Галерея (4)


«Криогенмаш» выпускает передвижные автозаправщики СПГ/ LNG на шасси грузовика или полуприцепа с криогенным насосом и узлом учета
В России научились делать современные газовые автобусы. Но нужна своя или лицензионная топливная аппаратура и баллоны-термосы
Криогенный бак-термос на ЛИАЗе больше диаметром, чем обычная 200-литровая бочка
Моторный отсек ЛИАЗа LNG на сжиженном метане. Справа установлены газовые редуктор и испарители. А сам криобак находится за стенкой
Главная > Статьи > Автобаза > Узлы и агрегаты > Газобаллонное оборудование. Будет ли производство в России?

Газобаллонное оборудование. Будет ли производство в России?

Для массового производства автомобильных криогенных баков надо строить современный завод с полностью автоматизированными штамповочными и сварочными линиями
ГБО в России

Рывок при условии

В период с 2012 по 2015 год некоторые европейские производители магистральных грузовиков продавали за год около 200-300 машин, работающих на сжатом метане. С появлением в 2016 году тягачей IVECO Stralis NP (Natural Power), работающих на сжиженном природном газе, продажи выросли почти в четыре раза, до 800 автомобилей. В 2017-м суммарные продажи газовых Stralis NP увеличились до 1400 автомобилей. Сейчас в Европе есть транспортные предприятия, где эксплуатируются от 15 до 500 таких грузовиков, и количество газовых тягачей составляет от 20 до 40 % автопарка. По результатам опроса, проведенного специалистами IVECO, около 90 % европейских автоперевозчиков, эксплуатирующих Stralis NP, в той или иной степени готовы рекомендовать своим коллегам газобаллонные тягачи. Такая же ситуация и у других европейских производителей грузовиков.

Если говорить о России, в частности о Ликинском автобусном заводе, то в 2017 году выпустили около 500 автобусов ЛИАЗ-529267, работающих на сжатом природном газе. В 2020-м изготовили более 700 автобусов. Заметим, одним из факторов успеха продаж газобаллонных тягачей IVECO стало применение криогенных резервуаров для сжиженного природного газа LNG. С освоением выпуска автобусов и грузовиков, работающих на LNG, можно ожидать мощного рывка в распространении автотранспорта с ГБО и в России.  Конечно же, при условии активного строительства криоАГНКС.

Длительный срок хранения и необходимость господдержки

Одно плохо. У нас не производят криогенные баллоны для автомобилей, нет производителей газобаллонной аппаратуры. Интересно, что в Советском Союзе еще в 60-х годах прошлого века на сжиженном метане работали грузовики ГАЗ-51 и ЗИЛ-164. При этом применялись простейшие баллоны-термосы, рассчитанные на рабочее давление в 16 кг/см2, которые «укладывали» в ящик с толстой теплоизоляцией из пенопласта. Однако автомобилей с такими газобаллонными установками выпустили совсем немного. Производителей газовых редукторов, клапанов и баллонов для работы двигателей на пропане или метане было несколько: в Москве, в Рязани и в белорусском городке Новогрудок. В основном использовались итальянские лицензии и технологии. Сейчас в Новогрудке выпускают ГБО для пропан-бутана, а в России есть, наверное, с дюжину предприятий, выпускающих различные баллоны под сжатый метан и под сжиженный пропан-бутан. Но нет своей аппаратуры для метана и, тем более, для ГБО двигателей большого объема.

Одно из старейших в России предприятий по производству криотехники – завод с «говорящим» именем «Криогенмаш» в подмосковной Балаших. Во время войны здесь делали «Катюши», потом была напряженная работа на ракетно-космическую программу СССР, на металлургическую промышленность. В конце 70-х годов при проведении испытаний автомобилей, работающих на сжиженном водороде(!), топливом заправляли баллоны-термосы, изготовленные именно специалистами завода.

Сейчас одним из новых направлений в работе ПАО «Криогенмаш» является выпуск не имеющих аналогов в России криогенных передвижных автозаправщиков СПГ/ LNG КриоПАГЗ, предназначенных для хранения и транспортировки сжиженного природного газа, а также заправки различных транспортных средств. КриоПАГЗ – это цистерна объемом 17,7 м3 на шасси автомобиля или полуприцепа с криогенным насосом и узлом учета. Цистерна – двустенный цилиндрический аппарат, внутри сосуд из нержавеющей стали, снаружи кожух. Для исключения теплопритоков к сжиженному газу поверх сосуда наносят эффективную многослойную теплоизоляцию. В результате СПГ/ LNG можно хранить в криоцистерне больше месяца. Первый мобильный криогенный газозаправщик отправился из цехов «Криогенмаша» к своему покупателю в Петергоф в июле 2019 года.

Как говорят специалисты предприятия, в России для массового производства автомобильных криобаков надо строить современный завод с полностью автоматизированными штамповочными и сварочными линиями. Сделать любые баллоны-термосы можно и сейчас, но без массового автоматизированного производства не будет адекватной цены. Если говорить только о коммерческом автотранспорте, от LCV до магистральных тягачей, то объем резервуаров должен быть от 100 до 600-700 литров. И каждый тип баллонов, исходя из компоновочных соображений на автомобилях, в нескольких вариантах длины и диаметра. Известно, что производство автомобильных криобаков планирует начать в Набережных Челнах ООО «РариТЭК» – одна из главных в России компаний по разработке и выпуску грузовиков и автобусов на метане. Но динамичное развитие в России производства компонентов ГБО без государственной поддержки, без субсидий от правительства просто невозможно.

Еще по теме:

Особенности конструкции газомоторных автобусов

 Проблемы и перспективы газомоторного транспорта в России

Преимущества экологически чистого транспорта

Галерея (4)

«Криогенмаш» выпускает передвижные автозаправщики СПГ/ LNG на шасси грузовика или полуприцепа с криогенным насосом и узлом учета
В России научились делать современные газовые автобусы. Но нужна своя или лицензионная топливная аппаратура и баллоны-термосы
Криогенный бак-термос на ЛИАЗе больше диаметром, чем обычная 200-литровая бочка
Моторный отсек ЛИАЗа LNG на сжиженном метане. Справа установлены газовые редуктор и испарители. А сам криобак находится за стенкой

Комментировать





Поделиться