Зимние грузовые шины

Разбираемся в понятии «зимняя грузовая шина», определяем ее преимущества перед всесезонной, выясняем возможности эксплуатации в теплое время года

Мнения

Кирилл Барановский
технический менеджер по развитию бизнеса компании Giti Tire (Россия, Украина, Прибалтика, Армения, Грузия)

Настоящие зимние шины должны проявлять себя на дорогах, покрытых снегом и льдом, лучше обычных (незимних) шин, без потери других ключевых свойств, например, сцепления на мокрой поверхности и ресурса. Чтобы добиться таких показателей, инженеры должны уделять внимание всем элементам шины без исключения. Основные силы при этом направлены на совершенствование дизайна протектора и состава резиновой смеси. До недавнего времени зимние шины для коммерческого транспорта (грузовиков/автобусов) были маркированы знаками М+S с функционально нечетко определенными требованиями к их свойствам. Однако теперь во главу угла ставятся требования Правил ECE117-02, которые заключается в том, что для получения сертификации (знака «трехпиковая вершина со снежинкой» на боковине) данная шина должна быть как минимум на 25% лучше по сцеплению на снегу по отношению к всесезонной. Компания Giti разрабатывает зимние шины, которые соответствуют требованиям Правил ECE117-02, и маркирует их знаком «трехпиковая вершина со снежинкой» на боковине. Если говорить о разнице по применяемым материалам и строению зимних шин и шин M+S, то в целом основные различия кроются в дизайне протектора и составе резиновой смеси. Конструкции элементов каркаса это касается в меньшей степени. Стандартное правило эксплуатации зимних шин звучит так: устанавливать новые зимние шины следует перед началом зимнего сезона. При этом все перевозчики понимают, что применительно к коммерческому транспорту переход с летних шин на зимние с заменой комплектов колес неудобен. Иметь два комплекта шин для каждого транспортного средства могут только очень обеспеченные компании. Именно учитывая данное обстоятельство, компания Giti предлагает шины, которые будут отлично работать в зимних условиях и при этом сохранят свой ресурс при работе в летний период. Также отмечу, что совсем необязательно ключевые параметры зимних шин при эксплуатации летом будут ухудшаться. Многое зависит от конкретных дорожных условий, соблюдения зависимости нагрузка/давление и технического состояния транспортного средства. Часто шины не достигают максимального пробега или недостаточно эффективны не из-за специфики конструкции или состава смеси протектора, а из-за некорректного подхода к эксплуатации. Что касается оптимального температурного диапазона эксплуатации зимних шин, то их характеристики начинают проявлять себя наиболее заметно, когда среднесуточная температура опускается ниже +5o С. Компания Giti имеет в своем ассортименте широкий спектр сертифицированных шин с маркировкой «трехпиковая вершина со снежинкой». Это прежде всего такие модели, как GSW226 – рулевая и прицепная ось; GAU861 – все оси городского автобуса; GAR820 – рулевая ось (17.5”); GDR619, GDR638, GDL617, GT659, GDR621, GT679, GT676 – приводная ось (магистральные и региональные перевозки) и GT676, GT686 – приводная ось (внедорожное применение) и др. Цена зимних шин выше всесезонных (M+S) примерно на 10%. Зимние шины ставят в основном на транспортные средства, задействованные на магистральных и региональных перевозках в странах, где их применение регламентировано законом.

Михаил Журавлев
директор департамента грузовых шин Michelin в Восточно-Европейской зоне

