Грузовые автомобили компании «РИАТ»
Мы уже привыкли к существованию в Набережных Челнах различных совместных предприятий, ориентированных на сотрудничество не только с ПАО «КАМАЗ», но и с другими автозаводами России. Особо знаковый период в развитии отечественного автопрома – середина 2000-х годов, когда в Челнах начали один за другим открываться СП с Zahnrad Fabrik, Cummins, c Knorr-Bremze и Federal Mogul, позже – с Daimler по сборке грузовиков Mercedes-Benz и Mitsubishi Fuso Canter. Началась отечественная реализация стратегии, давно принятой ведущими мировыми производителями: дробить производство автомобилей и компонентов на более мелкие составляющие, создавать небольшие специализированные предприятия с гибкими технологиями. Между тем создание этих предприятий, можно сказать, вторая волна, а самые первые появились в начале 90-х годов – до всех катаклизмов, пережитых позже Камским автозаводом. Одно из таких специализированных предприятий – ОАО «РИАТ», выстоявшее в эти времена вопреки всему и в 2017 году отметившее свой 25-летний юбилей.
Большие числа
ООО «РИАТ» было зарегистрировано постановлением мэра Набережных Челнов 6 мая 1992 года. Есть смысл напомнить, что в тот момент в России как грибы появляются сомнительные малые предприятия, явный рост демонстрируют «пирамидальная» компания «МММ», товарная биржа «Алиса», набирает силу грандиозная афера с фальшивыми авизо. С июля по декабрь 1992 года курс рубля по отношению к доллару упал почти в четыре раза: со 125 до 414 рублей. Средняя зарплата в стране около 5000-6000 руб., что в тот момент было эквивалентно 15-25 долларам. Иначе как «деревянным» рубль никто не называет. Создаются тысячи фирм, пытающихся в это смутное время обогатиться на «легких и быстрых» деньгах. А у предприятий, работающих в реальной сфере экономики, нет финансирования не только для развития, но даже на выплату столь нищенских зарплат – влезают в долги перед банками, в ходу «бартер» с различными, далеко не прозрачными схемами.
Именно в это время руководством ОАО «КАМАЗ» было принято решение создать ООО «РИАТ» – как писали в учредительных документах, «для ускорения разработки и изготовления образцов и малых партий эксклюзивной автотехники, востребованной как на рынке бывших республик СССР, так и за рубежом». В состав учредителей кроме ОАО «КАМАЗ» вошли совместное советско-английское предприятие «АСТЭЙС» и совместное советско-австрийское предприятие «АЛЬТКАМ». Эти СП уже имели опыт адаптации камских грузовиков к различным требованиям потребителей.
Гендиректором нового предприятия был назначен 34-летний Владимир Пономарев, выпускник Волгоградского политехнического института, уже с десяток лет отработавший на заводе, а в тот период он занимал должность первого заместителя главного инженера автосборочного завода «КАМАЗа» и одновременно руководил направлением по выполнению заказов на автомобили оригинальной конструкции и нестандартной комплектации. Собственно, выходцы с автосборочного завода и составили костяк первых сотрудников «РИАТ». Уставный фонд нового предприятия – всего 380 рублей, офис – одна комната. Но для начала большего и не требовалось: основной задачей для «РИАТа» было координирование работ временных трудовых коллективов при создании специальных автомобилей. Сегодня подобную организацию конструкторских разработок назвали бы аутсорсингом. Свое производство у «РИАТа» начиналось в 1993 году с приобретения трех гаражных боксов общей площадью 350 кв.м.
Спустя 25 лет в ходу другие цифры, характеризующие деятельность ОАО «РИАТ»: в компании работают около 1100 сотрудников, в собственности и в долгосрочной аренде около 8 гектаров земли, есть собственная высоковольтная ЛЭП и электроподстанция, четыре своих производственных корпуса общей площадью около 20 000 кв.м., аренда 5000 кв.м. площадей на территории ОАО КИП «МАСТЕР». Работают заготовительные, механообрабатывающие, сварочные комплексы, сборочное производство, автоматизированные линии по термоформованию и литью изделий из пластмасс, окрасочный цех, огромный складской комплекс. Система менеджмента качества предприятия сертифицирована по Государственному стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2008. С 2010 года «РИАТ» входит в список 100 крупнейших компаний Республики Татарстан. В середине 90-х «РИАТ» стал дилером ОАО «КАМАЗ»: был освоен весь комплекс работ, связанных с маркетингом, рекламой, предпродажной подготовкой, транспортировкой и реализацией автомобилей КАМАЗ нестандартного исполнения и оригинальной конструкции. Уже в 1996 году реализовано 1649 автомобилей. Сейчас уровень ежегодных продаж – около 1000 автомобилей, больше половины из них с «риатовским» VIN-кодом Х8Х. На протяжении последних 10 лет ОАО «РИАТ» традиционно входит в первую десятку лучших дилеров ОАО «КАМАЗ» при общем количестве сервисных и реализующих камские грузовики предприятий около 200. Продажа автотехники осуществляется по всей территории России: от Калининграда до Камчатки. У «РИАТ» более 300 клиентов, среди которых крупнейшие компании, лидеры отраслей, российские МВД и МЧС. Выручка от продаж в 2010 году составила около 2,5 миллиарда рублей, а в 2017 она превысила 7 миллиардов рублей. Объем ежегодных инвестиций в разработку новой продукции и развитие инфраструктуры – более 200 млн. рублей. Зарплата сотрудников – одна из самых высоких в Набережных Челнах: где-то на 15 % превышает среднюю по городу для аналогичных предприятий, связанных с автомобильным бизнесом. И это несмотря на кризис!
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.