Седельный тягач Iveco Stralis Hi-Road AT440S
Ходовая
Также как и многие седельные тягачи-иномарки, флагманский Iveco Stralis Hi-Way и бюджетный Iveco Stralis Hi-Road, а точнее грузовик для межрегиональных перевозок, построены на одной и той же раме, осях и подвеске.
Дело в том, что полная масса у тягача и автопоезда одинакова и «городить огород» различий есть смысл только по части комфорта и флагманских опций. А этого чаще всего добиваются заменой кабины.
Рама у всех Iveco Stralis «бутылочной» формы: впереди широкая – 1030 мм, что позволяет разместить большой радиатор, а это особенно важно для двигателей начиная с уровня Евро‑5. Ширина рамы сзади 770 миллиметров. Высота лонжеронов снаружи – 302 мм, 80 мм – полка, это очень хороший размер, обеспечивающий прочность.
Для Европы толщина профиля 6,7 мм, но для России поставляют тягачи с усиленными рамами толщиной 7,7 мм и со вставкой от заднего кронштейна передней рессоры до средней траверсы. В районе плиты к внешней стороне лонжеронов крепится мощный уголок. Это еще один усилитель. В задней части лонжероны отштампованы с изгибом, под балку ведущего моста. С такой отштамповкой проще создавать низкорамные модификации. Тогда тягач обувают в шины с коэффициентом профиля «60», оснащают заниженной подвеской, в результате получают высоту седла 955 мм, но в России такие машины заказывают редко. С седлом высотой 150 мм плюс 50 мм адаптационная плита, на шинах 70-го профиля высота составляет 1150 мм. Есть тягачи с высотой установки ССУ 1080 мм.
Любой Iveco Stralis может быть оснащен полностью пневматической подвеской передней и задней осей, но однозначно самая распространенная на двухосном седельном тягаче – комбинированная. Тем более в России. В таком случае впереди установлены параболические двухлистовые рессоры, а сзади – пневмоподвеска на четырех баллонах. Нагрузка на оси: 7,5 т на переднюю и 11,5 тонны на заднюю ось, при том что фактически задний мост вообще 13-тонный.
Традиционная особенность конструкции переднего моста Iveco: подшипники ступиц смазываются жидкой, а не консистентной смазкой. По характеристикам это масло близко к трансмиссионному, а уровень контролируется через пробку в колпачке ступицы. В любом случае с маслом лучше теплоотвод от подшипников, чем с «салидолом/литолом», меньше их износ.
Большое подспорье в работе дальнобойщика в современной России: все более жесткий весовой контроль – наличие бортовой системы измерения нагрузки на оси. У многих конкурентов аналогичные датчики и электронный модуль устанавливают за доплату, а у Iveco Stralis Hi-Road они в базовой комплектации для исполнения «Бизнес» и «Бизнес плюс». Сегодня с датчиками нагрузки можно хорошо сэкономить на штрафах.
У Iveco Stralis всегда были дисковые тормоза «по кругу». В рекламных проспектах утверждают, что тормозные колодки могут служить до 400 тысяч километров, диски – до 750 тысяч. Но надо понимать, что такой результат возможен лишь при правильном пользовании моторным тормозом и трансмиссионным замедлителем.
В соответствии с «русским пакетом» вся ходовая дополнительно обрабатывается антикором типа Tectyl. Конечно, можно вспомнить, что на современных европейских грузовиках и раму, и мосты, и всякие мелкие тяги/штанги окрашивают не кисточкой, а очень долговечной порошковой краской, которая обеспечивает толстую защитную пленку. И Iveco Stralis Hi-Road здесь не исключение. Но в России и на раме Tectyl, наверное, не будет лишним.
Еще одна составляющая «русского пакета» – применение шин компании Goodyear размером 315/70R 22,5, модель KMAX S на управляемую ось и модель Goodyear KMAX D – на ведущую. Как говорят, такие шины обеспечивают очень хорошее сочетание свойств, актуальных для летних и зимних шин. То есть шины близкие ко всесезонности.
Кабина
Сейчас каркас кабины у Iveco Stralis оказался одним из самых «пожилых» в Европе. Все размеры проемов дверей и окон достались ему от Iveco EuroStar и Iveco EuroTech. То есть основа кабины – 1992 года «рождения». Увеличить внутреннее пространство у Stralis помогла модернизация 2007 года: тогда удалось приподнять потолок на 95 мм и почти на столько же отодвинуть заднюю стенку. Разница в объеме Stralis Active Space Cube и кабины Stralis первого поколения составила 1,8 м3.
Однако по вместимости кабины Iveco Stralis генерации Cube не намного меньше кабин конкурентов. Размеры все равно у всех ограничены параллелепипедом: ширина 2,5, высота 2,2-2,3, длина 2,3-2,4 метра. А на более современных кабинах не все дизайнерские решения однозначно хороши. Видимо, в большей степени они связаны с изменениями технологий изготовления панелей кабин: здесь и вклеивание, и лазерная пайка, и более сложные штампы под большие панели. Зато в поиске аэродинамического совершенства, отделке интерьера – просто нет предела. Что и подтверждают кабины Iveco Stralis Hi-Way и Iveco Stralis Hi-Road.
