Делаем КАМАЗы доступными
- Андрей Дмитриевич, статистика лизинга автотраспорта за 2021-2023 год показывает, что только грузовой транспорт все три года давал непрерывный рост. В чем причина такой стабильности?
– Я не думаю, что это стабильность. Просто сформировался еще в 2021 году отложенный спрос, когда снизился объем перевозок. Со сменой логистических маршрутов, восстановлением и ростом перевозок возникла необходимость обновления и увеличения парка.
- Лизинг грузовиков дал прирост в 2021 году в 15,5 %, в 2023 – 50,8 %. Рост будет продолжаться в 2024?
– Будет, но не такой большой. Процентов 20 максимум. Замену парка никто не отменял, и работа новая у перевозчиков появляется.
- Почему перевозчики выбирают именно лизинг, а не кредит?
– Уже лет десять на рынке лидирует финансовый лизинг. А кредит получить не так просто. Оформить автотехнику в лизинг проще и быстрее, чем получить кредит. Например, нет необходимости в залоге или гарантиях возврата кредита (сам объект лизинга является его обеспечением). Механизм лизинга позволяет оптимизировать налоговые платежи в бюджет (НДС и налог на прибыль), получить экономию в размере 20 % за счет возврата НДС из бюджета с лизинговых платежей. Лизинговый платеж без НДС относится на себестоимость и уменьшает налог на прибыль.
- Компания «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» обеспечивает наших перевозчиков отечественными автомобилями. Как обстоит дело с наличием грузовиков – сколько придется ждать автотранспортному предприятию КАМАЗ в лизинг?
– Если контракт небольшой, 5-10 машин, то можно все оформить и получить ТС в течении двух, максимум, трех недель. Если речь идет о крупном контракте – более сотни машин, как правило, более 50 машин в месяц клиент не берет – нет необходимого количества водителей, затраты на ввод автомобилей в эксплуатацию, зарплата водителям, ГСМ. И тогда в рамках трехмесячного планирования нужно сделать заказ в производство.
- В России сложилась напряженная ситуация с седельными тягачами. Ушли европейские производители и возрос спрос на отечественную технику. Как обстоят дела с лизингом КАМАЗ 54901?
– Как раз последние несколько лет основной категорией нашего лизинга являются седельные тягачи. В магистральных перевозках важно длительное планирование, и мы предлагаем от «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» продукт «Лизинг на 7 лет». Предмет лизинга – седельные тягачи и автопоезда. Срок лизинга – до 7 лет, первоначальный взнос – от 10 %, страхование КАСКО по ставке 1,6 %. Включена государственная субсидия.
- Вы упомянули госсубсидию. Каков ее размер и как работают государственные программы поддержки лизинговой отрасли и автопроизводителей?
– Госпрограммы направлены на поддержку автоперевозчика. Лизинговая компания фактичекски посредник – транзитом передаем льготу конечному получателю. С 2015 года мы участвуем в программе субсидирования МИНПРОМТОРГА РФ «Льготный лизинг». Благодаря этой популярной программе, клиенту лизинговой компании предоставляется скидка на авансовый платеж по договорам лизинга до 10 % от стоимости автотранспорта. Максимальная скидка для седельных тягачей 850 тысяч рублей, для остальных автотранспортных средств, подходящих под программу субсидирования, 500 тысяч.
Как я уже упомянул, для седельных тягачей с 2023 года в рамках постановления Правительства № 649 работает отдельная программа субсидирования, благодаря которой лизингополучатель может получить скидку до 10 % от стоимости автомобиля с лимитом 850 тысяч рублей на один автомобиль.
- Компания «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» предлагает и седельные тягачи с пробегом. Как они появляются у Лизинговой компании «КАМАЗ» и насколько эта услуга востребована?
– Тягачи с пробегом у нас – это, в основном, КАМАЗ 5490 с кабиной К4. Появляются они, как ни печально, от недобросовестных лизингополучателей. Техника в хорошем состоянии, тягачам 2-3 года и пробег 300-350 тысяч километров. Приобрести у нас их можно по системе купли-продажи, договору аренды и в лизинг через лизинговую компанию-партнера. Повторно передать их в лизинг мы не можем, так как уже являемся собственниками, но у нас есть договоренности с коллегами в лизинговой отрасли: мы передаем технику им как поставщик, а они уже предоставляют лизинг как услугу. Хочу также отметить, что оформляя технику с пробегом через лизинговую компанию-партнера, можно воспользоваться теми же налоговыми преимуществами, что и при лизинге новых машин.
- Да, такие тягачи с таким пробегом пройдут еще столько же. Я заметил, что у «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» есть дополнительные программы – топливо со скидкой, страхование КАСКО…
– Это наши программы совместно с партнерами. Рынок лизинга очень конкурентен, и мы создаем дополнительные опции, кроме привлекательной ставки. Иногда включаем их прямо в продукт, иногда предлагаем допуслугой. На сегодня заключая лизинговый договор с нами, клиенты компании получают скидку 1 % на топливо на более чем 7000 заправочных станций сервиса «Топливо+» по всей стране. По КАСКО у нас очень привлекательные условия. Во-первых, оно полное, во вторых, территория действия расширена: кроме РФ оно покрывает страны СНГ, Европы и Китай. Клиент может выбрать одну из четырех страховых компаний-партнеров по единой ставке 1,6 % или застраховать автомобиль самостоятельно. Мы строго проводим отбор – партнеры должны быть из первой десятки рынка страхования.
- У самой компании «КАМАЗ-Лизинг» тоже есть существенные и эксклюзивные преференции для клиентов.
