Грузовые автомобили компании «РИАТ»
Мы уже привыкли к существованию в Набережных Челнах различных совместных предприятий, ориентированных на сотрудничество не только с ПАО «КАМАЗ», но и с другими автозаводами России. Особо знаковый период в развитии отечественного автопрома – середина 2000-х годов, когда в Челнах начали один за другим открываться СП с Zahnrad Fabrik, Cummins, c Knorr-Bremze и Federal Mogul, позже – с Daimler по сборке грузовиков Mercedes-Benz и Mitsubishi Fuso Canter. Началась отечественная реализация стратегии, давно принятой ведущими мировыми производителями: дробить производство автомобилей и компонентов на более мелкие составляющие, создавать небольшие специализированные предприятия с гибкими технологиями. Между тем создание этих предприятий, можно сказать, вторая волна, а самые первые появились в начале 90-х годов – до всех катаклизмов, пережитых позже Камским автозаводом. Одно из таких специализированных предприятий – ОАО «РИАТ», выстоявшее в эти времена вопреки всему и в 2017 году отметившее свой 25-летний юбилей.
Большие числа
ООО «РИАТ» было зарегистрировано постановлением мэра Набережных Челнов 6 мая 1992 года. Есть смысл напомнить, что в тот момент в России как грибы появляются сомнительные малые предприятия, явный рост демонстрируют «пирамидальная» компания «МММ», товарная биржа «Алиса», набирает силу грандиозная афера с фальшивыми авизо. С июля по декабрь 1992 года курс рубля по отношению к доллару упал почти в четыре раза: со 125 до 414 рублей. Средняя зарплата в стране около 5000-6000 руб., что в тот момент было эквивалентно 15-25 долларам. Иначе как «деревянным» рубль никто не называет. Создаются тысячи фирм, пытающихся в это смутное время обогатиться на «легких и быстрых» деньгах. А у предприятий, работающих в реальной сфере экономики, нет финансирования не только для развития, но даже на выплату столь нищенских зарплат – влезают в долги перед банками, в ходу «бартер» с различными, далеко не прозрачными схемами.
Именно в это время руководством ОАО «КАМАЗ» было принято решение создать ООО «РИАТ» – как писали в учредительных документах, «для ускорения разработки и изготовления образцов и малых партий эксклюзивной автотехники, востребованной как на рынке бывших республик СССР, так и за рубежом». В состав учредителей кроме ОАО «КАМАЗ» вошли совместное советско-английское предприятие «АСТЭЙС» и совместное советско-австрийское предприятие «АЛЬТКАМ». Эти СП уже имели опыт адаптации камских грузовиков к различным требованиям потребителей.
Гендиректором нового предприятия был назначен 34-летний Владимир Пономарев, выпускник Волгоградского политехнического института, уже с десяток лет отработавший на заводе, а в тот период он занимал должность первого заместителя главного инженера автосборочного завода «КАМАЗа» и одновременно руководил направлением по выполнению заказов на автомобили оригинальной конструкции и нестандартной комплектации. Собственно, выходцы с автосборочного завода и составили костяк первых сотрудников «РИАТ». Уставный фонд нового предприятия – всего 380 рублей, офис – одна комната. Но для начала большего и не требовалось: основной задачей для «РИАТа» было координирование работ временных трудовых коллективов при создании специальных автомобилей. Сегодня подобную организацию конструкторских разработок назвали бы аутсорсингом. Свое производство у «РИАТа» начиналось в 1993 году с приобретения трех гаражных боксов общей площадью 350 кв.м.
Спустя 25 лет в ходу другие цифры, характеризующие деятельность ОАО «РИАТ»: в компании работают около 1100 сотрудников, в собственности и в долгосрочной аренде около 8 гектаров земли, есть собственная высоковольтная ЛЭП и электроподстанция, четыре своих производственных корпуса общей площадью около 20 000 кв.м., аренда 5000 кв.м. площадей на территории ОАО КИП «МАСТЕР». Работают заготовительные, механообрабатывающие, сварочные комплексы, сборочное производство, автоматизированные линии по термоформованию и литью изделий из пластмасс, окрасочный цех, огромный складской комплекс. Система менеджмента качества предприятия сертифицирована по Государственному стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2008. С 2010 года «РИАТ» входит в список 100 крупнейших компаний Республики Татарстан. В середине 90-х «РИАТ» стал дилером ОАО «КАМАЗ»: был освоен весь комплекс работ, связанных с маркетингом, рекламой, предпродажной подготовкой, транспортировкой и реализацией автомобилей КАМАЗ нестандартного исполнения и оригинальной конструкции. Уже в 1996 году реализовано 1649 автомобилей. Сейчас уровень ежегодных продаж – около 1000 автомобилей, больше половины из них с «риатовским» VIN-кодом Х8Х. На протяжении последних 10 лет ОАО «РИАТ» традиционно входит в первую десятку лучших дилеров ОАО «КАМАЗ» при общем количестве сервисных и реализующих камские грузовики предприятий около 200. Продажа автотехники осуществляется по всей территории России: от Калининграда до Камчатки. У «РИАТ» более 300 клиентов, среди которых крупнейшие компании, лидеры отраслей, российские МВД и МЧС. Выручка от продаж в 2010 году составила около 2,5 миллиарда рублей, а в 2017 она превысила 7 миллиардов рублей. Объем ежегодных инвестиций в разработку новой продукции и развитие инфраструктуры – более 200 млн. рублей. Зарплата сотрудников – одна из самых высоких в Набережных Челнах: где-то на 15 % превышает среднюю по городу для аналогичных предприятий, связанных с автомобильным бизнесом. И это несмотря на кризис!
Сейчас, когда запчасти привычных брендов исчезают из продажи, приходится разбираться в представленных аналогах. Автозапчасти MARSHALL – равноценная замена иностранным маркам.
Успешный опыт производства вакуумных насосов стал отправной точкой для дальнейшего развития насосного направления на заводе «КОММАШ Арзамас»
По каким направлениям ставки на перевозки грузов автотранспортом выросли или снизились сильнее всего для различных типов кузовов