Главная > Статьи > Автомобили > Во всем виноват водитель?

Во всем виноват водитель?

Неверные действия водителей рано или поздно приводят к авариям. Важно научиться управлять автомобилем так, чтобы избегать ошибок самому и не подвергаться воздействию ошибок, совершаемых другими

Важность обучения

Как обучить водителя безаварийной работе, как подготовить его к критическим ситуациям рассказывает  Александр Харитонов, директор ООО «ТИЭЙЧЭС», г. Москва

– Ваша компания занимается подготовкой водителей по программам «Защитное вождение» и «Зимнее вождение», является профессиональным учебным центром, аккредитованным Английским королевским обществом по предотвращению несчастных случаев ROSPA. Вашими клиентами являются более ста юридических лиц, которые доверили вам специализированную подготовку водителей. Среди них ПАО «Газпромнефть» и ПАО НК «Роснефть». Зачем дополнительно учить опытного шофера со стажем?

– Многие считают себя хорошими водителями, но, если мы честно признаемся себе, то каждый из нас совершает ошибки при управлении автомобилем. Эти ошибки бывают разными, от вынужденных до осознанных, от незначительных до серьезных. И рядом с нами множество других участников дорожного движения, которые также совершают ошибки… Надо понимать, что именно неверные действия водителей рано или поздно приводят к авариям. Важно научиться управлять автомобилем так, чтобы избегать ошибок самому и не подвергаться воздействию ошибок, совершаемых другими. Если рассмотреть любое ДТП и разобрать его обстоятельства, то становится ясно – ​оно не может произойти по какой-то одной причине. Это всегда совокупность ошибок. А у опытных водителей притупляется чувство опасности. Мы как раз и учим не допускать ошибок, понимать ответственность, которая лежит на водителе.

– В чем главная причина большинства аварий?

– Основная причина ДТП – ​ошибки водителей. Если почитать их объяснительные записки после аварий, то там все плохо: трасса скользкая, не посыпана песком, обочина рыхлая, дорога узкая и разбитая, автомобиль груженый и с плохими тормозами, светило яркое солнце, или наоборот, было пасмурно… Но кто, если не шофер, должен контролировать и адекватно реагировать на все эти факторы? Ключевое значение имеет профессионализм водителя, и здесь надо учитывать совокупность различных моментов.

Например, у одного водителя вроде недостаточно знаний ПДД, он не очень хорошо знаком с устройством автомобиля, не понимает нюансов поведения грузовика в той или иной ситуации. Не умеет выбирать безопасную дистанцию, не знает, как правильно смотреть на дорогу, чтобы заблаговременно оценить опасность и действовать своевременно и т. д. Но у него хорошее отношение к своей работе и есть некоторый опыт. может ли он обеспечить безопасность движения? Нет, этого недостаточно! А как ему добавить знаний? Необходимо лучше знать ПДД, глубже изучать автомобиль, не стесняться задавать вопросы более опытным коллегам. Другой водитель имеет технические знания, у него ответственное отношение к работе, но ему не хватает навыков в управлении автомобилем. Допустим, мало опыта в креплении груза, плохо умеет двигаться назад с полуприцепом, не работал в горной местности… Бывает и так, что категории все открыты, но он не имеет практики в управлении тем или иным грузовиком, автобусом. Может этот водитель полноценно обеспечить безопасность движения? Тоже нет! А как ему добавить навыков? Назначить стажировку, в ходе которой толковый наставник научит в реальности всему необходимому. К сожалению, как показывает практика, стажировка порой проходит только на бумаге.

Третий водитель имеет и технические знания и навыки управления автомобилем, но отношение к работе у него плохое. Пройдет мимо слабо накаченного колеса, хотя видел – ​давление низкое… Отвернется от плохо закрепленного груза, выйдет в рейс с грязными стеклами, фарами и зеркалами. У него нет желания заниматься машиной, он торопится, не хочет пачкать руки, терять свое время. Он говорит сам себе, что и так доедет, сто раз так делал. А может ли это стать первопричиной ДТП? Конечно! Сможет ли водитель с таким отношением к работе беспечить безопасность движения? Нет!

Какие из этого следуют выводы? К сожалению, только навыков и знаний водителя недостаточно для обеспечения безопасности движения. Необходимо также иметь хорошее отношение к работе и действовать на основе своих знаний и опыта. В подготовке важен комплексный подход. Профессиональный водитель это тот, кто в равной степени обладает НАВЫКАМИ, ЗНАНИЯМИ и ОТВЕТСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЕМ к работе. А мотивация при этом может быть разной, здесь все способы хороши, лишь бы шофер начал действовать осознанно и безопасно!

– Можно ли предвидеть вероятность возникновения аварийной ситуации на дороге?

– Важный момент: даже опытные водители не всегда реагируют должным образом на дорожные знаки. Если анализировать ДТП под Челябинском, то там наверняка стоял предупреждающий знак (и не один!), что дорога идет под уклон, что проводятся ремонтные работы. Почему он не снизил скорость? Куда смотрел? Большую роль в безопасном вождении играют навыки обзора, концентрация и распределение внимания. Ведь 90 % информации о дорожной обстановке мы получаем через глаза. Существует ряд правил, которые позволяют увидеть опасность заблаговременно, а значит, раньше среагировать на возникшую угрозу и оставить себе больше времени и расстояния для ухода от опасности.

Первое правило: смотрим дальше – ​видим больше! В какой бы дорожной ситуации вы не находились, делайте все необходимое для того, чтобы смотреть как можно дальше. Тогда есть возможность распознать опасность на ранней стадии и успешно ее избежать. Водители, которые смотрят близко, постоянно сталкиваются с неожиданностями. Из-за этого им приходится резко тормозить, перестраиваться, делать опасные маневры.