– Например, мы не берем комиссию за оформление и сопровождение сделки, как это делают наши конкуренты. Также не накладываем штраф за досрочное завершение договора, как это принято в отрасли. По сумме сделки не ставим никаких ограничений. Мы практикуем электронный документооборот, что сильно упрощает и ускоряет работу – на сегодня более 90 % наших договоров заключаются электронно.
- К двадцатилетнему юбилею компании вы создали продукт «Юбилейный». Он действует и сейчас, но ему на смену выводится новый «Ставка ниже». Давайте разложим условия, как говорится, по полочкам. И начать предлагаю не со ставок, а с увеличения выкупной стоимости. За счет этого снижены платежи в первые месяцы, как раз тогда, когда перевозчик вводит грузовик в строй и начинает получать первую прибыль от его работы?
– В этот продукт мы свели много привлекательных условий. Как вы правильно отметили, за счет увеличенного размера выкупного платежа до 30 %, первые два платежа снижены на 60 %. Перевозчик имеет возможность направить высвободившиеся денежные средства на ввод автомобиля в эксплуатацию и в конце срока реализовать его на вторичном рынке и зафиксировать прибыль.
- В продукте «Ставка ниже» есть, пожалуй, уникальное условие – обязательство компании «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» снизить сумму договора лизинга при снижении ключевой ставки Банка России. Снижение ставки точно будет?
– Ответственные сотрудники Центробанка сделали заявление о намерении снизить ключевую ставку во втором полугодии. Часть перевозчиков решили потерпеть и отложить закупку техники, поэтому мы и ввели данное условие. При заключении договора с «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» клиент знает, что если Центробанк снизит ставку, то у лизингополучателя есть возможность однократно пересчитать условия договора.
- То есть пересчитать можно только один раз за время действия договора? Тяжело будет перевозчику выбрать самый удачный момент…
– В отрасли перевозок на сегодняшний день работают люди финансово грамотные. Более того, при обратном процессе, повышении ключевой ставки, сумма договора остается неизменной.
- Вы упомянули, что продукт «Ставка ниже» собрал в себе не одно и не два привлекательных предложения. Есть смысл привести их все.
– Прежде всего, первоначальный взнос – 0 руб. Срок лизинга – 60 месяцев. Лизинговая субсидия на автомобиль – 850 000 руб.
Как говорил ранее, первые два платежа снижены на 60 % за счет увеличения размера выкупного платежа до 30 %. Перерасчет суммы договора лизинга (размера лизинговых платежей) в сторону уменьшения при снижении ключевой ставки Банка России. При повышении ключевой ставки сумма договора остается неизменной.
Кроме того, отсутствуют дополнительные затраты, которые практически всегда прописаны мелким текстом у других лизинговых компаний: комиссия за оформление сделки, за сопровождение сделки и обслуживание, штраф за досрочное завершение договора – у нас этого нет. График платежей клиент может выбрать тот, который подходит именно ему: равномерный, убывающий или даже сезонный. У нас нет ограничений по сумме сделки. И мы практикуем электронный документооборот и онлайн подписание договора.
Уже упоминал страхование КАСКО – по ставке 1,6 % в год, на весь срок лизинга (можно выбрать самострахование). Бортовое навигационное оборудование и телематические услуги (ГЛОНАСС).
Предметом лизинга может быть любая автотехника и спецтехника на шасси КАМАЗ, прицепная техника производства ПАО «КАМАЗ» (НЕФАЗ, ТЗА, UAT) и прицепная техника сторонних производителей любого вида, передаваемая вместе с автомобилем.
- Каковы у «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» итоги прошлого года?
– «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» выполнил все задачи, которые ставил перед нами акционер. Мы передали клиентам более трех тысяч автомобилей и более 500 прицепов и полуприцепов. Выручка компании за прошлый год составила 5,9 млрд рублей, чистая прибыль – 721 млн рублей. В прошлом году клиенты активно покупали технику с пробегом. Поступления от реализации б/у автотехники за отчетный период составили 6,5 млрд рублей. Налоги во все уровни бюджетов уплачены в 2023 году на сумму 2,8 млрд рублей. На 31 декабря величина лизингового портфеля составила 69 млрд рублей.
- Компания «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» планирует свою работу сразу на три года вперед. Сейчас принят план на 2024-2026 годы. Что ждете от года нынешнего?
– Мы встраиваем себя в стратегию КАМАЗа. А КАМАЗ планирует трехгодичными циклами. Нынешний, 2024 год, мы выстраиваем достаточно консервативно. Мы хотим сохранить результаты 2023 года с умеренным ростом.
- А самая основная цель на текущий год?
– «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» сделает все, чтобы грузовики КАМАЗ были доступнее для автоперевозчиков. Главная задача на текущий год – продвижение нового модельного ряда КАМАЗ, развитие финансовых продуктов, повышение доступности автотехники КАМАЗ для клиентов.
Сервисный контракт – это договор на регламентное техобслуживание автомобиля. Такую услугу предоставляет уполномоченный дистрибьютор грузовой техники SANY в России компания ODIN Group. Какую пользу получает владелец транспортного средства и как выполняет свои обязательства дилер?
Транспортная компания БСУ‑1 из города Тюмень проводит испытания шин Triangle модели TRD06. Делимся первыми результатами
Премьера грузовика КАМАЗ‑4555 «Атлант 50» состоялась на выставке MiningWorld Russia‑2024. Карьерный самосвал грузоподъемностью 50 тонн предназначен для перевозки скальной и смешанной породы. По этим параметрам новинка схожа с самосвалом-углевозом «Атлант 49», который пришел на смену европейским карьерным грузовикам