Нехватка седельных тягачей: ставка на флагмана «КАМАЗ»
Про кабину
После введения санкций Камский автозавод на год раньше, чем планировалось, завершает производство более чем успешных тягачей КАМАЗ‑5490. Причина – прекращение поставок импортных панелей для сборки кабины Mercedes-Benz Axor и двигателей Mercedes-Benz ОМ457. Ситуация с седельными тягачами КАМАЗ‑54901 гораздо лучше. В первую очередь потому, что его кабина, созданная на основе каркаса Mercedes-Benz Actros IV практически полностью локализована.
В конце мая 2019 года в Набережных Челнах был открыт новый завод каркасов кабин для обеспечения выпуска российских Mercedes-Benz Actros и Arocs, а также для производства каркасов кабин КАМАЗ‑54901. Это самый крупный объект, который строился на территории Камского автозавода за последние десятилетия. Завод состоит из двух огромных цехов – сварки и окраски, там же расположены склады и вся логистика. Планируемый годовой выпуск до 57 тысяч каркасов. Завод построен в дополнение к существующему производству «классических» камазовских кабин, в котором было расположено и производство кабин семейства К4. Оснащение самое современное: по сварке – итальянской компании Comau, а по окрасочному комплексу – германского концерна Dürr Systems. На новом производстве задействовано 9 окрасочных роботов и 96 роботов-сварщиков. Штамповка панелей кабины КАМАЗ‑54901 российская. Интерьер тоже.
Про мотор
Для поколения К5 выпускают новый двигатель – рядную «шестерку» КАМАЗ‑910, объемом 12 литров. Диапазон мощности от 380 до 550 л. с., крутящий момент от 1700 до 2540 Н·м. На его основе создан и весьма перспективный мотор КАМАЗ‑920, который при том же объеме выдает вообще 700-750 л. с. Готовятся к запуску в производство 13-литровые «шестерки» на основе КАМАЗ‑910 с увеличенным ходом поршня.
Мотор разрабатывали совместно с компанией Liebherr, но по совокупности внесенных изменений в конструкцию это вполне себе отечественный дизель. Практически сразу же все важнейшие детали и узлы производят в России. Сейчас это блок цилиндров, головки, коленвал, поршневая группа, маховик, поддон двигателя, картер сцепления и множество мелких, но не менее важных деталей.
Про коробку
Тягачи семейства К5 должны оснащаться только двигателем КАМАЗ‑910, Евро‑5, мощностью 450 л. с. и только автоматизированной 12-ступенчатой коробкой передач ZF Traxon 12TX2621. Простых механических коробок здесь быть не должно. Но коробка полностью импортная, хотя весной 2022 года планировали наладить их выпуск на СП «ЦФ КАМА» в Набережных Челнах. Вообще эту КП собирались освоить еще в 2019 году, но началась пандемия… На СП «ЦФ-КАМА» именно для агрегатирования с моторами, подобным КАМАЗ‑910, выпускают 16-ступенчатые коробки передач семейства Ecosplit моделей ZF 16S2220TO и ZF 16S2220TD – с повышающей или с прямой высшей передачей, а также ZF 16S2520TO. На самом производстве их называют «тяжелыми коробками», то есть они предназначены под крутящий момент 2200-2500 Н·м. Локализация этих коробок – около 60 %. По нашим сведениям, в условиях санкций локализацию могут довести до 80-85 %, а остальное будут докупать через параллельный импорт.
Скорее всего, все-таки появятся модификации КАМАЗ‑54901 с механическими КП. Во всяком случае, вообще без коробок тягачи КАМАЗ не останутся. На КАМАЗ‑54901 применяют оригинальную раму увеличенной прочности. Передний мост 8-тонный, китайской компании Shaanxi Hande Axle. Получается, что единственное (кроме каркаса кабины), связывающее ныне КАМАЗ‑54901 и грузовое подразделение Daimler AG – это 13-тонный ведущий гипоидный мост Mercedes-Benz Actros. Но Камский автозавод серьезно работает над выпуском своих аналогичных мостов. Нынешняя ситуация только интенсифицирует эту работу.
Другие материалы:
3 возможности справиться с дефицитом
Как уберечь от досадных поломок один из самых дорогостоящих агрегатов любой техники – двигатель, и выжать из него максимальный ресурс? Правильно эксплуатировать, использовать качественное топливо и заливать хорошее, проверенное моторное масло.
Планируется, что с 1 октября 2025 года любой автомобиль такси должен быть произведен на отечественных заводах. Как это скажется на рынке такси? Мнение Дмитрия Матвеева, генерального директора компании «Мой автопрокат»
По каким направлениям ставки на перевозки автотранспортом выросли и снизились сильнее всего для различных типов кузовов