Подержанный Citroen Berlingo – брать или не брать?
Предложений – ноль, ищем секонд-хенд
На рынке коммерческих автомобилей образовалась дыра – в сегменте самых легких грузовиков типа «каблучок» официально поставляемых автомобилей вообще нет. А вам нужны как раз 700 кг грузоподъемности при габаритной длине в четыре метра. И погрузочная высота полметра. Но предложений – ноль. Последние десятилетия в этом классе нашим перевозчикам были доступны только французские и немецкие «каблучки», однако в 2022 году их сборка в России и импорт из Европы прекратились.
А что с импортозамещением? Увы, ни «АвтоВАЗ», ни ГАЗ даже не планируют выпускать ничего подобного. А ведь «последний из могикан» ИЖ‑2715 когда-то был незаменим. Например, при доставке мелких партий тортов в булочные-кондитерские. В заполненном до крыши кузове нежный товар приезжал в полной сохранности – коробки не могли сдвинуться вбок и опрокинуться. Полчаса от погрузки на хлебозаводе до появления свежайших тортов на прилавке. Увы, легенду советского автопрома сняли с производства еще в далеком 2001 году. Покупатели голосовали рублем за «ГАЗели» первого поколения, которые стоили дешевле легковушек, и им никто не запрещал въезжать в центры городов.
Сегодня условным заменителем ижевского фургончика можно считать вазовскую мелкосерийную модель ВИС с угловатой «будкой», поставленной на обрезанный кузов «Лады-Гранта». И это очень специфичная машина с туманной перспективой последующей реализации на «вторичке». Да и не заменит такой эрзац (как и низенький серийный фургон «Лада-Ларгус») полноценный европейский «каблучок» с боковыми сдвижными дверьми. А, стало быть, ищем секонд-хенд.
Испания или Россия?
Citroen Berlingo был у нас одним из лидеров рынка в сегменте микротоннажного развозного транспорта. На вторичном рынке наиболее актуальны машины второго поколения, с треугольными фарами. А точнее, пострестайлинговые, 2015-2022 годов выпуска. Именно их цены, состояние и целесообразность покупки мы сегодня обсуждаем. Напомним, модель Berlingo впервые представили в 1996 году, а в последнем поколении к семейству ее клонов, помимо Peugeot Partner, добавились Opel Combo и FIAT Doblo. До 2018 года включительно в нашей стране официально продавали французские «каблучки» обеих марок только испанской (с завода в Виго, регион Галисия) сборки с кодом VR7 в VIN-номере. Вместе с испанскими в объявления на «вторичке» изредка попадаются Berlingo 2015-2016 годов выпуска с VIN-номером на Y3W – это машины белорусской сборки.
С 2019 года в Европе продают Berlingo третьего поколения, но нашим дилерам его не дали, и просто свернули тогда продажи всех «каблучков» концерна PSA. В 2021-м Citroen Berlingo второго поколения к нам вернулся, его стали собирать в Калуге. Правда, ненадолго – в апреле 2022-го все закончилось по не имеющим отношения к бизнесу причинам.
Более свежие Berlingo третьего поколения излишне дороги и неконкурентоспособны. На сайтах объявлений их тоже немало, включая абсолютно новые машины, завезенные в режиме параллельного импорта. На фото Berlingo образца 2018 года отличается дизайном передка: на грузопассажирском остекленном кузове фары головного света, как правило, размещены в бампере, сверху – «ленточные» ходовые огни. На цельнометаллических фургонах Berlingo Van третьего поколения фары обычные, вытянуты по горизонтали и заходят на крылья. В 2024 году после рестайлинга пошел в серию ультрасовременный Citroen Berlingo‑3. У него также разный, в зависимости от назначения машины, дизайн передка. На коммерческих фургонах светотехника без затей сосредоточена в блокфарах, а у минивэнов светодиодные ходовые огни вычурно оформлены в виде «нижнего подчеркивания». И, кстати, в Европе Berlingo образца 2024 года продается только с электромотором и батарейкой – ну, вы поняли, это история совсем не про наших коммерческих перевозчиков…Но даже «параллельноввозимый» из третьих стран, с вполне практичным 1,5-литровым дизелем, этот «компьютер на колесах» за 4,5 миллиона рублей в России никому не нужен.
Тщательно проверяем!
Итак, цены на оптимальный ныне Citroen Berlingo второго поколения начинаются с 900 тыс. рублей. За эти деньги вам предложат, как правило, машину 2015-2017 года выпуска с мутной историей, и реального ее пользователя вы не увидите. Поскольку подавляющее большинство таких фургонов представлено в автосалонах – их сдали в трейд-ин по принципу «с глаз долой, из сердца вон». И рассказывать о данном экземпляре, демонстрируя «подшаманенный» салон, натертый полиролью кузов и «вылизанный» моторный отсек, вам будет сладкоречивый менеджер.
