Моторные масла Shell Rimula

Транспортно-экспедиционная компания ООО «Автотрейдинг» провела на своих автомобилях испытания синтетического Shell Rimula R6 M 10W-40 и полусинтетического Shell Rimula R5 M 10W-40 моторных масел

8418 0 9 23.04.2015
Моторные масла Shell Rimula

Директор крупной транспортно-экспедицион-ной компании ООО «Автотрейдинг», осуществляющей перевозки грузов по всей территории России, решил оценить изменения качественного состояния полусинтетических и синтетических масел Shell Rimula в процессе эксплуатации. Главный вопрос, стоявший перед владельцем предприятия, был в необходимости перехода на синтетическое масло и смены поставщика. Парк предприятия ООО «Автотрейдинг» преимущественно состоит из магистральных тягачей Scania P340, R380, R420. Первоначально, на основании рекомендаций, указанных в руководстве по эксплуатации, замена моторного масла производилась каждые 45 тыс. км. С целью оценки качественного состояния масла из семи тягачей Scania P340 и R380 были отобраны пробы перед проведением планового ТО. Результаты анализов показали, что выбранный интервал замены с учетом имеющихся условий эксплуатации (включая качество топлива, дорожного покрытия, тип груза, погодные условия и пр.) не являлся оптимальным, поскольку к 45 тыс. км пробега значение щелочного числа масла падало в среднем на 60%, что превышало браковочные значения, составляющие 50% от значения щелочного числа свежего масла.
Учитывая, что ранее используемое масло не обладало достаточным уровнем эксплуатационных свойств для столь длительного интервала замены, «Шелл» предложила провести сравнительные испытания двух различных масел: полностью синтетического Shell Rimula R6 M 10W-40 и полусинтетического Shell Rimula R5 M 10W-40 моторных масел. Была разработана программа испытаний, согласно которой два автомобиля каждой модели (Scania P340, R380, R420) эксплуатировались в обычном режиме с промежуточными отборами проб масел на 45, 50 и 60 тыс. км.


Анализ проб, отобранных на 45 тыс. км. из более чем десяти автомобилей Scania, показал, что для полусинтетического масла было характерно более стремительное снижение значения щелочного числа, что могло быть вызвано большим расходом моющих присадок на нейтрализацию повышенного количества «кислых» продуктов. При этом необходимо отметить, что разница в значении щелочного числа у свежей полусинтетики и синтетики весьма незначительна. Тем не менее кинематическая вязкость Rimula R5 оказалась намного выше, чем у Rimula R6 – это было вызвано как окислением самого масла, так и накоплением в нем частиц сажи, металлов износа и пр. Вязкость же «синтетики» изменилась незначительно из-за более высокого уровня антиокислительных свойств.
На втором этапе испытаний пробы отбирались уже на 50 тыс. км пробега. В случае успеха можно было рассчитывать на увеличение межсервисного интервала по сравнению с исходным. В итоге результаты показали, что средние значения вязкости и щелочных чисел испытуемых масел изменились незначительно. Однако обращает на себя внимание разница в содержании частиц металлов износа. Данные таблицы (усредненные значения содержания частиц металлов износа при наработке 50 тыс. км) свидетельствуют о том, что содержание частиц меди, железа, свинца и хрома в образцах полусинтетического масла выше, чем у синтетического. Следовательно, процессы изнашивания в двигателях, работающих на полусинтетическом масле, протекают более интенсивно. Здесь, правда, следует отметить, что содержание частиц металлов износа в обоих случаях не превысило браковочных значений, поэтому и то, и другое масло могло бы смело «отходить» 50 тыс. км.
«Путешествие» по пробиркам для полусинтетики на этом этапе закончилось. Далее было принято решение продолжить испытания только синтетического «Шелла». Намеченный рубеж – 60 тыс. км, что примерно на 30% выше первоначального интервала замены. Анализ проб вновь показал, что ни один показатель не превысил браковочных значений. Кстати, при постоянном мониторинге состояния масла и своевременном отборе проб этот интервал может быть увеличен до 70 тыс. км и более. По завершении лабораторных испытаний была произведена эндоскопическая диагностика двигателя Scania DC11, которая позволила сделать вывод о высоких эксплуатационных свойствах испытанных моторных масел. Об этом свидетельствовало хорошее техническое состояние двигателя, малая степень изношенности цилиндро-поршневой группы и практически полное отсутствие высокотемпературных отложений на деталях цилиндро-поршневой группы.
Профиль предприятия
ООО «Автотрейдинг» наряду с другими крупными транспортно-экспе­диционными компаниями около 20 лет работает на рынке грузоперевозок. Сеть «Автотрейдинга» насчитывает 90 филиалов по всей стране, обеспечивает доставку грузов более чем в 1900 населенных пунктов от Калининграда до Владивостока. С 1993 г. компания специализируется на доставке сборных грузов по России без ограничений по весу (от 1 кг). Ей доверяют доставку стандартных и особо сложных негабаритных грузов. «Автотрейдинг» – один из немногих перевозчиков, который использует технологию евротары – специальных бортов, обеспечивающих высокую сохранность груза на палете.

