14409 от 9,48 до 0,75. Причем у первой передачи число 9,48, а у второй – ​6,55. Разница в три единицы позволяет называть первую передачу Crawler, то есть «ползущая». Передача, необходимая в тяжелых дорожных условиях или при выполнении каких-либо технологических транспортных операций. Для мусоровоза или для рефрижератора «черепаха» полезна при постановке автомобиля под загрузку/разгрузку, при маневрировании в ограниченном пространстве улиц современных городов.

Больше двух зубов

С конца 50-х годов в коробках Eaton Fuller применяют революционную по тем временам кинематическую схему с двумя промежуточными валами. Все сделано почти как на обычной трехвальной коробке: первичный вал, вторичный, но промежуточный не один, а два, разнесенные по сторонам. Распределение крутящего момента на две группы шестерен позволяет примерно на 40 % уменьшить ширину всех зубчатых муфт без увеличения напряжения в них. Грубо говоря, в зацеплении у первичного вала и промежуточного, находится не один, а два зуба. А с учетом косозубых шестерен – ​больше двух зубов. Динамические нагрузки на валы и подшипники значительно сокращаются, радиальная составляющая сил в зацеплении уменьшается вдвое, осевая нагрузка вообще отсутствует. А если нет осевой составляющей, значит можно ставить более долговечные роликовые подшипники на первичный и вторичные валы. Даже цилиндрические роликовые подшипники. Общая длина валов и, соответственно, всей коробки тоже уменьшается. Классные коробки и редкая схема! В СССР подобных коробок не было, а жаль…
   Схожая схема с двумя промвалами применяется на роботизированных коробках ZF AsTronic. Однако у Eaton 9S ESO14409 нет двух промвалов, эта коробка ​трехвальная. Между тем, здесь тоже тоннельный картер с вертикальными разъемами, и здесь тоже применяются роликовые подшипники. Конические на промежуточном вале и, что особенно удивительно, цилиндрические ролики на первичном. Не только шестерни вторичного вала вращаются на игольчатых подшипниках, но даже шестерня заднего хода работает на «иголках». Синхронизированы все передачи. Так устроена основная четырехступенчатая коробка, а планетарный понижающий редуктор-демультипликатор, расположенный в задней части корпуса, увеличивает число скоростей вдвое. В двухдиапазонном демультипликаторе нет ничего особенного, разве что пять сателлитов в «планетарке». Система смазки коробки – ​с масляным насосом, поэтому буксировка автомобиля с неисправным двигателем и не снятым карданом может обойтись очень дорого.
   У коробок Eaton 9S ESO14409 может быть даже электронно-пневматическое управление переключением передач, не говоря уже о переключении тягами. Но на Ford 1833 применено переключение тросами с пневмоусилителем. Схема переключения обычная для 5-ступенчатой коробки, переключение диапазонов в демультипликаторе осуществляется клавишей на рычаге, то есть использована схема 1Н.
   Судя по всему, 9S ESO14409 будет удобна в эксплуатации и надежна. Но Ford 1833 – ​похоже, единственный случай применения этой коробки в современной России. Налаживать ее сервисное сопровождение будет очень непросто. Все же у нас более распространены коробки ZF семейства Ecomid. В частности, ZF 9S 1310 на 1300 Н.м, которую делают в Набережных Челнах на СП «ЦФ Кама». Или более «мощная» 9S 1510 под моторы на 1500 Н.м. У них передаточные числа те же самые, от 9,48 до 0,75. А для развозных грузовиков и коммунальной техники будет очень хороша роботизированная ZF EcoTronicmid 9AS 1310. Опять-таки, коробка ZF позволит более глубоко локализовать Ford 1833 в Калининграде, уменьшит проблемы для дилеров.

Свои мосты

Долгое время Ford Otosan закупала ведущие мосты у известной фирмы ArvinMeritor, у которой есть в несколько заводов Европе. Такие мосты применяют IVECO, Volvo и Renault. На двухосный седельный тягач Ford ставят ведущий мост с одинарной гипоидной передачей и блокировкой дифференциала. Однако теперь вместо этих мостов применяют свои, «фордовские», естественно тоже гипоидные.
   Казалось бы, при том, что 18-тонное двухосное шасси для фургона-рефрижератора или мусоровоза близко по характеристикам к седельному тягачу Ford 4х2, ведущий мост на них вполне может быть одинаковым. Но это не так. При практически одинаковой осевой нагрузке, на шасси и мусоровоза, и изотермического фургона применяется свой задний мост. Хотя он, так же, как и на седельном тягаче, с одинарной главной передачей, здесь другие редуктор, балка и тормозные механизмы с оригинальным расположением энергоаккумуляторов. Понятно, что в зависимости от мощности двигателя, чисел коробки, возможных дорожных условий и применяемых шин, автозавод предлагает несколько вариантов передаточных чисел главной пары.
   Ранее на тягачах Ford Otosan применялись редукторы с числами 2,47; 2,64; 2,85 и 3,08. Как обычно, самое большое число применяют в сочетании с самым «слабым» мотором, или для тягача, ориентированного на тяжелые рейсы по горным серпантинам. Для шасси Ford 1833 используют редукторы с числом 4,63 или более скоростной и предпочтительный для автофургонов 4,11. Во всех редукторах есть блокировка не лишняя для России дифференциала.

Американский поставщик

Американская корпорация Eaton является мировым поставщиком коробок передач для грузовых автомобилей, электрических распределяющих и управляющих устройств, компонентов двигателей, гидросистем и полупроводникового оборудования. Продукцию производят в 28 странах и продают по всему миру. Сегодня заводы, принадлежащие Eaton, работают в США и Франции, Германии и Италии, Монако и Нидерландах, Польше, Испании и Великобритании.

 

Готовые решения на основе универсального двухосного шасси 1833

Галерея (9)

Коробка с двумя вертикальными разъемами, коническими подшипниками на промвале и шестернями на иголках
Снизу хорошо видно, насколько компактна коробка Eaton 9S ESO14409, а она под 1400 Н.м и в ней 9 передач!
На коробке передач смонтирован гидронасос для работы надстройки
Зимой надо следить за состоянием чехлов тросов КП. Могут замерзнуть…
Тросовое управление коробкой передач Eaton находится Под полом кабины
Пневмоусилитель гидропривода сцепления смонтирован снизу коробки передач
Главный цилиндр сцепления находится за фальшрадиаторной облицовкой кабины

Комментировать





Поделиться