Многофункциональный автомобиль для ремонта сетей «РИАТ-МАРС»
Опоровозом МAРС назвали новую машину ее создатели в компании «РИАТ» из Набережных Челнов. Напомним, это предприятие – своего рода тюнинг-ателье при камском автогиганте, занимающееся разработкой и выпуском малосерийных грузовиков и различной спецтехники на шасси КАМАЗ. Аббревиатура МАРС расшифровывается как «многофункциональный автомобиль для ремонта сетей». Машина предназначена для любых видов работ, связанных с обслуживанием линий электропередач, штатного или аварийного ремонта ЛЭП и замены старых опор. Автомобиль выполняет функции пяти единиц техники и не имеет аналогов на российском рынке. Для работы в любых дорожных условиях на машине применили шасси КАМАЗ модели 43118 – самое грузоподъемное среди трехосных с односкатными колесами. Если в крупных городах электросетевые компании вполне успешно эксплуатируют технику на шасси 4х2 и 6х4, то за пределами мегаполисов без вездеходов не обойтись. Ведь ЛЭП прокладывают нередко в чистом поле, а обслуживать их приходится в любой сезон – и когда снега по пояс, и когда земля вспахана перед посевной.
Помимо просто перевозки опор (двух длиной по 11 метров, либо четырех 9-метровых) автомобиль МАРС с экипажем из пяти человек может выполнять целый ряд гораздо более квалифицированных работ. В частности, устанавливать привезенные опоры «под ключ». Особо выгодно использование этой многофункциональной машины при выполнении небольших по масштабу работ – например, замене одной-двух опор в удаленных населенных пунктах. Использование для этого техники, разработанной для выполнения куда более масштабных задач, – явное расточительство. А ведь именно такие машины (в частности, опоровоз, рассчитанный на доставку 24 опор) составляют основу парков большинства электросетевых компаний.
Первое, что делает экипаж МАРСа, прибыв для замены пришедшей в негодность опоры, – отсоединяет провода. Затем старую опору удаляют. Напомним, выполнение этой работы без техники – силами, например, двух физически крепких рабочих – обычно занимает мимимум полдня. МАРС это сделает за… три-четыре минуты, включая время на обвязывание столба тросом. Вытягивать же опору будет стрела крана-манипулятора «Инман» ИП‑240-04, установленного на заднем свесе шасси автомобиля. Грузовой момент, развиваемый этой КМУ, – до 21 тонны на метр, и, например, при пятиметровом вылете стрелы тяга на крюке превысит четыре тонны. Это с лихвой перекрывает и вес столба, и силы трения поверхностей пасынка о грунт. Конструктивно модель ИП‑240-04 представляет собой кран с шарнирно-сочлененной стрелой – на ишимбайском заводе манипуляторы этого семейства выпускают по чертежам австрийской фирмы Palfinger. Телескопических секций, выдвигаемых гидроцилиндрами, – четыре, максимальный вылет стрелы – 11,7 м. Если этого мало, можно заказать «Марс» с 18-метровой КМУ. Грузовой момент 21 тм потребовал применения не двух, а четырех аутригеров, расставленных с внушительной базой 5890 мм.
Помимо крана-манипулятора в комплект оборудования и инструментов многофункциональной машины входят ложементы для перевозки опор, специальные подставки, на которые опоры выгружают, чтобы не класть их просто на землю, сертифицированная двухместная корзина-люлька для монтажных работ на опорах и многое другое. Для инструмента и приспособлений имеются семь отсеков. Кроме того, автомобиль укомплектован широким перечнем специнструментов для решения многих технических задач в любых ситуациях.
Экипаж МАРСа состоит из пяти человек: водителя (он же оператор КМУ), бригадира и трех монтажников. Для их размещения помимо двухместной «камазовской» кабины предусмотрен трехместный пассажирский отсек, установленный на бортовой платформе спереди. Стенки отсека сделаны из теплоизоляционных сэндвич-панелей толщиной 50 мм, имеются два открывающихся окна со стеклопакетами, жидкостный отопитель с подводом антифриза от двигателя шасси и автономный отопитель-«фен» марки Webasto. Внутренние размеры пассажирского отсека довольно внушительны – 1968х1650х1900 мм, поэтому помимо трех анатомических кресел в нем свободно размещаются столик и два шкафа. Используемые в отделке отсекапластик, нержавеющая сталь и алюминий делают фургон долговечным и не требующим ежегодной покраски.
И, разумеется, в комплект опоровоза входит гидробур. Ведь перед установкой новой, целиком железобетонной опоры необходимо пробурить в земле скважину. Для этого на стреле манипулятора закрепляют гидровращатель Delta CD 6 производства английской фирмы Auger Torque со шнеком диаметром 360 мм. Модели серии CD как раз предназначены для работы с кранами и КМУ. Дополнительная гидролиния для питания гидромотора смонтирована на стреле манипулятора «Инман» ИП‑240-04. Если требуется увеличить глубину бурения до трех метров, шнек вращают через метровый удлинитель со стандартным присоединительным квадратом 75 мм.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Компания «Кистоун Авто», образованная в 2021 году, представила различные шасси и грузовые автомобили китайского производства, которые она предлагает в России под маркой Altai. Модельный ряд включает в себя грузовики с максимальной разрешенной массой от 3,5 до 50 тонн и 120 тонный автопоезд
Преимуществами запасных частей Haffen являются их идентичность оригинальным компонентам и ряд технических решений, которые облегчают ремонт дизелей Cummins, делают его менее затратным