Подержанный Citroen Berlingo – брать или не брать?
Предложений – ноль, ищем секонд-хенд
На рынке коммерческих автомобилей образовалась дыра – в сегменте самых легких грузовиков типа «каблучок» официально поставляемых автомобилей вообще нет. А вам нужны как раз 700 кг грузоподъемности при габаритной длине в четыре метра. И погрузочная высота полметра. Но предложений – ноль. Последние десятилетия в этом классе нашим перевозчикам были доступны только французские и немецкие «каблучки», однако в 2022 году их сборка в России и импорт из Европы прекратились.
А что с импортозамещением? Увы, ни «АвтоВАЗ», ни ГАЗ даже не планируют выпускать ничего подобного. А ведь «последний из могикан» ИЖ‑2715 когда-то был незаменим. Например, при доставке мелких партий тортов в булочные-кондитерские. В заполненном до крыши кузове нежный товар приезжал в полной сохранности – коробки не могли сдвинуться вбок и опрокинуться. Полчаса от погрузки на хлебозаводе до появления свежайших тортов на прилавке. Увы, легенду советского автопрома сняли с производства еще в далеком 2001 году. Покупатели голосовали рублем за «ГАЗели» первого поколения, которые стоили дешевле легковушек, и им никто не запрещал въезжать в центры городов.
Сегодня условным заменителем ижевского фургончика можно считать вазовскую мелкосерийную модель ВИС с угловатой «будкой», поставленной на обрезанный кузов «Лады-Гранта». И это очень специфичная машина с туманной перспективой последующей реализации на «вторичке». Да и не заменит такой эрзац (как и низенький серийный фургон «Лада-Ларгус») полноценный европейский «каблучок» с боковыми сдвижными дверьми. А, стало быть, ищем секонд-хенд.
Испания или Россия?
Citroen Berlingo был у нас одним из лидеров рынка в сегменте микротоннажного развозного транспорта. На вторичном рынке наиболее актуальны машины второго поколения, с треугольными фарами. А точнее, пострестайлинговые, 2015-2022 годов выпуска. Именно их цены, состояние и целесообразность покупки мы сегодня обсуждаем. Напомним, модель Berlingo впервые представили в 1996 году, а в последнем поколении к семейству ее клонов, помимо Peugeot Partner, добавились Opel Combo и FIAT Doblo. До 2018 года включительно в нашей стране официально продавали французские «каблучки» обеих марок только испанской (с завода в Виго, регион Галисия) сборки с кодом VR7 в VIN-номере. Вместе с испанскими в объявления на «вторичке» изредка попадаются Berlingo 2015-2016 годов выпуска с VIN-номером на Y3W – это машины белорусской сборки.
С 2019 года в Европе продают Berlingo третьего поколения, но нашим дилерам его не дали, и просто свернули тогда продажи всех «каблучков» концерна PSA. В 2021-м Citroen Berlingo второго поколения к нам вернулся, его стали собирать в Калуге. Правда, ненадолго – в апреле 2022-го все закончилось по не имеющим отношения к бизнесу причинам.
Более свежие Berlingo третьего поколения излишне дороги и неконкурентоспособны. На сайтах объявлений их тоже немало, включая абсолютно новые машины, завезенные в режиме параллельного импорта. На фото Berlingo образца 2018 года отличается дизайном передка: на грузопассажирском остекленном кузове фары головного света, как правило, размещены в бампере, сверху – «ленточные» ходовые огни. На цельнометаллических фургонах Berlingo Van третьего поколения фары обычные, вытянуты по горизонтали и заходят на крылья. В 2024 году после рестайлинга пошел в серию ультрасовременный Citroen Berlingo‑3. У него также разный, в зависимости от назначения машины, дизайн передка. На коммерческих фургонах светотехника без затей сосредоточена в блокфарах, а у минивэнов светодиодные ходовые огни вычурно оформлены в виде «нижнего подчеркивания». И, кстати, в Европе Berlingo образца 2024 года продается только с электромотором и батарейкой – ну, вы поняли, это история совсем не про наших коммерческих перевозчиков…Но даже «параллельноввозимый» из третьих стран, с вполне практичным 1,5-литровым дизелем, этот «компьютер на колесах» за 4,5 миллиона рублей в России никому не нужен.
Тщательно проверяем!
Итак, цены на оптимальный ныне Citroen Berlingo второго поколения начинаются с 900 тыс. рублей. За эти деньги вам предложат, как правило, машину 2015-2017 года выпуска с мутной историей, и реального ее пользователя вы не увидите. Поскольку подавляющее большинство таких фургонов представлено в автосалонах – их сдали в трейд-ин по принципу «с глаз долой, из сердца вон». И рассказывать о данном экземпляре, демонстрируя «подшаманенный» салон, натертый полиролью кузов и «вылизанный» моторный отсек, вам будет сладкоречивый менеджер.
Минимальные пробеги машин в этом ценовом сегменте – 150 тыс. км (тщательно проверяем!). Но чаще около 400 тыс. км (таким значениям можно слепо верить). Да, проблем с коррозией у видавших виды Berlingo, обычно нет. Их кузова отлично обрабатывают на испанском заводе, но… От износа трущихся деталей никуда не деться, только заменять. Учитывая нынешнюю дороговизну запчастей к европейской автотехнике, покупку машины «под ремонт» – а именно об этом говорит цена ниже миллиона рублей – вряд ли можно признать рациональной.
