Тягач Iveco Strails. Опыт эксплуатации
Мнение
Юрий Тихомиров
генеральный директор компании «Стандартинвест», г. Рязань
Наше предприятие входит в операционную структуру компании «Роснефть» и специализируется на поставках темных нефтепродуктов – в основном дорожных битумов. В парке два десятка седельных тягачей Iveco, MAN и Volvo с полуприцепами-цистернами «ФоксТанк» и ГРАЗ, оборудованные и укомплектованные в соответствии с Правилами перевозки опасных грузов и требованиями ДОПОГ. Среднегодовые пробеги машин составляют около 130 тыс. км, а маршруты пролегают в основном по дорогам Центрального федерального округа. Изредка бывают и более дальние рейсы.
Автопарк базируется в Рязанской области – неподалеку от Рязанского НПЗ (ныне ОАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания»). Доставка продукции этого крупнейшего в России нефтеперерабатывающего предприятия осуществляется как собственным транспортом, так и транспортными средствами компаний, специализирующихся на перевозке нефтепродуктов.
Существует четкое разделение перевозчиков, специализирующихся на перевозке темных и светлых нефтепродуктов. Например, Национальная ассоциация перевозчиков нефтепродуктов, членом которой является компания «Стандартинвест», специализируется на доставке темных нефтепродуктов (битумы дорожные, кровельные, строительные, различные марки мазута, гудрон и т.д.).
Специфика перевозок заключается в том, что перечисленные продукты относятся к 9 и 3 классам опасности, соответственно, необходимо соблюдать повышенные требованиия к перевозке опасных грузов и профессиональной подготовке инженерного и водительского состава.
Необходимое условие транспортировки дорожного битума – поддержание наливного груза в жидком состоянии при температуре от 180 до 100о С. При более низких битум теряет свойства текучести, и его разгрузка самотеком становится невозможной. В этом случае приходится применять средства местного обогрева. Процедура эта весьма нежелательна, и не только из-за потери времени и дополнительных расходов. Местный перегрев ухудшает качество дорожного битума, что в конечном итоге может сказаться на снижении срока эксплуатации асфальтового покрытия, при укладке верхнего слоя которого применяются различные марки битума. Вывод: одним из условий своевременной и качественной доставки продукта является содержание транспортных средств в исправном состоянии, своевременном техническом обслуживании, своевременном обновлении парка, построении грамотных логистистических схем с учетом внешних условий (в т.ч. и погодных) работы. Именно так и построена система работы в компании «Стандартинвест».
Плечо доставки может составлять 2000 км, по срокам доставки – достигать четырех суток, и тем не менее при грамотной организации работы и содержании транспортных средств в надлежащем состоянии битум в цистерне-термосе без потери качества при соблюдении требований ГОСТ должен быть доставлен потребителю. За последние годы нареканий со стороны получателей нет. В полной мере осознавая степень ответственности за безопасность перевозок, мы в нашей компании уделяем особое внимание как содержанию техники в исправности, так и подготовке водителей. Иметь открытыми категории C и E у нас недостаточно – водителей отправляют на курсы переподготовки по программе ДОПОГ (Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов).
Большинство тягачей нашего автопарка – модели Iveco Stralis. Последняя партия таких машин поступила в 2017 году. Это двухосные седельные тягачи в исполнении для региональных перевозок с узкими кабинами Hi-Road и 420-сильными 10-литровыми двигателями.
Самые старые наши тягачи – 2006 года выпуска с пробегами более миллиона километров. Лишь на одном из них потребовалось делать капремонт двигателя, но причиной был не естественный износ, а перегрев по вине водителя. Из навесного оборудования двигателей периодически приходится заменять термостаты, но и они служат около 300 тыс. км. Проблем с топливной аппаратурой практически не бывает: мы заправляемся только на проверенных АЗС, а применяемые на двигателях Cursor насос-форсунки фирмы Bosch весьма надежны и долговечны.
Ни разу не ремонтировали коробки передач и ведущие мосты. Шкворневые узлы передней оси требуют ремонта при пробегах свыше 800 тыс. км. Сцепление обычно служит около полумиллиона километров. Шины мы используем только марки Michelin – наше предприятие заключило сервисный контракт на обслуживание в сети грузовых шинных центров. Применение недорогих шин российских и китайских марок исключено: перевозки опасных грузов требуют высокой надежности техники. По долговечности шины Michelin – одни из лучших, но на автомобилях нашего автопарка они служат несколько меньше, чем, например, на магистральных автопоездах, перевозящих продукты питания. Подъездные пути к хранилищам нефтепродуктов, где приходится разгружаться, как правило, неблагоустроены. На покрытии из щебня или бетонных плит темп износа протекторов значительно возрастает, и пробеги шин до замены составляют в среднем 250 тыс. км.
Технических проблем на тягачах Iveco Stralis немного, и, как правило, они связаны с электрооборудованием. Устраняются такие неисправности быстро и недорого, однако часто требуют приезда в дилерский сервисный центр для диагностики. Мелкий и простой ремонт, а также плановое обслуживание автомобилей после окончания срока действия заводской гарантии мы проводим в нашем корпоративном сервисном центре, организованном для нескольких автопарков, принадлежащих компании «Роснефть». Запчасти приобретаем только оригинальные. Разумеется, их пробеги пока невелики.
А по технике марки Iveco более ранних годов выпуска накоплен весьма богатый опыт эксплуатации. Их пробеги на сегодняшний день уже превысили 1 млн. км. Серьезных расходов на ремонт тягачи Stralis пока не требуют, а мелкие неисправности перевозчик устраняет либо в сервисных центрах официальных дилеров, либо силами корпоративной ремонтной службы. Экономию на запчастях и «расходниках», способную негативно повлиять на надежность техники в компании «Стандартинвест», считают недопустимой, поэтому используют только оригинальные запчасти и дорогие шины. Шасси наших полуприцепов трехосные, с подъемной передней осью, что позволяет экономить топливо при обратных порожних рейсах. Специфика нашей работы исключает доставку попутных грузов. Все наши тягачи двухосные, тем не менее при работе с полуприцепом-цистерной объемом 28 кубометров оси загружены практически равномерно. Очень важна правильная регулировка высоты опорной поверхности ССУ.
Тем не менее, даже при соблюдении всех законодательно установленных норм нагрузки на ось, подтвержденных отгрузкой на государственном предприятии точно отмеренного объема битума, мы несколько раз вынуждены были платить крупные штрафы – до 300 тыс. рублей. В частности, после проезда пункта весового контроля в Навашино (Нижегородская область). В первой половине 2017 года там (именно на одном-единственном из расположенных последовательно вдоль трассы пунктов контроля) были зафиксированы сотни тысяч случаев перегруза. То есть убытки понесли очень многие перевозчики. К сожалению, доказать неправомерность вынесения постановлений о штрафах никто из пострадавших не смог, поскольку система контроля работает в автоматическом режиме и о результатах замеров перевозчики узнавали спустя примерно месяц, когда машина уже давно разгружена (а точнее, уже успела сделать с десяток новых рейсов) и ни о каких повторных независимых экспертизах не могло идти и речи. Попытки отменить постановления в судебном порядке оказались тщетными – акт поверки системы весового контроля СВК‑2РВС во всех случаях был принят во внимание.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.