Минимальные пробеги машин в этом ценовом сегменте – 150 тыс. км (тщательно проверяем!). Но чаще около 400 тыс. км (таким значениям можно слепо верить). Да, проблем с коррозией у видавших виды Berlingo, обычно нет. Их кузова отлично обрабатывают на испанском заводе, но… От износа трущихся деталей никуда не деться, только заменять. Учитывая нынешнюю дороговизну запчастей к европейской автотехнике, покупку машины «под ремонт» – а именно об этом говорит цена ниже миллиона рублей – вряд ли можно признать рациональной.
Золотая середина
В диапазоне цен 1,5-2,0 млн рублей на рынке представлены реальные конкуренты «Ладе-Ларгус» – при сопоставимых ценах и явных преимуществах французского «каблучка». Есть очень интересные предложения с пробегами от 50 тыс. км. Но и 80 тысяч – тоже хорошо, если конечно, вы приложили дополнительные усилия, чтобы подтвердить километраж тщательным осмотром и изучением истории машины. Тогда впереди несколько беззаботных лет эксплуатации с заменой, в основном, «расходников».
Бензин или дизель? Коммерческому перевозчику, разумеется, привычнее и выгодней солярка. К счастью, на вторичном рынке хватает Berlingo с 1,6-литровым дизельным комбинированный ременно-цепной привод ГРМ: снизу наверх – ремень, а меж распредвалов в головке – двигателем DV6 ATED4 (торговое обозначение PSA 1.6 HDI) мощностью 90 л. с. Особенности мотора – алюминиевый гильзованный блок и цепочка. Умный французский конструктор минимизировал последствия при обрыве ремня. Звезды и кулачки на распредвалы напрессованы без шпонок, а рокеры сделаны из хрупкого сплава. Таким образом, сильных ударов поршнями по клапанам не происходит, только легкий, не вызвающий сгибание стержня контакт. При ремонте даже не снимают головку блока – быстро заменяют три-пять рокеров, иногда распредвал, и машина снова в строю. На всякий случай можно измерить компрессию. Мотор 1.6 HDI растиражирован сотнями тысяч экземпляров, в том числе и на автомобилях Ford и Mazda, изучен механиками досконально, и имея заявленный ресурс 300 тыс. км, в хороших руках служит без капремонта порой по полмиллиона километров.
При небольших среднегодовых пробегах можно взять и машину с бензиновым 115-сильным двигателем EC5 (торговое обозначение PSA 1.6 VVT). Это тоже 1,6-литровый 16-клапанный агрегат с ременным приводом ГРМ. Особенность конструкции – фазовращатель на впускном распредвале, позволивший расширить диапазон оборотов при высоком крутящем моменте. Увы, здесь никакой защиты не предусмотрено, и при обрыве ремня клапаны сгибает ударами поршней. Ремонт будет недешев. Но, в целом, мотор надежный, безотказно пускается в любой мороз.
По 2018 год включительно на автомобили концерна PSA, включая Citroen Berlingo, ставили и 120-сильный бензиновый двигатель EP6C (торговое обозначение 1.6 VTi) совместной с BMW разработки. И такие машины тоже есть на вторичном рынке. Особенность двигателя – непосредственный впрыск бензина со всеми его плюсами и минусами, а также привод ГРМ малоресурсной (около 100 тыс. км.) однорядной цепью.
Коробка передач на Berlingo только механическая пятиступенчатая, калужской сборки. На привезенных из Европы машинах может стоять 6-ступенчатый японский «автомат» Aisin TF‑70SC. Такие «каблучки» изредка попадаются в объявлениях, но особого смысла приобретать развозной грузовичок под наемного водителя – без педали сцепления, но с перспективой дорогого ремонта – нет.
Технические характеристики двигателей
«Дорого-богато»
Любой каприз за ваши деньги! По цене около двух с половиной миллионов рублей вам предложат Berlingo последнего, 2022 года калужского выпуска. Сразу отметайте варианты с пробегами более 20 тыс. км – если первый хозяин решил все-таки ЕЗДИТЬ на машине, а не пыль с нее сдувать в теплом гараже, то прямо скажите ему, что он залез не в ту ценовую группу. А сами зайдите в раздел Berlingo третьего поколения, о котором было сказано выше. Какой смысл брать позапрошлый дизайн кузова, если за ту же внушительную сумму, и с настроением «гулять так гулять», можно взять современный? Тем более что при последующей продаже на «вторичке» лет через пять разница в поколениях может вылиться аж в миллион недополученных рублей.
Выводы
Для коммерческого использования наиболее выгодна покупка фургона или минивэна Citroen Berlingo второго поколения выпуска 2020-2021 года, с пробегом до 80 тысяч км, по цене до 2 миллионов рублей. Более «взрослые» экземпляры, скорее всего, нуждаются в дорогостоящих ремонтах, а более свежие вряд ли окупятся из-за неоправданно высокой цены.
Читайте также:
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.
Покупка шин – одна из самых затратных статей любого автотранспортного предприятия или эксплуатирующей организации. От их характеристик, качества и ресурса зависит эффективность перевозок. При выборе шин во главу угла ставится стоимость километра их пробега