Второе правило: смотрим вокруг! Водитель должен уметь видеть и анализировать то, что происходит спереди, слева, справа, сзади, сверху (например, находясь под мостом или в тоннеле) и снизу (на дороге). Только полный обзор даст достаточное пространство для совершения безопасного маневра, и позволит не стать жертвой чужих ошибок.

Третье правило: постоянно перемещаем свой взгляд! Выработайте привычку внимательно и активно следить за дорогой и не зависать взглядом на одном объекте более двух секунд. Куда смотрел водитель, чем занимался во время движения? Это установить практически невозможно. Примерно половина всех ДТП происходит при поздней оценке ситуации, из-за отсутствия должных навыков обзора.

Существует множество внешних и внутренних отвлекающих факторов, которые являются «ловушкой» для водителя. Здесь главная опасность состоит не в том, что он хуже управляет автомобилем, а в том, что происходит запоздалая оценка ситуации. Шофер не может среагировать на опасность своевременно и правильно. Неважно, что он в тот момент делал: отвлекся на телефон, прикуривал сигарету или любовался красотами окрестностей. Главное – ​он отвлекся! Даже при скорости 60 км/ч автомобиль за одну секунду проезжает примерно 17 метров. И если шофер отвлекся на 2-3 секунды, это уже 34-51 метр дистанции. Водитель бездействует, расстояние потеряно, а ситуация на дороге за это время кардинально меняется. Поэтому не стоит отвлекаться за рулем, будьте сконцентрированы на вождении, следите за дорогой!

– Больная тема для российских водителей – ​соблюдение скоростного режима. Мы все превышаем скорость. Большинство – ​на допустимые 10-20 км/час, но есть и совершенно неадекватные любители погонять. Насколько важно правильно выбирать скорость движения? Как бороться с «гонщиками» на грузовиках и автобусах?

– Правильный выбор скорости очень важен! У нас в России не самые лучшие дороги, но кто мешает снизить скорость и проехать «потихоньку»? Погода плохая, тоже бывает, и снова помогает снижение скорости. Конечно, этому учат и в автошколе. Но мы считаем, что проблема именно в недостаточной первичной подготовке водителей. Мало просто знать Правила дорожного движения и получить минимальные навыки вождения. Никто не учит водителей культуре вождения, не работает с психологией, не заставляет задуматься о последствиях.

Существуют курсы контраварийного, или как их еще называют, «экстремального» вождения. В результате сознательный водитель, получив навыки такого вождения, становится на голову выше в уровне подготовки, причем применяет эти навыки только в крайнем случае, когда это действительно необходимо. Но здесь есть другая опасность. Некоторые водители после таких курсов становятся излишне самоуверенными, переоценивают свои возможности, осознанно нарушают правила и создают критические ситуации для себя и окружающих.

Наша программа «Защитное вождение» предполагает совсем другой подход. Мы прививаем правильный стиль вождения, при котором, независимо от других участников движения, можно не допустить возникновения аварийной ситуации. Лучше избежать ДТП, чем исправлять его последствия! Мы стараемся правильно выстроить психологию водителя, его поведение за рулем, учим оценивать ситуацию осознанно, а не по наитию. Наши специалисты занимаются этим уже более 15 лет, обучено несколько тысяч водителей, и есть результат. На примере крупных заказчиков мы видим снижение аварийности более чем на 35 %, а у небольших компаний аварийность практически свелась к нулю.

Большинство наших партнеров – ​компании, владельцы которых понимают, что гораздо дешевле обучить шоферов, чем терять автопарк и сотрудников, устранять последствия ДТП. Мы делали примерный расчет экономии для компании с автопарком около 100 грузовых автомобилей. Расчетная экономия составила более 10 млн рублей в год! Добавьте сюда сохраненные жизни, хотя оценить это невозможно…

Эффективность нашего обучения доказана практикой. В компаниях «Газпромнефть» и «Роснефть» работа на месторождениях водителей, не прошедших такой курс обучения, запрещена. Если они сами не хотят учиться, то кто-то должен их заставить. Иначе повысить безопасность движения невозможно. В Европе подобным обучением занимаются уже лет двадцать. В России, с приходом крупных западных компаний, обучение начали активно проводить около 10 лет назад. Каждый наш тренер проходит международную аттестацию, мы регулярно подтверждаем свою квалификацию в центрах CEPA, ROSPA, Schlumberger, GlobalTraningcenter и др. Что немаловажно, мы не просто обучаемся сами и обучаем других по западным программам, но и принимаем активное участие в корректировке этих программ, адаптируем их под российскую действительность.

Предыдущие материалы по теме:

Часть I

Часть II

Часть III

Часть IV

Часть V

Часть VI

Часть VII

Часть VIII

Часть IX

Часть X


Теперь нас можно читать и смотреть в Telegram



Лизинг является самым популярным инструментом приобретения грузовиков. О рынке лизинга беседа Дмитрия Поцелуевского, главного редактора журнала «Рейс», с Андреем Гладковым, Генеральным директором АО «Лизинговая компания «КАМАЗ».

КМУ «Чайка-NR816 2S»

Крано-манипуляторная установка «Чайка-NR816 2S» – комбинация достоинств

В производственной программе завода «Чайка-Сервис» ранее были автомобили с импортными КМУ разных типов, включая тросовые с L-образной стрелой

Новинки КАМАЗа

Новинки КАМАЗа – от эвакуатора до самосвала

Одно из направлений развития продуктовой линейки «КАМАЗа» – мало- и среднетоннажные грузовики «Компас»

Комментировать





Поделиться