95 лет «За рулем»: 1964 год
Год 1964
«Зубры» из Минска» – так называется статья о новых грузовиках МАЗ, опубликованная в первом номере журнала в 1964 году.
В этом году Минский автозавод завершит освоение производства большегрузных автомобилей МАЗ-500, МАЗ-503 и МАЗ-504.
Грузовой автомобиль МАЗ-500 с бортовой платформой предназначен для перевозки массовых, а также крупных неделимых грузов. У самосвала МАЗ-503 металлический ковшовый кузов, приспособленный для грунта и скальных пород. Он создан для перевозки массовых сыпучих грузов. Тягач МАЗ-504 рассчитан на буксировку полуприцепа МАЗ-5245 по дорогам с твердым покрытием. Он предназначен для междугородных и других перевозок массовых грузов.
В мартовском номере – Круглый стол журнала «За рулем». Тему – «Водитель и дорога» – подсказали читатели, среди которых и те, кто возит грузы и пассажиров. Представители различных министерств и ведомств, занимающихся проектированием шоссейных дорог, организацией движения, технической помощи, ремонта и заправки автомобилей, а также обслуживанием водителей в пути, провели обмен мнениями, наметили пути решения задач.
Редакция надеется, что критические замечания и рациональные предложения, высказанные участниками беседы, будут внимательно изучены учреждениями, которые отвечают за состояние дорог и организацию движения.
Новости из стран социалистического лагеря.
В Венгрии построены опытные образцы мощного самосвала «Раба-106». Грузоподъемность машины 10 тонн. У нее кузов ковшового типа емкостью 6 м3. Двигатель – шестицилиндровый дизель мощностью 125 л. с. при 2200 об/мин. автомобиль имеет короткую колесную базу, что обеспечивает высокую маневренность. Радиус разворота – 6,75 м при длине автомобиля 5,175 м.
«За рулем» № 4. Апрель.
Уже на первой полосе журнала можно прочитать о новом тракторе-тягаче Т-125, созданном на Харьковском заводе. Трактор прошел государственные испытания и направляется на поля страны.
Краткая характеристика Т-125: мощность двигателя при 1700 об/мин – 130 л. с. Коробка передач имеет восемь передних и две задние передачи. Скорость движения до 28 км/час. Максимальное тяговое усилие 350 кг, все четыре колеса ведущие, на шинах низкого давления. Дорожный просвет 400 мм.
А на 3-й странице – еще одна новинка на рынке сельхозтехники. Это «Кировец К-700».
Ему под силу любая тяжелая работа на полях: он может поднимать мощные пласты нетронутой целины, тянуть одновременно несколько агрегатов (сеялки, культиваторы, бороны). Не нем установлен четырехтактный восьмицилиндровый дизельный двигатель с турбонаддувом; мощность его до 220 л. с. Коробка передач механическая, многоскоростная с фрикционным переключением передач, с отключением заднего моста. Диапазон скоростей от 2,82 до 30,8 км/час. У трактора все четыре колеса ведущие.
Можно ли сделать кузов микроавтобуса из пластика?
– Давайте попробуем, – предложил товарищам по работе инженер Северодонецкой авторемонтной базы Юрий Иванович Андрос… И вот двенадцатиместный автобус, созданный в экспериментальном цехе, вышел за ворота авторемонтной базы… Для удобства пассажиров и водителя кузов сделан трехдверным. Удобно и расположение двигателя – он находится внутри кузова и образует основание для столика. На автобусе установлен двигатель М-21 (72 л. с.); длина кузова 5500 мм, ширина 190 мм, база 2840 мм, высота 2000 мм, а весит машина всего около 320 кг. В 1964 году намечается выпустить пятьдесят микроавтобусов.
Югославские грузовики и автобусы – в июньском выпуске журнала. Автомобильный завод ФАП в конце 1963 года приступил к производству трех новых моделей тяжелых грузовиков.
На ФАП-10-б установлен шестицилиндровый 88-сильный дизель, позволяющий развивать скорость до 75 км/час и везти 5,5 тонны груза. Автомобиль ФАП-13-б представляет собой модернизацию предыдущей модели. Его грузоподъемность 8 тонн, двигатель – дизель мощностью 145 л. с. Самым большим из грузовых автомобилей завода является девятнадцатитонный ФАП-19-б с 204-сильным дизельным двигателем. Он может буксировать полуприцеп грузоподъемностью до 32 тонн.
ФАП выпускает также автобусные шасси с двигателем 130 л. с., на которые завод в Загребе устанавливает кузова. Автобус называется «Дубрава-5».
В журнале «За рулем» № 9 – новинки зарубежной техники.
Трактор «Морская лошадь» сконструирован специально для работы в заболоченных районах.
Он может переходить реки и участки, покрытые водой без специальных приспособлений. Рабочий объем двигателя «Фордзон» 3610 см3 при мощности 52 л. с. Коробка передач имеет шесть передних и две задних передачи.
