Галерея (25)


В блоке подготовки воздуха – стандартные компоненты фирмы WABCO
125-киловаттные электродвигатели интегрированы в конструкцию моста
Пневмотормоза всех колес с дисковыми механизмами
Для фиксации передней оси в продольном направлении есть косые тяги
В середине ведущего моста с элетромоторами – просто стальная балка
Под днищем проложено множество трубопроводов системы отопления
Жидкость в ГУР поступает от гидронасоса с электрическим приводом
Передняя ось и ее подвеска – такие же, как на базовом автобусе ЛиАЗ
Для уменьшения кренов кузова в задней подвеске внедрен стабилизатор
Пневматическая подвеска аналогична применяемой на дизельном автобусе
Винтовой пневмокомпрессор имеет собственную систему смазки
Электродвигателям тоже нужна жидкостная система охлаждения
Если электробус стоит в гараже, можно зарядиться от розетки 380 вольт
Сеть 300-киловаттных станций ультрабыстрой зарядки будет расширяться
Пантограф и ведущие от него провода рассчитаны на ток до 500 ампер
По всей длине салона и на задней площадке – ровный и низкий пол
Под правой ногой водителя – педали «газа» и тормоза, как в автобусе
Тумблер аварийного открывания дверей под предохранительной крышкой
Клавиши «вперед», «назад» и «нейтраль» – как у базового автобуса
Температуру антифриза в рубашках электромоторов покажет компьютер
Управление электробусом мало отличается от управления автобусом

Электробус ЛиАЗ-6274

Опыт эксплуатации электробусов ЛиАЗ в «Сервисной компании – Группа ГАЗ»

Мнение

Александр Сенин,
технический директор ООО «Сервисная компания – ​Группа ГАЗ»

–  Все электробусы ЛиАЗ‑6274, работающие на московских маршрутах, базируются на территории бывшего шестого троллейбусного парка, входящего ныне в структуру Северо-восточного филиала ГУП «Мосгортранс». Контактная сеть, использовавшаяся ранее троллейбусами, здесь уже демонтирована, и дальнейшее развитие парка связано исключительно с электробусами. Троллейбусный маршрут № 73 от ВДНХ до Бибирева стал первым, по которому пошли электробусы. Несколько позже их пустили еще на четыре троллейбусных и один автобусный маршруты. Станциями ультрабыстрой (около десяти минут) зарядки оборудованы конечные остановки на маршрутах и разворотные площадки. После начала рабочей смены водитель проезжает по маршруту два круга суммарным пробегом более пятидесяти километров, в течение которого расходуется 40-50 % заряда батарей. И ставит электробус на подзарядку – ​пока сам отдыхает перед следующим рейсом. В парке, разумеется, тоже есть станции ультрабыстрой зарядки. В случае необходимости, например, когда электробус находится на сервисном обслуживании в закрытом помещении можно можно подключиться и к станции быстрой
(1-2 часа) зарядки с коннектором «пистолетного» типа или к розетке напряжением 380 вольт – ​тогда полная зарядка займет 4-6 часов. В режиме эксплуатации, естественно, долгая зарядка не производится, поскольку интервал между возвращением электробуса в парк ночью и утренним выездом составляет всего 2-2,5 часа.
Одно из достоинств электробусов – ​минимум техобслуживания. Первые электробусы пробежали за год уже около 70 тыс. км. За это время никаких вложений не потребовалось. Были произведены только плановые работы по техническому обслуживанию. Шины также стоят заводской комплектации с достаточным запасом глубины протекторов. Не требуют замены и «родные» тормозные колодки. Благодаря системе рекуперации энергии электробус эффективно тормозит электродвигателями ведущего моста, переходящими в режим генератора, что минимизирует износ колодок пневматических тормозов. Замена масла в электропортальном мосту положена с интервалом в 60 тыс. км, и на машинах первых партий она уже была произведена. Периодически смазываем через пресс-масленки карданные шарниры рулевого вала и шкворневые узлы передней оси. Меняем фильтры-осушители в пневмосистеме тормозов. Есть регламентные работы и по тяговым батареям – ​проверяем отсутствие коррозии на контактных поверхностях высоковольтного оборудования на крыше, чистим от грязи, листвы и семян растений нишу пантографа и внешний блок системы кондиционирования.
Сервисный контракт с «Мосгортрансом» у нас заключен на 15 лет. Через 7,5 лет предусмотрен капремонт кузова – ​в Москве очень жесткие условия эксплуатации и коррозионные процессы неизбежны. Тогда же будет заменен комплект тяговых батарей. По прогнозам, остаточная емкость батарей к этому времени уменьшится не более, чем на 10 процентов, и их можно будет выгодно реализовать для вторичного использования – ​например, в источниках бесперебойного питания цифрового оборудования. При необходимости будем ремонтировать или заменять прочие, менее дорогостоящие узлы электробусов. Обслуживание и ремонт электробуса во многом аналогичны таким же работам на базовых автобусах ЛиАЗ – ​добавилась лишь специфика по высоковольтному электрооборудованию, требующая от механиков соответствующей квалификации и третьей группы допуска по электробезопасности, позволяющей работать с электроустановками напряжением до 1000 вольт.
Эксплуатация электробусов ЛиАЗ‑6274 за прошедшие
14 месяцев показала высокую надежность этих машин при работе в любое время года. Благодаря встроенной системе термостатирования тяговых батарей запас хода абсолютно не уменьшается в морозную погоду – ​машина также как и летом проходит два круга по маршруту до промежуточной подзарядки с таким же остатком заряда батареи. Расход дизельного топлива автономным отопителем невелик – ​по сути, этот агрегат догревает салон электробуса в сильные морозы, если не хватает энергии, выделяющейся при торможении. Положительный опыт использования электробусов в транспортной системе Москвы, их экологическая чистота и бесшумность – ​все это повлияло на планы заказчика о дальнейших закупках партий этих перспективных машин. И по мере развития сети зарядных станций мы ожидаем пополнения парка, а также расширения базы техобслуживания и сопутствующей инфраструктуры.

На канале «Журнал Рейс» на YouTube создан плейлист «Электробус ЛиАЗ-6274». Следите за обновлениями.

Галерея (25)

В блоке подготовки воздуха – стандартные компоненты фирмы WABCO
125-киловаттные электродвигатели интегрированы в конструкцию моста
Пневмотормоза всех колес с дисковыми механизмами
Для фиксации передней оси в продольном направлении есть косые тяги
В середине ведущего моста с элетромоторами – просто стальная балка

Комментировать





Поделиться