Газобаллонное оборудование. Будет ли производство в России?
Рывок при условии
В период с 2012 по 2015 год некоторые европейские производители магистральных грузовиков продавали за год около 200-300 машин, работающих на сжатом метане. С появлением в 2016 году тягачей IVECO Stralis NP (Natural Power), работающих на сжиженном природном газе, продажи выросли почти в четыре раза, до 800 автомобилей. В 2017-м суммарные продажи газовых Stralis NP увеличились до 1400 автомобилей. Сейчас в Европе есть транспортные предприятия, где эксплуатируются от 15 до 500 таких грузовиков, и количество газовых тягачей составляет от 20 до 40 % автопарка. По результатам опроса, проведенного специалистами IVECO, около 90 % европейских автоперевозчиков, эксплуатирующих Stralis NP, в той или иной степени готовы рекомендовать своим коллегам газобаллонные тягачи. Такая же ситуация и у других европейских производителей грузовиков.
Если говорить о России, в частности о Ликинском автобусном заводе, то в 2017 году выпустили около 500 автобусов ЛИАЗ-529267, работающих на сжатом природном газе. В 2020-м изготовили более 700 автобусов. Заметим, одним из факторов успеха продаж газобаллонных тягачей IVECO стало применение криогенных резервуаров для сжиженного природного газа LNG. С освоением выпуска автобусов и грузовиков, работающих на LNG, можно ожидать мощного рывка в распространении автотранспорта с ГБО и в России. Конечно же, при условии активного строительства криоАГНКС.
Длительный срок хранения и необходимость господдержки
Одно плохо. У нас не производят криогенные баллоны для автомобилей, нет производителей газобаллонной аппаратуры. Интересно, что в Советском Союзе еще в 60-х годах прошлого века на сжиженном метане работали грузовики ГАЗ-51 и ЗИЛ-164. При этом применялись простейшие баллоны-термосы, рассчитанные на рабочее давление в 16 кг/см2, которые «укладывали» в ящик с толстой теплоизоляцией из пенопласта. Однако автомобилей с такими газобаллонными установками выпустили совсем немного. Производителей газовых редукторов, клапанов и баллонов для работы двигателей на пропане или метане было несколько: в Москве, в Рязани и в белорусском городке Новогрудок. В основном использовались итальянские лицензии и технологии. Сейчас в Новогрудке выпускают ГБО для пропан-бутана, а в России есть, наверное, с дюжину предприятий, выпускающих различные баллоны под сжатый метан и под сжиженный пропан-бутан. Но нет своей аппаратуры для метана и, тем более, для ГБО двигателей большого объема.
Одно из старейших в России предприятий по производству криотехники – завод с «говорящим» именем «Криогенмаш» в подмосковной Балаших. Во время войны здесь делали «Катюши», потом была напряженная работа на ракетно-космическую программу СССР, на металлургическую промышленность. В конце 70-х годов при проведении испытаний автомобилей, работающих на сжиженном водороде(!), топливом заправляли баллоны-термосы, изготовленные именно специалистами завода.
Сейчас одним из новых направлений в работе ПАО «Криогенмаш» является выпуск не имеющих аналогов в России криогенных передвижных автозаправщиков СПГ/ LNG КриоПАГЗ, предназначенных для хранения и транспортировки сжиженного природного газа, а также заправки различных транспортных средств. КриоПАГЗ – это цистерна объемом 17,7 м3 на шасси автомобиля или полуприцепа с криогенным насосом и узлом учета. Цистерна – двустенный цилиндрический аппарат, внутри сосуд из нержавеющей стали, снаружи кожух. Для исключения теплопритоков к сжиженному газу поверх сосуда наносят эффективную многослойную теплоизоляцию. В результате СПГ/ LNG можно хранить в криоцистерне больше месяца. Первый мобильный криогенный газозаправщик отправился из цехов «Криогенмаша» к своему покупателю в Петергоф в июле 2019 года.
Как говорят специалисты предприятия, в России для массового производства автомобильных криобаков надо строить современный завод с полностью автоматизированными штамповочными и сварочными линиями. Сделать любые баллоны-термосы можно и сейчас, но без массового автоматизированного производства не будет адекватной цены. Если говорить только о коммерческом автотранспорте, от LCV до магистральных тягачей, то объем резервуаров должен быть от 100 до 600-700 литров. И каждый тип баллонов, исходя из компоновочных соображений на автомобилях, в нескольких вариантах длины и диаметра. Известно, что производство автомобильных криобаков планирует начать в Набережных Челнах ООО «РариТЭК» – одна из главных в России компаний по разработке и выпуску грузовиков и автобусов на метане. Но динамичное развитие в России производства компонентов ГБО без государственной поддержки, без субсидий от правительства просто невозможно.
Еще по теме:
Особенности конструкции газомоторных автобусов
Сервисный контракт – это договор на регламентное техобслуживание автомобиля. Такую услугу предоставляет уполномоченный дистрибьютор грузовой техники SANY в России компания ODIN Group. Какую пользу получает владелец транспортного средства и как выполняет свои обязательства дилер?
Транспортная компания БСУ‑1 из города Тюмень проводит испытания шин Triangle модели TRD06. Делимся первыми результатами
Премьера грузовика КАМАЗ‑4555 «Атлант 50» состоялась на выставке MiningWorld Russia‑2024. Карьерный самосвал грузоподъемностью 50 тонн предназначен для перевозки скальной и смешанной породы. По этим параметрам новинка схожа с самосвалом-углевозом «Атлант 49», который пришел на смену европейским карьерным грузовикам