Автовышка «Чайка-TR328» на шасси «ГАЗ-Садко 9» – и в грязь заехать, и люльку повыше поднять
С расширенными возможностями
До недавнего времени нижегородский завод «Чайка-Сервис» ставил свои 28-метровые автогидроподъемники только на заднеприводные грузовики марки ГАЗ и аналогичные модели китайских марок той же колесной формулы 4х2. Желающие получить привод на все колеса и соответствующую проходимость, были вынуждены заказывать машину на крупнотоннажном шасси КАМАЗ или «Урал» – иных вариантов сочетать внушительный вес надстройки с грузоподъемностью автомобиля не было. Но с началом выпуска новейшего полноприводного «ГАЗ-Садко 9» появилась возможность надстроить это шасси автовышкой «Чайка-TR328», что и было предложено покупателям спецтехники.
А многим ли нужны автовышки-вездеходы? Немногим. Но если уж спрашивают именно такую машину, то предлагать вместо нее моноприводную бесполезно – не купят. Объекты высотных работ бывают разные. Например, в провинциальных городах, где снег не чистят, а накатывают, в чистом поле, на лесных просеках… Или просто надо встать на аутригеры чуть в стороне от дороги, за кюветом, через который без ведущего передка на многотонной машине не переехать. Как правило, автомобили колесной формулы 4х4, тем более, с односкатными колесами, значительно уступают по грузоподъемности базовым шасси с одним ведущим мостом. В частности, вездеходы завода ГАЗ серии «Садко» до недавнего времени брали на борт максимум 3 тонны, тогда как заднеприводный «ГАЗон-Next», в зависимости от модификации, везет от 4,8 до 6,2 т. Соответственно, и надстройки для этих шасси были разными по характеристикам. Если на «ГАЗон», даже легкой серии, то есть полной массой 8700 кг, можно было поставить автовышку с 28-метровой стрелой, то на «Садко-Next» полной массой 6850 кг – только с 18-метровой.
Высота подъема люльки до 18 метров – это «золотой стандарт», и для большинства видов работ (например, в энергетике и в коммунальном секторе) ее достаточно. Как обычно хватает и проходимости шасси 4х2. Поэтому именно в такой конфигурации на российском рынке спецтехники представлено большинство автогидроподъемников. Например, в производственной программе нижегородского завода «Чайка-Сервис» самая массовая автовышка – TR318 с 18-метровой стрелой, а ставят такие надстройки на российские или китайские шасси 4х2 грузоподъемностью 1,5-3 тонны. Имея в парке несколько (или несколько десятков) таких типовых машин, электросетевые и прочие компании нередко приобретают и одну-две автовышки с расширенными возможностями – чтобы и подальше в грязь заехать можно было, и повыше люльку поднять. Надстройка с 28-метровой стрелой модели TR328 примерно на три тонны тяжелей, чем с 18-метровой, что усложняет подбор вездеходного шасси. Понятно, что КАМАЗ 6х6 решает все проблемы с грузоподъемностью и проходимостью, но это совсем другие деньги. И сама полнокомплектная машина будет гораздо дороже, и расходы на ее эксплуатацию.
Технические характеристики шасси
Колея в колее
«ГАЗ-Садко 9» – средний грузовик, а значит, подключение автомобиля к системе «Платон» не требуется. Цифра 9 в торговом обозначении модели – это полная масса в тоннах, а грузоподъемность шасси составляет 5,2 тонны. Вес надстройки с автогидроподъемником TR328 в эту величину укладывается. Помимо отсутствия платы за передвижение по федеральным трассам, машина экономична и по расходу топлива. В отличие от тяжелых грузовиков КАМАЗ и «Урал», девятитонный «Садко 9» оборудован четырехцилиндровым двигателем рабочим объемом всего 4,43 л. Да и весит это шасси без надстройки примерно на три тонны меньше, чем самый легкий двухосный вездеход КАМАЗ.
Перечислим основные отличия «Садко 9» от «Садко-Next», выпускаемого с 2019 года. Прежде всего, у новинки более прочная рама. Увеличение полной массы с 6,9 до 9 тонн потребовало большего сечения лонжеронов. Создавать раму «с нуля» не пришлось – отлично подошла от «ГАЗона» тяжелого семейства полной массой 10 т. Высота профиля лонжеронов 220 мм, толщина стенки 6 мм. А ведь и задний мост с двускатными колесами подошел бы оттуда же, превратив вездеход в … псевдовездеход. Такого развития событий вполне можно было ожидать. Как повторения истории 2005 года, когда у «Садко» еще первого поколения появилась более грузоподъемная, но менее проходимая версия под собственным именем «Земляк». Прочие производители грузовиков тоже периодически практикуют установку переднего ведущего моста на обычные шасси массовых серий, и мы видим на дорогах множество самосвалов и лесовозов КАМАЗ в эдаком «полувездеходном» исполнении.
К счастью, на новом витке эволюции конструкторы Горьковского автомобильного завода не стали наступать на горло собственной песне и сохранили у «Садко 9» односкатные задние колеса, идущие практически в колее передних (разница 45 мм) с минимальным сопротивлением движению. Учитывая возросшую грузоподъемность, мост от обычного «Садко» усилили, увеличив толщину стенки балки с 8,5 до 10 мм. Вместо 18-дюймовых колес от уже антикварной модели ГАЗ‑66 поставили 22,5-дюймовые. В заводской комплектации – с цельнометаллокордными шинами «Кама-NU701» размера 315/80 R22,5. Каждый такой баллон принимает вес до 4 тонн, что с запасом перекрывает паспортную 6,5-тонную нагрузку на задний мост. На переднем шины нагружены еще меньше. Внедрив новейшие диски колес (диаметр 22,5 ни на одной модели ГАЗ, кроме «Садко 9», не используется), конструкторы, разумеется, не стали копировать архаичное крепление к ступицам коническим гайками. Здесь колеса центрируются на пояске ступицы по стандарту ISO, как на заднеприводных «ГАЗонах-Next», и притянуты шестью фланцевыми гайками. Естественно, с правой резьбой по обоим бортам.
Технические характеристики АГП
Продолжение следует
Читайте также:
Клиенты компании «Альфа-Лизинг» до 15 июля текущего года могут приобрести любой вид автомобильной техники с выгодой из стоков компании.
Сделает ли повышение утилизационного сбора на коммерческую автотехнику невыгодным приобретение новых и подержанных иностранных грузовиков?
Автомобилисты знают, что капотный грузовик «Урал» – это прежде всего проходимость. Топи, пески, косогоры, грязища – вот его вотчина. И новинки от автозавода традиционно ожидаются под лозунгом: «Дальше, глубже, грязнее». Тем более необычным оказался новый «Урал», который возвращает машины из Миасса если не на автобаны, то на более-менее ровные дороги