Автомобильный завод «Стягул Рошу» в г. Брашове (Румынская Народная Республика) выпускает две модели грузовых автомобилей – СР-131 и СР-132. Грузоподъемность первого из них – 3 тонны, второго (повышенной проходимости 4х4, с одинарными колесами) – 2 тонны. На автомобили устанавливают четырехтактный бензиновый двигатель водяного охлаждения V8 модели СР-211 рабочим объемом 5,03 л, мощностью 140 л. с. с четырехступенчатой коробкой передач. Максимальная скорость 90-95 км/час. Расход топлива 25-27 л на 100 км.
На одной из страниц октябрьского номера журнала представлены специальные автомобили и прицепы для сельского хозяйства.
- Мытищинский машиностроительный завод выпускает автомобиль ЗИЛ-ММЗ-585М на базе шасси ЗИЛ-164АГ. Самосвал предназначен для бестарной перевозки зерна, удобрений и других сельскохозяйственных грузов.
- Этот же завод выпустил опытный образец одноосного самосвального полуприцепа-зерновоза ММЗ-812, работающего с седельным тягачом ЗИЛ-130Н.
- МАЗ для той же цели выпустил опытный образец полуприцепа-зерновоза МАЗ-842, работающий с седельным тягачом МАЗ-504Б. Он способен перевозить 12 тонн груза.
- О назначении автомобиля АЦ-2-51А, выпускаемого Квасиловским машиностроительным заводом, можно догадаться по надписи на цистерне, в которую входит 2000 литров аммиачной воды – очень ценного удобрения.
- Полуприцеп-цистерна С-654М в сцепке с седельным тягачом ЗИЛ-ММЗ-164АН перевозит муку. Угол подъема цистерны может достигать 50 градусов. За одну минуту выгружается полтонны муки.
- Одноосный самосвальный полуприцеп ГАЗ-707 выпускает Ташкентский завод «Татавтомаш» для работы с седельным тягачом ГАЗ-51П. машина предназначена для перевозки хлопка-сырца. Грузоподъемность самосвала 4 тонны.
- Полуприцеп ОДАЗ-857 для перевозки скота выпускает Одесский автосборочный завод для работы с тягачами ЗИЛ-ММЗ-164АН, ЗИЛ-130В и КАЗ-606. Он может одновременно перевозить 16 голов крупного рогатого скота или 55 свиней.
- Автомобиль САЗ-2500 выпущен в этом году Саранским заводом автосамосвалов на шасси ГАЗ-51Д. это новый тип самосвала. Платформа может быть поднята перед разгрузкой. Это дает возможность прямо с автомобиля прицепы-разбрасыватели, укладывать удобрения в бурты высотой до 2,3 м и выполнять без перегрузок другие работы. По дорогам с твердым покрытием он может перевозить 2,1 тонны груза, а по грунтовым – 1,6 тонны.
В рубрике «Новости Советской техники» – новый дизель-троллейвоз ДТУ-25. Сначала, когда эта машина только появилась в карьере, вызвали любопытство две ее троллейбусные штанги. Потом пришлось дивиться производительности и экономичности новой машины. Что же такое троллейвоз и дизель-троллейвоз?
Троллейвоз – это транспортная машина, движущим агрегатом которой является электрический двигатель. Он получает электрическую энергию от контактной сети через токоприемное устройство. Важное преимущество троллейвоза заключается в том, что тяговый двигатель при торможении начинает работать как генератор. Энергия при этом возвращается в сеть для питания троллейвозов.
Но троллейвоз не автономен, он привязан к контактной сети. Этого недостатка лишена новая машина – дизель-троллейвоз. Он отличается от обычного лишь тем, что для питания электродвигателей служит небольшой мощности дизель-генераторная установка, которая позволяет на малой скорости отходить от контактной сети. Экспериментальный образец дизель-троллейвоза ДТУ-25 с мотор-колесным приводом был спроектирован и изготовлен в 1962 году на базе самосвала МАЗ-525.
Журнал «За рулем» № 11 открывает статья «Новые рубежи советского машиностроения». Название статьи говорит само за себя. Автор – Н. И. Строкин, Председатель Государственного комитета автотранспортного и сельскохозяйственного машиностроения при Госплане СССР, Министр СССР.
На одной из страниц этого же номера опубликован рассказ о Международной выставке строительных и дорожных машин в Москве.
276 зарубежных фирм из 19 стран мира, 100 промышленных предприятий Советского Союза показали на выставке свою продукцию. Эти внушительные цифры говорят об интересе, который был проявлен к первой в СССР международной специализированной выставке.
Среди экспонатов можно было увидеть и автомобили. Советский Союз показал автомобиль-самосвал БелАЗ-540 грузоподъемностью 27 тонн и самосвал меньших размеров ЗИЛ-ММЗ-555.