Золотая середина
В диапазоне цен 1,5-2,0 млн рублей на рынке представлены реальные конкуренты «Ладе-Ларгус» – при сопоставимых ценах и явных преимуществах французского «каблучка». Есть очень интересные предложения с пробегами от 50 тыс. км. Но и 80 тысяч – тоже хорошо, если конечно, вы приложили дополнительные усилия, чтобы подтвердить километраж тщательным осмотром и изучением истории машины. Тогда впереди несколько беззаботных лет эксплуатации с заменой, в основном, «расходников».
Бензин или дизель? Коммерческому перевозчику, разумеется, привычнее и выгодней солярка. К счастью, на вторичном рынке хватает Berlingo с 1,6-литровым дизельным комбинированный ременно-цепной привод ГРМ: снизу наверх – ремень, а меж распредвалов в головке – двигателем DV6 ATED4 (торговое обозначение PSA 1.6 HDI) мощностью 90 л. с. Особенности мотора – алюминиевый гильзованный блок и цепочка. Умный французский конструктор минимизировал последствия при обрыве ремня. Звезды и кулачки на распредвалы напрессованы без шпонок, а рокеры сделаны из хрупкого сплава. Таким образом, сильных ударов поршнями по клапанам не происходит, только легкий, не вызвающий сгибание стержня контакт. При ремонте даже не снимают головку блока – быстро заменяют три-пять рокеров, иногда распредвал, и машина снова в строю. На всякий случай можно измерить компрессию. Мотор 1.6 HDI растиражирован сотнями тысяч экземпляров, в том числе и на автомобилях Ford и Mazda, изучен механиками досконально, и имея заявленный ресурс 300 тыс. км, в хороших руках служит без капремонта порой по полмиллиона километров.
При небольших среднегодовых пробегах можно взять и машину с бензиновым 115-сильным двигателем EC5 (торговое обозначение PSA 1.6 VVT). Это тоже 1,6-литровый 16-клапанный агрегат с ременным приводом ГРМ. Особенность конструкции – фазовращатель на впускном распредвале, позволивший расширить диапазон оборотов при высоком крутящем моменте. Увы, здесь никакой защиты не предусмотрено, и при обрыве ремня клапаны сгибает ударами поршней. Ремонт будет недешев. Но, в целом, мотор надежный, безотказно пускается в любой мороз.
По 2018 год включительно на автомобили концерна PSA, включая Citroen Berlingo, ставили и 120-сильный бензиновый двигатель EP6C (торговое обозначение 1.6 VTi) совместной с BMW разработки. И такие машины тоже есть на вторичном рынке. Особенность двигателя – непосредственный впрыск бензина со всеми его плюсами и минусами, а также привод ГРМ малоресурсной (около 100 тыс. км.) однорядной цепью.
Коробка передач на Berlingo только механическая пятиступенчатая, калужской сборки. На привезенных из Европы машинах может стоять 6-ступенчатый японский «автомат» Aisin TF‑70SC. Такие «каблучки» изредка попадаются в объявлениях, но особого смысла приобретать развозной грузовичок под наемного водителя – без педали сцепления, но с перспективой дорогого ремонта – нет.
Технические характеристики двигателей
«Дорого-богато»
Любой каприз за ваши деньги! По цене около двух с половиной миллионов рублей вам предложат Berlingo последнего, 2022 года калужского выпуска. Сразу отметайте варианты с пробегами более 20 тыс. км – если первый хозяин решил все-таки ЕЗДИТЬ на машине, а не пыль с нее сдувать в теплом гараже, то прямо скажите ему, что он залез не в ту ценовую группу. А сами зайдите в раздел Berlingo третьего поколения, о котором было сказано выше. Какой смысл брать позапрошлый дизайн кузова, если за ту же внушительную сумму, и с настроением «гулять так гулять», можно взять современный? Тем более что при последующей продаже на «вторичке» лет через пять разница в поколениях может вылиться аж в миллион недополученных рублей.
Выводы
Для коммерческого использования наиболее выгодна покупка фургона или минивэна Citroen Berlingo второго поколения выпуска 2020-2021 года, с пробегом до 80 тысяч км, по цене до 2 миллионов рублей. Более «взрослые» экземпляры, скорее всего, нуждаются в дорогостоящих ремонтах, а более свежие вряд ли окупятся из-за неоправданно высокой цены.
Читайте также:
Как уберечь от досадных поломок один из самых дорогостоящих агрегатов любой техники – двигатель, и выжать из него максимальный ресурс? Правильно эксплуатировать, использовать качественное топливо и заливать хорошее, проверенное моторное масло.
Планируется, что с 1 октября 2025 года любой автомобиль такси должен быть произведен на отечественных заводах. Как это скажется на рынке такси? Мнение Дмитрия Матвеева, генерального директора компании «Мой автопрокат»
По каким направлениям ставки на перевозки автотранспортом выросли и снизились сильнее всего для различных типов кузовов