Судя по всему, кабина Iveco Stralis Hi-Way и Iveco Stralis Hi-Road построена на тех же панелях, что и Stralis Active Space Cube, новые лишь детали фасада: облицовка радиатора, боковые дефлекторы – предотвращающие забрызгивание зеркал (похоже, напрасно Scania убрала «ноздри»), бампер, вся передняя светотехника. Помнится, на Stralis первого поколения на фарах стояли защитные решетки и накладки из «промороженной» нержавейки. Понятно, что решетки защищали стекла от камней, но все-таки такой стиль больше подходит самосвалу.
Зато дальнобойщики на Iveco Stralis никогда не жаловались на мощь фар – свет был отличным без всяких прожекторов! Сейчас и к дизайну, и к характеристикам светотехники уже не придерешься: фары со светодиодными полосками ходовых огней, с мощными ксеноновыми лампами. Все не хуже, чем у конкурентов. То же самое можно сказать и об интерьере.
Есть смысл сравнить кабины Stralis Hi-Way и Stralis Hi-Road. По размерам и обустройству флагманская кабина Iveco Stralis Hi-Way – что-то среднее между старым и новым «Глобусом» у Volvo FH. Ее внешняя ширина 250 см, но внутри по стеклам дверей – 237 см, общая длина 225 см, но от середины лобового стекла до задней стенки – 202 см. От пола до потолка, если судить по буклетам, 1989 мм, но крыша – как обтекатель, поэтому и основных размеров от тоннеля до потолка два: 185 см впереди и 209 см у задней стенки. Здесь надо добавить еще 20 см на выступающий тоннель, итого получается 205 и 229 см. Кабина Iveco Stralis Hi-Road – узкая, шириной 2300 мм, ее правильнее было бы сравнивать с MAN TGS или Mercedes-Benz Axor. Есть два варианта высоты крыши: высокая 1880 и низкая 1210 мм. Длина кабины Stralis Hi-Road тоже меньше, чем у Stralis Hi-Way, на 100 мм – 2150 мм. Тоннель выступает где-то на 300 мм, что вполне ожидаемо от бюджетника.
Когда-то на Stralis Active Space Cube была предложена концепция «активного пространства», которая позволяет водителю трансформировать интерьер, сделать его максимально удобным и для управления автомобилем, и для отдыха на стоянке. Именно на этих грузовиках впервые появилась трансформируемая нижняя полка спальника с возможностью превращения средней части в столик. Понятно, что для бюджетника ничего подобного не предлагали.
Судя по всему, системы трансформации недоступны и на современном Iveco Stralis Hi-Road. Здесь все проще. Спальные полки разной ширины и длины: верхняя 1820х700 мм, нижняя более узкая, но чуть длиннее: 1950х600 мм. У Stralis Hi-Way увеличенная длина кабины, которая как раз позволила расширить матрацы до 770-780 мм. Есть штора, отделяющая спальную зону – прямо от потолка до пола, такая хороша зимой на стоянке, а еще – шторки на окнах дверей. Нижняя полка сделана трехсекционной – каждая из них поднимается, тем самым обеспечивая доступ к большим внутренним ящикам. Глубина их – около 50 см, длина-ширина около 65х65 см. По бокам, на обеих внешних панелях кабины, есть дверцы для доступа к ящикам под спальником. Под нижней спальной полкой, в средней части, может быть расположен выдвижной холодильник объемом 35 литров, но это как опция, для комплектаций «Бизнес» и «Бизнес плюс».
Панель приборов оформлена по-новому, стилистически она связана с панелью флагманского Stralis Hi-Way. Но дизайн предсказуемый – «чаечкой»: не ровная панель, как на MAN TGX, и без футуристического подхода, как когда-то на первом Renault Magnum.
Несомненной изюминкой является многофункциональный сенсорный дисплей Iveconnect по центру панели, в нем смонтирован и навигатор Iveco VDO Siemens PC 5700 PRO. Используются качественные материалы: применяют добротный пластик, удобные кресла германской компании ISRI с богатой обивкой и подлокотниками, причем пассажирское может быть оснащено пневмоподвеской, как и водительское. Для хранения всего, что нужно в дороге, вполне достаточно различных полочек, отсеков и кармашков. Над лобовым стеклом – три шкафчика, под ними – полки.
В соответствии с «русским пакетом» у Iveco Stralis Hi-Road AT440S 42T/P RR кабина дополнительно утеплена термоизоляцией, и установлен «фен» мощностью 4 кВт вместо обычного, двухкиловаттного. Среди наших дальнобойщиков в ходу «страшилки», как зимой, на стоянке, кто-то примерз к стенке кабины грузовика, ввезенного в Россию из какой-то южной страны. Судя по всему, эти рассказы не про Iveco Stralis Hi-Road… А для лета здесь есть люк в крыше с электроприводом и, конечно же, кондиционер. У кабины четырехточечная пневмоподвеска – для магистрального тягача это лучшее решение, но в более дешевой комплектации можно заказать подвеску на пружинных регулируемых стойках.
Что важно для эксплуатации в России – на 30 % увеличили слой грунтовки кабины, то есть все лакокрасочное покрытие стало еще более долговечным. Причем грунтование – катафорезное, с полным погружением кабины в ванну, кроме того, большинство панелей «скворешника» изготовлено из стального листа с качественной двухсторонней оцинковкой.
В результате в Iveco Stralis Hi-Road AT440S 42T/P RR удачно сочетаются хорошо известные нашим перевозчикам агрегаты, более чем положительно зарекомендовавшие себя технические решения, современные технологии и в то же время комплектация машины дополнена новыми опциями. Одно слово – классика!
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.