Самосвал Dongfeng DFH3330A80
Трансмиссия
Напомним, картеры сцепления большинства современных моторов стандартизированы. К примеру, для тяжелых грузовиков и больших автобусов применяют стандарт SAE 1, благодаря которому можно монтировать любые коробки с таким картером и любых производителей.
Один из вариантов возможной комплектации самосвалов Dongfeng – установка 16-ступенчатой коробки ZF Ecosplit 16S 1650 или 16S 181 китайского производства. И для эксплуатации в России это был бы лучший вариант – у ZF развитая сервисная сеть, коробки ZF Ecosplit применяют DAF, MAN, Renault, Iveco, на конвейер КАМАЗа работает СП «ЦФ КАМА». Но скорее всего если самосвалы Dongfeng и будут поставляться в Россию с КП ZF Ecosplit, то уже с китайскими двигателями Renault dCi11. А пока основными коробками, агрегатируемыми с мотором Cummins ISLе, являются китайские Fast Gear, которые изготавливает компания Shaanxi по лицензии американской Eaton Fuller.
В середине 2000-х годов и позже на многих китайских самосвалах, поставлявшихся в Россию, применяли 9-ступенчатую коробку Fast Gear 9JS 150T. В ней основная коробка сделана 4-ступенчатой, далее количество передач увеличивает в два раза понижающий редуктор – планетарный демультипликатор, еще есть самая низшая ступень – ползучая, «черепаха». Передаточные числа: 11,09 у «черепахи», 6,55 – на первой и 0,73 на высшей, восьмой. Особенность конструкции – два промежуточных вала, расположенных горизонтально, благодаря чему мощность идет двумя потоками, подшипники и зубчатое зацепление шестерен менее нагружены. Вместо игольчатых подшипников у шестерен – бронзовые втулки, поэтому коробка не боится масляного голодания. Синхронизатор только один, но большой – на демультипликаторе. Более современные версии коробок Fast Gear – полностью синхронизированные 12-ступенчатые коробки аналогичной конструкции, но основная коробка 6-ступенчатая, плюс два диапазона обеспечивает демультипликатор. То есть конструкция в корне отличается от 12-ступенчатых коробок Scania и Volvo, где есть повышающий редуктор с двумя рядами, трехступенчатая основная коробка и за ней – планетарный демультипликатор. Именно такая 12-ступенчатая коробка Fast Gear 12JS 180T установлена на самосвал Dongfeng DFH3330A80 6х4. У нее первая передача имеет число 15,53 и фактически – это «черепаха». Вторая передача – 12,08, а высшая, двенадцатая – прямая, с «единицей». То есть по подбору чисел коробка 12JS 180T лучше, чем 9JS 150T, и близка, допустим, к коробке ZF Ecosplit 16S 2230TD с диапазоном чисел от 16,41 до 1,00. И 12JS 180T рассчитана на момент двигателя 1800 Н.м, а 9JS 150T – только на 1500 Н.м. То есть у 12-ступенчатой КП есть хороший запас по моменту – она будет надежно работать с мотором 340 л.с./1480 Н.м. А еще с применением коробок Fast Gear 12JS 180T пропадает одна из претензий к «китайцам», которая была связана именно с отсутствием синхронизаторов и, соответственно, – к легкости переключения передач. Раньше не только у молодых водителей, но и у достаточно опытных коробки трещали шестернями при переключении. Теперь этого нет.
Лет шесть назад в России проводились испытания полноприводного 6х6 самосвала Dongfeng с автоматической коробкой Alisson Transmition с гидротрансформатором. Проходимость на бездорожье была выше всех похвал, управление – как у легкового автомобиля. Недостаток АКП Alisson – увеличение цены на грузовик более чем на 1,5 млн. рублей. Возможно, при стабилизации экономической ситуации в России такие самосвалы с «автоматом» станут востребованы.