С первого января 2015 года Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» запрещает эксплуатацию транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами (то есть шинами, имеющими маркировку M+S и/ или 3PMSF) на всех осях транспортного средства в течение трех зимних месяцев (декабрь, январь, февраль). В снег, грязь и гололед шины должны гарантировать максимальную безопасность перевозок и минимальную стоимость километра пробега. Так что же такое «зимняя шина» и как ее выбрать? Ответ на это вопрос будет зависеть от условий эксплуатации конкретно взятого транспортного средства. Наша страна огромна, и климатические условия зимой меняются от региона к региону. Мы можем встретить большие территории, где нормой являются обильные снегопады, длительные периоды с температурой воздуха ниже нулевой отметки и оттепели. При этом на дороге сухой асфальт чередуется с рыхлым и укатанным снегом, снежной «кашей» и чистым гололедом. В других регионах, где преобладают горы и предгорья, зимой на дорогах присутствует высокий снежный покров, сохраняющийся в течение всей зимы. Также имеет место быть повышенный уровень влажности воздуха. Эти факторы являются причиной образования на дорожном покрытии слоя укатанного снега и льда. В южных регионах мы наблюдаем изменчивые дорожные условия (сухое, мокрое покрытие, мокрый и реже сухой снег), преимущественно бесснежную зиму, влажное дорожное покрытие, туманы в утренние и дневные часы и заморозки ночью. Одним словом, одинаковых зим не бывает, поэтому однозначного соответствия шин климату конкретного региона не существует. Учитывая экономические интересы грузоперевозчиков, зимние шины должны эксплуатироваться круглогодично, в том числе в непростых условиях русской зимы.
С учетом многообразия климатических условий компания «Мишлен» производит различные типы шин. Большинство шин Michelin, представленных на российском рынке, маркируются двумя типами символов. Маркировка M+S на боковине означает допустимость эксплуатации шины в зимний период, а маркировка 3PMSF свидетельствует о повышенных сцепных свойствах шины, доказанных тестами. Поговорим об этом чуть подробнее.
Маркировка M+S (англ. «грязь и снег»). Как правило, шины, имеющие такую маркировку, демонстрируют в условиях слякоти и свежевыпавшего или тающего снега лучшие свойства, чем шины без этой маркировки. Для нанесения маркировки M+S не требуется проведения независимых тестов шины в суровых и экстремальных зимних условиях для проверки ее сцепных характеристик. Решение о наличии данной маркировки для конкретной модели принимается самим производителем на основе внутренних тестов.
Маркировка 3PMSF (англ. «три горных пика и снежинка»). Символ снежинки на фоне трех горных заснеженных пиков может быть нанесен только в том случае, если шина в результате независимых тестов по специальной методике показала высокие сцепные характеристики на плотном снеге. Условия проведения испытаний, а также используемые критерии прохождения регламентируются правилом 117 ЕЭК ООН. Требование законодательства об использовании в зимний период шин с маркировкой M+S и/или 3PMSF на всех осях транспортного средства может существенно увеличить расходы грузового автопарка на шинное хозяйство и сократить прибыль от перевозок.
Использование шин Michelin, маркированных M+S или 3PMSF, возможно в течение всего года благодаря сочетанию максимального сцепления в зимних условиях и износостойкости в летний период. Это позволит существенно сэкономить, не производя сезонной замены шин. Теперь ответим на такой важный вопрос: насколько ухудшаются ключевые параметры поведения автомобиля на дороге при его эксплуатации на зимних шинах летом? Начнем с того, что грузовые зимние шины значительно отличаются от зимних шин, предназначенных для установки на легковые автомобили. Во-первых, это обусловлено особенностями эксплуатации грузового транспорта. Это преимущественно длинные дистанции перевозок с захватом сразу нескольких климатических зон в течение одной поездки (например, Новороссийск–Челябинск), обязывающие грузовые шины быть готовыми к работе в широком диапазоне температур на дорожном покрытии различного состояния. Во-вторых, поскольку грузовые шины работают в условиях высоких нагрузок и давления до 9-10 бар, то при их изготовлении используется очень прочная резиновая смесь. Поэтому возможность эксплуатации грузовых шин в зимних условиях достигается не столько путем применения более мягкой резиновой смеси, как в случае с шинами легковых автомобилей, сколько адаптации рисунка протектора. В-третьих, в отличие от легковых шин, которые не имеют привязки к их позиционированию на автомобиле, каждая ось грузового транспортного средства (рулевая, ведущая, прицепная) оснащается специализированными шинами, разработанными для выполнения строго определенных функций.
На сегодняшний день компания «Мишлен» предлагает ряд шин, маркированных M+S и 3PMSF, с возможностью эксплуатации в течение всего года. Ярким примером служит шина 385/65R22,5 XMULTI WINTER T. Высокий уровень ламелизации рисунка протектора обеспечивает максимальные сцепные свойства в суровых и экстремальных зимних условиях. Специальная инновационная резиновая смесь протектора гарантирует высокую износостойкость в летний период, обеспечивая максимальные пробеги в условиях круглогодичного использования. Вышеуказанные технические решения позволят автоперевозчикам, как упоминалось выше, существенно сэкономить, не производя сезонной замены шин.


Теперь нас можно читать и смотреть в Telegram



Лизинг является самым популярным инструментом приобретения грузовиков. О рынке лизинга беседа Дмитрия Поцелуевского, главного редактора журнала «Рейс», с Андреем Гладковым, Генеральным директором АО «Лизинговая компания «КАМАЗ».

Единый реестр автоперевозчиков: требуется доработка

Компании-участники Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов «АвтоГрузЭкс» обсудили законопроект «О порядке допуска к осуществлению перевозок автотранспортом» и договорились внести предложения по доработке документа.

ЧЕТРовски привлекательный лизинг!

А вы знаете, что лизинг был известен уже в средневековой Англии – тогда предметом лизинга были лошади! Сейчас этим выгодным способом можно приобрести даже самый мощный российский бульдозер ЧЕТРА Т40. Да и условия лизинга стали супердружелюбными по отношению к клиенту. Расскажем подробнее.

Комментировать





Поделиться