Легкий грузовик ГАЗ-Соболь
Передний ведущий мост «Соболя» 4х4 не имеет с рычажной подвеской заднеприводной машины ничего общего. Это неразрезной «спайсер» на рессорах, отличающийся по конструкции (ступицами и способом фиксации в них полуосей) от переднего моста полноприводной «ГАЗели», что пошла в серию тремя годами ранее – в 1996-м. Весьма спорное решение – применить на полуосях шарниры неравных угловых скоростей. Поставили просто одинарную крестовину кардана от среднетоннажника ГАЗ-53А образца 1965 года.
Раздаточная коробка точно такая же, как и у «полуторки», за исключением шестерен привода спидометра или его электронного датчика. До 2013 года завод ставил на полноприводные малотоннажники ГАЗ «раздатки» с блокируемым вручную межосевым дифференциалом и постоянным приводом на оба моста (схема full-time). Слухи о применении на «Соболях» первых выпусков малосерийных РК с цепью Морзе вместо двойной шестеренной передачи завод опровергает. Современная раздаточная коробка сделана по схеме Part-time – c постоянным приводом на задний мост и жестким подключением переднего. Передаточные числа (как и большинство деталей, включая шестерни) у нового агрегата остались прежними: 1,07 на первой передаче и 1,87 на второй. Кроме того, у новой РК входной и оба выходных фланца выполнены под карданные валы с шариковыми шарнирами равных угловых скоростей Spicer американской фирмы Dana. Таким образом, за исключением редких моментов преодоления трудных дорог машина стала заднеприводной. Правда, в отличие от автомобилей УАЗ ступицы передних колес здесь неотключаемые, и кроме того, раздаточная коробка передает вращение на задний карданный вал не напрямую, а через две зубчатые передачи, поэтому трансмиссионные потери остались прежними. Частично их снизить можно, сняв на лето передний кардан и заменив полуоси наружными половинками. Но даже в варианте 4х4 шум и вибрации при многочасовом движении по хорошей трассе теперь досаждают гораздо меньше. Карданные валы со ШРУСами работают практически без радиальной болтанки, а в разомкнутом приводе переднего моста не возникает изгибающих моментов – колеса просто проворачивают все это трансмиссионное хозяйство в подшипниках агрегатов, перемешивая масло в картере редуктора и шлифуя друг об друга винтовые зубья гипоидной пары.
В промежуточный период – с сентября 2013 года по июнь 2015 года – в продажу шли «Соболи» и «ГАЗели» с раздаточными коробками обоих типов. Причем старую full-time в комплекте с валами на крестовинах ставили преимущественно на чисто грузовые трехместные модификации, а для пассажирских и грузопассажирских 7-местных предназначалась РК более комфортабельной схемы – Part-time со «шрусовыми» валами. Затем дифференциальную «раздатку» сняли с производства, и трансмиссия всех полноприводных малотоннажников завода «ГАЗ» стала однотипной. По проходимости «Соболь» 4х4 с дорожным просветом 210 мм и почти одинаковой колеей передних и задних односкатных колес заметно лучше «ГАЗели» 4х4 с двускатными, а по сравнению с заднеприводным он менее маневренный – радиус поворота составляет шесть метров против пяти с половиной.
В 2003 году «Соболь», как и «ГАЗель», пережил рестайлинг: завод серьезно обновил кабину, включая ее силовую конструкцию, а старые прямоугольные фары от «Москвича» уступили место большим треугольным. В 2010-м к именам обоих малотоннажников добавили название семейства «Бизнес» – в новом поколении они обрели массу импортных комплектующих: главный тормозной цилиндр с вакуумным усилителем фирмы Bosch, гидропривод сцепления фирмы Saсhs, гидроусилитель руля ZF и много чего по мелочам. Изменился и экстерьер: кабина получила объединенный с решеткой радиатора пластиковый бампер. С началом производства «ГАЗели» нового поколения Next – а это произошло в 2013 году – «Соболь» автоматически стал «старым» и ныне доживает свой срок на конвейере. В перспективе – выпуск малотоннажника грузоподъемностью до одной тонны уже в рамках семейства «ГАЗель-Next».
«Газелевская» гамма моторов, сменявших один другой на протяжении всей истории модели, в полной мере и в том же хронологическом порядке (см. таблицу) относится к «Соболю». Как и 5-ступенчатая коробка передач образца 1994 года, созданная вовсе не для грузовика, а для некогда престижного и комфортабельного автомобиля «Волга». Первых владельцев нижегородских малотоннажников эта КП удивила невиданной доселе роскошью – синхронизатором передачи заднего хода. Напомним, в те годы в парках перевозчиков России трудились десятки тысяч снятых с производства грузовиков ГАЗ с коробками без синхронизаторов даже на 1-й и 2-й передачах, и для этих агрегатов еще массово выпускали запчасти – по «дюймовым» чертежам к модели Ford AA образца 1930 года.
До начала 2008 года завод ставил на «Соболь» карбюраторные двигатели, затем пошли только впрысковые: как заволжские верхневальные 16-клапанные, так и старинные штанговые моторы УМЗ. Самый любимый мотор владельцев «Соболей» и «ГАЗелей» – 2,5-литровый ЗМЗ-40522 мощностью 143 л. с. Его покупали на замену вышедшему из строя ульяновскому мотору, даже когда автозаводам уже запретили комплектовать машины агрегатами класса Евро-2. Преемник «двадцать второго» – двигатель ЗМЗ-40524 класса Евро-3 – был «придушен» до 124 л. с.
С 2002-го по 2009 годы дилеры предлагали «Соболь» с дизельными двигателями семейства ГАЗ-560. Это лицензионный судовой мотор австрийский фирмы Steyr, производство которого освоили в Нижнем Новгороде. Всего выпустили около 29 тысяч малотоннажников, включая «ГАЗель» со «Штайром». Опыт был неудачный: австрийский дизель с головкой, изготовленной в одной отливке с блоком, оказался практически неремонтопригодным.
До сих пор на ходу немало «Соболей» с бензиновыми моторами Chrysler 2,4L бразильской сборки – владельцам, в основном частникам, нравится их мощность в 137 л. с. Двигатели УМЗ, пошедшие на «Соболь» с 2003 года, народ не любит: они прожорливы и часто просятся в ремонт по разным поводам. В 2010 году на малотоннажники ГАЗ стали ставить 120-сильный дизель Cummins ISF 2,8 китайской сборки c топливной аппаратурой Common Rail. Доплата – около 100 тыс. рублей к мотору УМЗ. Дизель оказался тяговитым (почти 300 Н.м) и долговечным. О «Соболях», на которых его приходилось «капиталить», мы пока не слышали, но уже есть «ГАЗели», намотавшие с «Камминсом» по 700 тыс. км без ремонта. В конце 2012 года у некоторых крупных перевозчиков появилась возможность заказать партию «Соболей» с новейшим двигателем EvoTech 2,7 от УМЗ. В его основе – «волговский» мотор образца 1957 года, модернизированный корейской фирмой Tenergy. Заявленный ресурс – 400 тыс. км. В свободную продажу «Соболи» с двигателями EvoTech пока не поступают: объема выпуска агрегатов хватает только на «ГАЗели» Next.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.