На Dongfeng DFH3330A80 6х4 используется однодисковое диафрагменное сцепление Sachs F 430 с диаметром ведомого диска 430 мм, видимо, это китайская версия Sachs MFZ 430, хотя в КНР есть другой аналог Sachs – Yidong 430. Раньше на многих китайских грузовиках с коробками Fast Gear была одна общая проблема: пневмоусилитель в гидроприводе сцепления располагался снизу, и или его поршень, зарастая грязью, терял подвижность, или повреждались чехлы, и ПГУ быстро становился негерметичным. От любой из этих неисправностей «сгорал» ведомый диск сцепления. На современных 12-ступенчатых коробках Fast Gear пневмоусилитель перенесли наверх во избежание повреждений и подальше от дорожной грязи. Еще одна особенность – применение между коробкой и первым ведущим мостом карданного вала с подвесным подшипником. Такая конструкция была не особо удачной и на европейских самосвалах. Сейчас у Dongfeng DFH3330A80 6х4 подвесную опору ликвидировали, применили более надежный новый кардан.
Ведущие мосты на Dongfeng могут стоять одного из двух китайских производителей. Раньше применяли мосты компании SHAANXI HANDE AXLE, это подразделение концерна SHAANXI HEAVY DUTY AUTOMOBILE, специализирующееся на выпуске осей для грузовиков и автобусов. Ведущие мосты HANDE AXLE устанавливают на грузовиках Shaanxi, на Foton, CAMC, а теперь и на КАМАЗы. Конструктивно мосты HANDE ведут свою родословную от мостов австрийской компании STEYR и германской MAN. Причем в каталогах HANDE AXLE сохранены номера деталей, полностью взаимозаменяемых с деталями MAN. Тем самым возможно использование в ремонте и немецких деталей. Мосты MAN – одни из лучших у производителей грузовиков: в организации их производства в свое время помогала компания ZF.
В основе конструкции других китайских мостов лежит лицензия известной американской компании DANA. Кроме США заводы DANA расположены в Аргентине, Мексике, Японии, Швеции, Южной Африке и Испании. У автомобилистов на слуху названия фирм: Spicer, Victor Reinz, GKN – это тоже подразделения DANA. С компанией давно сотрудничают Ford, Volvo, GM, Dodge, Jeep, Nissan, Chrysler, Toyota, Caterpillar, Hyundai… DANA производит не только грузовые, но и легковые мосты, ведущие оси для различной спецтехники. То есть гамма продукции DANA шире, чем у SHAANXI HANDE AXLE. Поэтому в 2010 году в Китае создано совместное предприятие Dongfeng DANA Axle и сейчас это крупнейший производитель ведущих мостов в Азии.
При неизбежных различиях в мостах SHAANXI HANDE AXLE и Dongfeng DANA Axle у них принципиально схожая конструкция. Редуктор среднего моста сделан проходным – на весь автомобиль два кардана, есть блокировки межосевых и межколесных дифференциалов, главная передача разнесенная – со ступичными планетарными редукторами. Мосты со ступичными редукторами оптимальны для самосвалов: они позволяют уменьшить нагрузку на полуоси крутящим моментом, увеличить дорожный просвет под картерами до 350 мм и выше. Сейчас на самосвалах Dongfeng DFH3330A80 6х4 ставят как раз ведущие мосты Dongfeng DANA Axle. Иначе для чего было создавать совместное предприятие.
Для оптимизации расхода топлива необходимо с учетом планируемой работы подобрать оптимальные передаточные числа редуктора. К сожалению, пока для самосвала Dongfeng 6х4 нет выбора в передаточных числах, есть только один вариант: i=5,92. Обычно на европейских трехосных самосвалах 6х4 полной массой 33 тонны и с моторами около 340-360 л.с. существует несколько версий передаточных чисел редукторов в диапазоне от 4,5 до 5,2 – в зависимости от того, будет ли самосвал эксплуатироваться с прицепом или одиночкой. Как заявлено в спецификации по Dongfeng DFH3330A80 6х4, он не рассчитан на работу с прицепом, однако, судя по числам редукторов, вполне может. А еще такие числа оптимальны для создания «офф-роуд»-версий, для супертяжелых автопоездов, для работы в карьере. Но все это уже с другим, более мощным мотором.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Компания «Кистоун Авто», образованная в 2021 году, представила различные шасси и грузовые автомобили китайского производства, которые она предлагает в России под маркой Altai. Модельный ряд включает в себя грузовики с максимальной разрешенной массой от 3,5 до 50 тонн и 120 тонный автопоезд
Преимуществами запасных частей Haffen являются их идентичность оригинальным компонентам и ряд технических решений, которые облегчают ремонт дизелей Cummins, делают его менее затратным