Экскаватор-погрузчик CAT 434F2
В последние годы экскаваторы-погрузчики активно покупают и крупные предприятия (преимущественно, коммунального сектора), и индивидуальные предприниматели – для такой универсальной машины всегда найдется работа. Электросетевые, теплосетевые и водоснабжающие компании используют землеройную технику как при плановых (например, прокладка траншеи для кабеля), так и аварийных работах, требующих выемки грунта для доступа к поврежденным коммуникациям. В прежние времена компактной землеройной машиной считался обычный трактор отечественной марки, оборудованный небольшим отвалом спереди и обратной лопатой сзади. Сегодня его сменил куда более эффективный и универсальный экскаватор-погрузчик. В больших городах, например в Москве, муниципальные власти диктуют коммунальщикам жесткие сроки ликвидации аварий, поэтому приходится иметь на балансе избыток спецтехники, равномерно рассредоточенной на стоянках в разных районах мегаполиса. Режим работы у машин весьма неравномерный – большую часть времени они простаивают на дежурстве и периодически выезжают по команде на объект.
Городские бюджеты многих областных центров позволяют приобретать весьма дорогую спецтехнику ведущих мировых фирм, в частности, американской Caterpillar. Надежность и безотказность машин именитых брендов – веские доводы. Особенно, если их приводит завгар коммунальной службы. «Можно, конечно, сэкономить, закупив технику российского или китайского производства, но никакой оперативности я тогда не гарантирую». Гневные звонки избирателей – «когда же свет включат?!» – властям не нужны, поэтому вопрос, как правило, решается положительно. Законы об импортозамещении, запрещающие госструктурам покупать зарубежную технику при наличии отечественных аналогов, помехой не будут, поскольку машины полюбившейся марки не обязательно брать себе на баланс – соблюсти формальности поможет договор аренды с частным предприятием. Мелким компаниям экскаваторы-погрузчики марки Cat, под которой выпускает технику фирма Caterpillar, тоже нравится. Прежде всего, долговечностью комплектующих и длительной работой без ремонтов. Коммунальщики чаще покупают модели с передними колесами уменьшенного диаметра – они дешевле и по цене, и в обслуживании, а предприниматель-одиночка скорее выберет полноуправляемый экскаватор-погрузчик на равновеликих колесах. Такая машина гораздо эффективней при работе фронтальным ковшом за пределами асфальта – большие колеса не зарываются под весом груза. Для не слишком объемной работы обратной лопатой, например, рытья траншей или корчевания пней, подойдет модель с любой конфигурацией шасси, в том числе и с 18-дюймовыми передними колесами. А копать котлован, заезжая в него и вывозя грунт наверх в кубометровом фронтальном ковше может только погрузчик с четырьмя большими колесами. Главное – убедить клиента, что вы именно так и будете работать, и сделаете все за одну рабочую смену ценою в 8-10 тыс. рублей. Успев потом еще и быстро отгрузить грунт из отвалов в самосвалы, чтобы и оплата за вывоз была минимальной – за кубометры. Тогда клиент уж точно не уйдет к конкуренту с большим полноповоротным экскаватором, требующим еще и самосвала с почасовой оплатой, а затем и всей вышеописанной процедуры вывоза грунта за полсотню километров. И уж подавно экскаватор-погрузчик незаменим, когда вынутый грунт далеко вывозить не надо. А, например, просто засыпать им низины на этом же или соседском участке, и разровнять.
Новая модель Cat 434F2 как раз относится к полноуправляемым полноповоротным погрузчикам колесной формулой 4х4х4 с большими и равными по размеру 28-дюймовыми колесами. Наличие рулевого управления еще и на заднем мосту (с полным комплектом соответствующих узлов: поворотных кулаков, ШРУСов, рулевых тяг и гидроцилиндра двустороннего действия) позволяет реализовать три режима. Первый – обычный: управляются только передние колеса, а задние зафиксированы параллельно продольной оси машины. Им пользуется чаще всего – при движении по дороге и во время работы на относительно свободной площадке. В стесненных условиях можно активировать режим «колея в колее», когда задние колеса поворачиваются одновременно с передними, но в другую сторону, что значительно уменьшает радиус поворота машины. И, наконец, третий режим – «крабовый ход», реализуемый при повороте задних колес в ту же сторону, что и передних. Машина при этом перемещается слегка боком, что позволяет подъезжать вплотную к забору или стене здания, либо маневрировать в тесноте обустроенного дачного участка, не повреждая деревья и постройки.
