Новости
Галерея (1)
Газомоторный транспорт в России. Проблемы и перспективы
Вспоминая историю
Вообще, газ, как автомобильное топливо имеет практически не менее продолжительную историю, чем бензин, а заставить двигатель грузовика работать на солярке, удалось только в 20-х годах прошлого столетия. Помогла гениальная разработка Роберта Боша – компактный и надежный механический плунжерный ТНВД.
Если вспомнить историю автомобилестроения в СССР, то перед Великой Отечественной войной активно продвигали газогенераторные автомобили, использующие в качестве топлива древесные чурки, торф и угольные брикеты. С началом войны отечественные газогенераторные автомобили и трактора успешно работали в тылу. После войны были открыты новые месторождения нефти и газа, появилась возможность использовать как моторное топливо попутный нефтяной газ пропан-бутан и природный газ. Уже в 50-х годах серийно выпускали грузовики ЗИС-156 и ГАЗ-51Б, работающие на сжатом метане. Практически на тех же самых автомобилях, но с небольшими изменениями применялся в качестве топлива сжиженный пропан-бутан.
Вплоть до развала Советского Союза шло развитие газобаллонных автомобилей, у каждого автозавода в модельной линейке обязательно были такие грузовики и автобусы. Даже КАМАЗы, работавшие по газодизельному циклу, серийно выпускали в 80-х годах. Обычно всплеск производства газобаллонных автомобилей в СССР происходил после очередного постановления партии и правительства, но проходило три-четыре года и выпуск таких грузовиков постепенно сокращался. Потому, наверное, такого обилия автомобилей на газу, как в Италии, в Голландии или в Южной Корее, в СССР так и не добились.
По «газовым коридорам»
Сейчас, с точки зрения автоперевозчиков, основной проблемой в развитии российского автомобильного транспорта, работающего на природном газе, является отсутствие развитой сети газонаполнительных станций – АГНКС. С другой стороны, владельцы существующих газовых заправок говорят, что автозаводы выпускают мало автомобилей, работающих на метане, и потому АГНКС простаивают. Получается классическая задача – что первично, яйцо или курица? Понятно, что в таких условиях количество газовых заправок и количество автомобилей с ГБО будет увеличиваться примерно в тех же пропорциях, что существуют сейчас.
Поэтому, если говорить о магистральных перевозках, то автопоезда в России вынуждены ходить по так называемым «газовым коридорам», выстраивая тысячекилометровые маршруты так, чтобы оставался запас хода по топливу. Фактически, ездят от одной газовой колонки до другой. Сейчас в России метановых заправок около 540, они есть практически в каждом областном центре, а также в большинстве крупнейших районных городах. И здесь складывается несколько другая, более позитивная ситуация для газобаллонных автомобилей работающих на коротком плече. То есть, это шасси грузовиков с различными надстройками коммунального назначения, автомобили, работающие на стройках, развозные грузовики «среднетоннажники», обслуживающие торговые центры. И, конечно же, городские и пригородные автобусы.
Все более близкая перспектива
540 метановых АГНКС – очень мало для России, но еще меньше газонаполнительных станций для заправки автомобилей сжиженным природным газом СПГ/LNG. Их всего 16. В Москве, в Коломне Московской области, две СПГ-заправки есть в Ленинградской области: в Кингисеппе и в Петергофе – построенная еще в советские времена. Недавно открыли еще одну АГНКС под сжиженный метан – в Санкт-Петербурге, в Шушарах. Еще западнее есть криоАГНКС в Калининграде. АГНКС под сжиженный природный газ открыты в Тверской области, в Канаковском районе, в Тульской области, в Веневском районе. Восточнее, в Набережных Челнах, Уфе, Челябинске, в Сатке и в Копейске Челябинской области, а также в Каслинском районе, в Первоуральске и городе Сухой Лог (Свердловская область).
Надо понимать, что развитие сети заправочных станций для СПГ/LNG взаимосвязано с количеством заводов по производству сжиженного природного газа. Из тех заводов, что есть сейчас и они на слуху – Ямал СПГ, Сахалин-2, Арктик СПГ-2, Балтийский СПГ и Дальневосточный СПГ. Но это очень большие заводы – с номинальной мощностью оборудования на 10-20 миллионов тонн, в первую очередь рассчитанные на экспорт сжиженного природного газа. Для автотранспорта нужны сравнительно небольшие производства СПГ/LNG. Такие заводы также строятся, причем не только компаниями «Газпром» и «Новатэк». В Набережных Челнах компания «РариТЭК» – один из лидеров в производстве газобаллонных автомобилей в России, сейчас достраивает свой завод по сжижению природного газа. Запуск производства ожидается в первом квартале 2022 года. И как ответвления от заводов любой мощности надо рассматривать работу передвижных газозаправочных комплексов, как на автомобильном шасси, так и на железнодорожных платформах, а также в речных и морских портах. Но это – перспектива, хотя и все более близкая…
Сервисный контракт – это договор на регламентное техобслуживание автомобиля. Такую услугу предоставляет уполномоченный дистрибьютор грузовой техники SANY в России компания ODIN Group. Какую пользу получает владелец транспортного средства и как выполняет свои обязательства дилер?
Транспортная компания БСУ‑1 из города Тюмень проводит испытания шин Triangle модели TRD06. Делимся первыми результатами
Премьера грузовика КАМАЗ‑4555 «Атлант 50» состоялась на выставке MiningWorld Russia‑2024. Карьерный самосвал грузоподъемностью 50 тонн предназначен для перевозки скальной и смешанной породы. По этим параметрам новинка схожа с самосвалом-углевозом «Атлант 49», который пришел на смену европейским карьерным грузовикам