Информация

При одинаковых условиях в полусинтетических моторных маслах, как правило, образуется большее количество «кислых» продуктов, чем в синтетических, поскольку уровень антиокислительных свойств последних выше.

Мнения

Сергей Богданов
технический специалист по индустриальным и транспортным смазочным материалам компании «Бест Сервис», дистрибьютора «Шелл»


Результаты данных испытаний еще раз подтвердили, что использование синтетических масел позволяет не только увеличить межсервисный интервал, но и повысить ресурс двигателя благодаря их отличным противоизносным свойствам, которыми не может похвастать полусинтетика. Безусловно, и качественная полусинтетика может послужить хорошим смазочным материалом, но здесь многое зависит от условий эксплуатации и желаемого сервисного интервала. Поэтому мы в любом случае советуем произвести отбор проб работавшего масла и направить их в лабораторию на анализ.

Константин Смирнов
генеральный директор МИЦ ГСМ


МИЦ ГСМ – независимая и современная лаборатория, которая создавалась с учетом международной практики и ориентирована на предоставление широкого спектра услуг в области испытаний смазочных материалов.
Наша лаборатория сертифицирована в системе ISO 9001 на оказание услуг в области испытаний, анализа и диагностики горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей.
Оборудование лаборатории проходит периодические калибровки по международным стандартам и эталонам, что позволяет при постоянных сравнительных испытаниях с различными зарубежными лабораториями получать хорошую сходимость результатов.
Нам доверяют крупные индустриальные компании, производители техники, крупнейшие отечественные и зарубежные масляные компании.

Алексей Золотов
технический специалист концерна «Шелл»


Несмотря на различия значений вязкости и щелочных чисел, оба масла были пригодны для дальнейшей эксплуатации, и ни один показатель физико-химических свойств, включая вязкость и щелочное число, не превышал браковочных значений. Таким образом, на основании полученных данных мы сделали вывод, что в данном случае и Rimula R5 М, и Rimula R6 М могут быть использованы в автопарке ООО «Автотрейдинг» с интервалами замены не менее 45 тыс. км.

ИТОГИ

Михаил Шпаков
директор транспортной компании ООО «Автотрейдинг»


В нашем парке более 300 единиц техники различных европейских брендов. В основном это тягачи Scania с полуприцепами марки Schmitz SPR 24/L – 13.62. Автомобили соответствуют экологическим стандартам Евро-3, Евро-4 и Евро-5. Мы хотели подобрать более эффективное масло, поскольку в наших интересах увеличение межсервисного интервала без дополнительного риска для двигателей. Качество масла, поставляемого ранее, вызывало у наших техников некоторые сомнения. Продукт в принципе нас устраивал по цене, но мы не были уверены в сохранении его защитных свойств в течение длительного пробега. Опасения подтвердились после анализа первоначальных проб: результаты, которые мы получили из лаборатории, констатировали падение значения щелочного числа на 60% после 45 тыс. км пробега, что представляло угрозу для состояния двигателей и могло впоследствии привести к дополнительным затратам на дорогостоящий ремонт. Вопрос о смене поставщика был для нас очевиден.
Специалисты «Шелл» предложили провести испытания синтетического масла Shell Rimula R6 M 10W-40 и более бюджетной «полусинтетики» Shell Rimula R5 M 10W-40 на нескольких наших тягачах, а затем сравнить полученные результаты для принятия взвешенного решения. Для нас оптимальный межсервисный интервал – 60 тыс. км. Именно к этой цифре мы и стремились изначально. Что касается условий эксплуатации, полагаю, мы не сильно отличаемся от других перевозчиков: дороги почти везде одинаковые, и полагаю, говорить о качестве покрытия не приходится, климат тоже не самый мягкий, порой попадается некачественное топливо, хотя мы и стремимся работать только с проверенными поставщиками. Да, безусловно, мы следим за нашей техникой, обслуживаемся на официальных СТО. Но двигатель не «обманешь»: без качественного масла при нашем топливе и нагрузках он долго не протянет. В российских реалиях межсервисный интервал и в 40-45 тыс. км выглядит вполне обоснованным, но мы решили пойти дальше. Нам просто нужно было масло, которое способно выдержать 60 тыс. км без потери свойств. Это главное условие. Если полусинтетика здесь не подходит, мы готовы приобрести более дорогой продукт. Но в конечном счете мы значительно экономим на сервисном обслуживании и будем уверены в безупречном состоянии двигателей.
Испытания показали, что и то, и другое масло в любом случае превосходит по своим характеристикам используемое нами до этого. Однако «синтетика» Rimula R6 способна отходить 60 тыс. км, при этом еще остается приличный запас по эксплуатационным свойствам. Специалисты «Шелл» отметили, что при постоянном мониторинге мы можем увеличить интервал замены до 70 тыс. и более. Для нас здесь важнее то, что двигатель остается защищенным в случае, если автомобиль по каким-либо причинам «не успел» на запланированное ТО. Мы будем следить за состоянием масла и двигателей. Возможно, через какое-то время мы примем решение об очередном увеличении сервисного интервала, но только если поймем, что объективно выросло качество топлива и дорожного покрытия.

Комментарии (0) Добавить комментарий
показать еще