А уже в № 12 рассказ о новых зарубежных машинах, представленных на Московской Международной выставке строительных и дорожных машин.
Широко представлена полуприцепами и прицепами промышленность Польской Народной Республики.
Одноосный полуприцеп НЗ-1 служит для перевозки ненагруженных цементных бункеров. Он оборудован поворотной рамой, которая может переходить из горизонтального положения в вертикальное. Буксируется полуприцеп тягачом «Стар С-25». Емкость резервуаров, которые он может перевозить, – 15 и 25 тонн.
Четырехосный прицеп П-200 предназначен для перевозки тяжелых строительных машин – главным образом экскаваторов с ковшом емкостью 0,5 м3, весящих до 22 тонн.
На нем можно возить и другие тяжелые грузы: трансформаторы, фермы мостов. Платформа расширяется при помощи специальных балок, входящих в комплект оборудования. Мощность двигателя тягача, буксирующего прицеп 120 л. с.
11-тонный прицеп П-110 с низкой платформой предназначен для перевозки кабельных барабанов, трансформаторов и других неделимых грузов.
Гидравлический автомобильный кран монтируется на автомобиль «Стар». Максимальная грузоподъемность 1 тонна, наибольший вылет стрелы – 3,6 метра. Он может работать не только с крюком, но и с грейфером, ковшом. Нагружает не только свой кузов, но и другой автомобиль или вагон.
На площадке чехословацких машин – три самосвала: «Татра 138-С1», «Татра 138-С3» и «Шкода РТС-1». Первые два принадлежат к одному семейству. Они имеют двигатель в 180 л. с. и максимальную грузоподъемность 12 540 кг. Разница лишь в том, что первый разгружается только назад, а второй – на три стороны.
Этим же характерна и «Шкода», обладающая грузоподъемностью 7750 кг.
Автомобиль ГМГ2-70, привезенный из Германской Демократической Республики, – машина-универсал. Он рассчитан на двигатель мощностью 70 л. с. При помощи самых различных навесных устройств автомобиль легко переоборудовать для земляных, буксирных и маневровых работ. Его можно использовать в строительстве, лесной промышленности, сельском хозяйстве, а также в качестве источника энергии. Скорость передвижения – от 2 до 50 км/час. Причем как вперед, так и назад.
Из капиталистических стран наиболее полно на выставке была представлена Франция. Серию грузовиков «Уник» с двигателем мощностью 175 л. с. показала фирма «Симка-Индустри». Здесь был и тягач грузоподъемностью 22 тонны с пониженным полуприцепом для перевозки машин, автомобиль со съемным ковшом, который может погрузить, везти и выгрузить один человек, и полуприцеп-платформа, который может удлиняться от 12,3 до 18 метров.
Западногерманская фирма «Блюмхардт» представила прицепы и полуприцепы. Самосвальный прицеп, вмещающий 20 тонн сыпучих грузов, состоит из двух кузовов. Первый может разгружаться на две стороны, второй – еще и назад. Мощность двигателя автомобиля-тягача «Мерседес-Бенц» 210 л. с., скорость 80 км/час.
В Голландии существует только один завод, выпускающий грузовики марки ДАФ. На выставке была представлена бетономешалка фирмы «Де Ионг», смонтированная на автомобиле ДАФ. Перемешивать бетон в барабане можно во время движения, и тогда бетономешалка превращается в перевозчика готового бетона.
Из голландских экспонатов интересен был также гидравлический кран-экскаватор «Геркулес», смонтированный на советском тракторе «Беларусь». Он может работать как с ковшом, так и с грейфером. Грузоподъемность 1000 кг, радиус действия 4,5 метра.
Япония тоже показала автомобиль с бетономешалкой емкостью 3м3 фирмы «Мицубиси-Фусо».
«Близкого родственника» советского БелАЗа показала итальянская «Перлини». Его грузоподъемность 25 тонн. Мощность шестицилиндрового дизельного двигателя – 252 л. с. при 2300 об/мин. автомобиль может двигаться по дорогам со скоростью 55 км-час.
Серьезный интерес у посетителей выставки вызвал шведский снегоход на гусеничном ходу СТ-4.
Машина предназначена для тех, кто проходит через снежные пустыни, строит в горах, проверяет телефонные и силовые провода, спасает попавших в беду. Давление, оказываемое на снег гусеницами, всего 0,05 кг/см2. Машина преодолевает подъемы до 60 процентов, кабина вмещает семь человек. Двигатель СТ-4 – четырехцилиндровый, карбюраторный, мощностью 46 л. с. с воздушным охлаждением. Коробка передач четырехступенчатая (четыре вперед и одна назад).
И это, разумеется, далеко не все, о чем можно было прочитать в журнале «За рулем» в 1964 году. Впрочем, почему «было»?… Это можно сделать и сегодня!
А что было дальше? Скоро расскажем. Следите за публикациями.
Читайте также:
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.