Универсальный вездеход Mercedes-Benz Unimog
В истории мирового автопрома трудно найти другой пример транспортного средства, сочетающего в себе столь сложно совместимые свойства автомобиля и трактора, при этом выпускаемого серийно несколько десятков лет подряд. Только – Mercedes-Benz Unimog. Российским автомобилистам, не залезая в интернет, сложно представить, каким был первый Unimog. Эти машины в СССР вообще не поставлялись, мы имеем представление только о более поздних моделях – ведь модельный ряд постоянно обновлялся. Представьте себе наш УАЗ‑452/УАЗ‑3303, но с угловатой кабиной из плоских стальных панелей и на огромных «газоновских» 20-дюймовых колесах, при этом еще и с более короткой базой – 1720 мм, с бортовой платформой длиной около 1500 мм – на метр короче «уазовской». Именно таким был Mercedes-Benz Unimog U 2010 образца 1951 года.
Начиная с 1956 по 1979 годы Unimog ввозили в СССР штучно, по одной-две машины, и то не каждый год. Скорее всего покупали для того, чтобы с диковинной конструкцией симбиоза грузовика-вездехода и трактора ознакомились специалисты автозаводов, НАМИ и прочие НИИ, связанные с механизацией сельского хозяйства. И конечно же – для военных. Уж больно близки даты: 1956 год – начало поставок Unimog в СССР и 1955 год – начало производства созданного специально для армии Unimog 404, он же Unimog S. Но в 1977 и 1978 годах приобрели аж по четыре вездехода! И как результат – относительно масштабные поставки Mercedes-Benz Unimog на Олимпиаду в 1980 году – 48 автомобилей. Кстати, хронология эволюции этого вездехода была именно такая: первоначально создавался как многофункциональное транспортное средство для сельского хозяйства, потом его адаптировали для работы в коммунальной сфере и лишь после этого разработали модификацию для службы в вооруженных силах. Так сказывались ограничения, наложенные на Германию после Второй мировой войны. Уже в 1951 году, при наличии отбора мощности вперед, назад и на правую сторону, у Unimog U 2010 было свыше 70 вариантов навесного и прицепного оборудования, но сейчас – свыше 3000. А армейские грузовики Unimog очень серьезно отличались ранее и отличаются сегодня от многофункциональных Unimog. В первую очередь, для военных делают более длинные машины, с большим клиренсом, и существенно проще – в плане отбора мощности под различное оборудование. И так – по сей день. Если когда-либо зайдет спор о традициях английского автопрома и его послевоенного LandRover, в качестве контраргумента напомните о германском Mercedes-Benz Unimog. Вот это действительно традиции и неуклонное следование концепции!
На Mercedes-Benz Unimog первого поколения монтировали различные емкости и поливо-моечное оборудование, бетоносмесители и буры, подметальные щетки и бульдозерные отвалы, газонокосилки и измельчители сучьев. Известно, что даже пристроили вакуумный аппарат для дойки коров. Незадействованными надстройками, похоже, остались только швейная машинка Singer и кофемолка… Кроме того, маленькую, но полноприводную машинку использовали как тягач для буксировки прицепов, в частности – вывозили огромные бревна с лесоповала.
У нынешних Mercedes-Benz Unimog сохранились все те же области применения: работа на аэродромах и в городских коммунальных службах, в пожарной и лесной охране, обслуживание дорог, сельское хозяйство, строительство, энергетика, геологоразведка и прочие изыскания, помощь в добыче природных ископаемых. Unimog может эксплуатироваться на дорогах общего пользования и на полном бездорожье, а кроме того, есть еще одно важное направление: работа на железнодорожном транспорте. Все обычные для Unimog спецнадстройки задействуются, только он идет по рельсам. Конечно, можно триммером обкосить траву и бурьян на откосах железнодорожных насыпей, а сучья деревьев срезать бензопилой, но в Европе считают, что для этого лучше использовать Mercedes-Benz Unimog. Кроме того, у железнодорожников полутрактор-полуавтомобиль работает как маневровый тепловоз на небольших станциях или на промышленных предприятиях.
Одно из главных достоинств Mercedes-Benz Unimog – высокая мобильность. Если надо перегнать его с одного объекта на другой, допустим километров за 100-150, а послезавтра на третий – это не проблема. А тот же трактор только на дорогу потратит день, и с тракториста от этого перегона всю душу вытрясет. А если Unimog заменяет тепловоз и между двумя точками нет прямого железнодорожного сообщения? Тогда передислокация тепловоза выльется вообще в серьезную транспортную операцию и займет, быть может, даже неделю. С учетом простоя на сортировочных станциях это вполне возможно.По сравнению с трактором, у Unimog меньший расход топлива (а в сравнении с тепловозом – тем более!), большая трехместная кабина и наличие кузова для перевозки оборудования.
Самое сложное в этой машине – вовсе не двигатель уровня Евро‑5 или электрика с CAN-шиной, а ценообразование. А ценник получается более чем серьезный – без дела даже как-то не хочется спрашивать у дилеров. Цена Unimog значительно выше, чем у его дорожного «одноклассника» по полной массе Mercedes-Benz Atego, и сопоставима с ценой седельного тягача Mercedes-Benz Actros 4х2, а чаще – с трехосной моделью. Но это как в детстве: у любого мальчишки предел мечтаний – многофункциональный складной нож. Именно тогда к нам приходит понимание, что каждая дополнительная отвертка, пилка или ложка увеличивает цену ножа. Также и с Mercedes-Benz Unimog. Потребитель должен осознать, для чего ему нужен Unimog, представить хотя бы наполовину все те функции, которые он ожидает получить от этой машины. С остальными можно будет разобраться и, в отличие от ножа – дооснастить потом.
Конечно, в России первое, что приходит в голову на тему многофункционального транспортного средства высокой проходимости, – это трактор «Беларус» 4х4. Однако полноприводный «Беларус» 1221.2 стоит почти 2,5 млн. рублей, а более мощный «Беларус» 2022.3 с 210-сильной «шестеркой» ММЗ Д‑260 обойдется в 4,3 миллиона. Добавьте сюда еще стоимость навесного оборудования и прицеп. Однако в качестве аргумента в пользу Unimog надо добавить надежность Mercedes-Benz, это тоже стоит немало. А попробуйте сравнить цену Mercedes-Benz Unimog и тепловоза даже российского производства, а потом – расход топлива и затраты на техобслуживание! По уменьшению расходов на приобретение и эксплуатацию Unimog будет лидировать с ошеломляющим результатом.
Но, как говорят специалисты представительства, если наладить ритмичную российскую сборку Mercedes-Benz Unimog в Набережных Челнах, которая началась в 2011 году на заводе «Даймлер КАМАЗ Рус», то одно только это должно снизить цену автомобиля примерно на 15 тыс. евро. При том что производство Unimog не столь массовое, как челнинских Mercedes-BenzActros, Axor или Atego. Вполне достаточно ежегодных заказов буквально на несколько десятков автомобилей.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.