Разумеется, все четыре колеса шасси – ведущие. Основной узел трансмиссии – 6-ступенчатая гидромеханическая коробка передач. Она же – раздаточная коробка, от которой идет отбор мощности двумя карданными валами на мосты. Оба моста – с бортовыми планетарными редукторами, и на машинах последнего поколения F2 значительно усилены. Задний – постоянно ведущий, его балка с обеих сторон прочно притянута болтами к раме. Привод переднего моста жестко подключается в раздаточной коробке, а балка шарнирно закреплена на продольном шкворне по центральной оси машины. Таким образом, даже при отсутствии подвески обеспечена артикуляция мостов, что снижает вероятность диагонального вывешивания колес на пересеченной местности. Если же таковое произойдет, то три колеса из четырех продолжат развивать тяговое усилие благодаря принудительной блокировке межколесного дифференциала заднего моста.
На российский рынок экскаваторы-погрузчики марки Cat поступают с завода в английском местечке Десфорд, графство Лестершир. Двигатели для них делают неподалеку – на заводе компании Perkins в городе Питерборо, графство Нортгемтоншир. Напомним, компания Perkins, с 1998 года принадлежащая корпорации Caterpillar – один из старейших в мире производитель промышленных дизелей. Применяемый на экскаваторе-погрузчике Cat 434F2 четырехцилиндровый 93-сильный двигатель модели 3054С специально разработан для спецтехники, то есть имеет оптимальные для таких машин характеристики. Разные модификации этого 4,4-литрового мотора, относящиеся к семейству Perkins 1104, ставят на технику разного назначения десятков марок, и в частности, на экскаваторы-погрузчики JCB и Terex. Обслуживать и ремонтировать эти агрегаты умеют во многих уголках России, любые запчасти к ним имеются на складах множества поставщиков.
Конструкция мотора во многом традиционна: чугунные блок и головка, сменные гильзы цилиндров размерностью 105 на 127 мм, распредвал нижнего расположения, приводимый шестернями со стороны носка коленвала, штанговый привод ГРМ, два клапана на цилиндр. На экскаваторы-погрузчики Cat для российского рынка ставят моторы, соответствующие экологическим нормам Stage II, то есть оборудованные топливной аппаратурой с механическим впрыском и ТНВД распределительного типа. Простая и не требовательная к качеству топлива система, привлекающая наших эксплуатационников куда больше, чем применяемая на версиях для Европы аппаратура Common Rail.
6-ступенчатая гидромеханическая КП – тоже собственного производства Caterpillar. Заказав этот агрегат с опционной блокировкой гидротрансформатора, можно сэкономить немало топлива при перегонах машины на объект по благоустроенным дорогам. К коробке передач пристыкован аксиально-поршневой гидронасос с изменяемой подачей, питающий гидроцилиндры рабочего оборудования и рулевого управления. В отличие от шестеренчатых гидронасосов моделей-конкурентов, этот узел обеспечивает одновременную работу нескольких функций и минимальные паразитные нагрузки на гидросистему. Кстати, объем последней составляет всего 95 литров, что снижает эксплуатационные расходы.
Рабочее оборудование на Cat 434F2 так же, как и шасси, усиленное. Об этом косвенно свидетельствует величина эксплуатационной массы машины, составляющая, в зависимости от комплектации, 9257-11 500 кг. Модели такого же класса фирм-конкурентов, как правило, примерно на тонну легче, то есть менее стабильны в работе и менее долговечны при эксплуатации на предельных режимах. Фирменная особенность рабочей лопаты экскаваторов-погрузчиков Cat – стрела изогнутой конструкции. Как на больших полноповоротных машинах. То есть особо прочная, весьма удобная для разгрузки в самосвалы с высокими бортами и обеспечивающая хорошую обзорность при прокладке траншей. Можно выбрать комплектацию с телескопической рукоятью и силовое боковое смещение каретки с помощью дополнительных гидроцилиндров. Стрела фронтального ковша – с параллельной кинематикой, ее элементы не мешают обзору при работе. Предусмотрены функция подрессоривания, самовыравнивания, и возврата стрелы в горизонтальное положение.
Обслужить технику Cat можно во многих авторизованных сервисных центрах – их немало в разных регионах России. Тем эксплуатационникам, которые будут обслуживать машины самостоятельно, наверняка понравится удобный доступ к сервисным точкам модели 434F2 – все они сгруппированы. Ведущие мосты обслуживания не требуют – масло залито на весь срок службы машины, заменять детали встроенных дисковых тормозов также не понадобится. Шарнирная конструкция крепления радиаторов охлаждения позволяет быстро прочистить и промыть соты прямо на рабочей площадке. Без помощи инструментов машинист поднимает блок кондиционирования воздуха, а затем наклоняет радиатор вперед.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.