Многофункциональный автомобиль для ремонта сетей «РИАТ-МАРС»
Важнейшее преимущество «Марса» перед обычными ямобурами БКМ на шасси среднетоннажных грузовиков или тракторов, что находятся на вооружении большинства электросетевых предприятий, – в наличии длинной стрелы, на которой закреплен гидровращатель. То есть бурить и устанавливать опоры «Марс» может не только в метре от борта, но и на значительном удалении. Ему не помешает непреодолимое препятствие в виде забора, газопровода или теплотрассы – главное, чтобы хватило вылета стрелы. Кроме того, работать дистанционно – значит работать аккуратно. То есть без претензий заказчиков и третьих лиц. Там, где машина с БКМ, подъезжая непосредственно к месту бурения скважины под опору, будет варварски давить колесами ухоженный газон или мощеную плиткой пешеходную дорожку, «Марс» сохранит все это в неприкосновенности. Еще одно преимущество гидробура на шарнирно-сочлененной стреле – возможность бурить под углом до 30 градусов к горизонту, что необходимо для установки укосин для крайних и угловых опор в линии. Для удобства работы и точности бурения кран-манипулятор укомплектован пультом дистанционного управления.
В пробуренную скважину опору ставят также манипулятором – вместе с выравниванием по вертикали, засыпкой и трамбовкой грунта эта операция занимает 5-7 минут. Затем к стреле через специальный переходник присоединяют корзину-люльку, поднимают в ней монтажника, и он закрепляет на опоре анкерные зажимы и прочие элементы арматуры для проводов СИП. Общее время замены одной опоры экипажем спецавтомобиля «Марс» составляет около 45 минут. Возможность перевозки всего двух-четырех опор ЛЭП за один рейс не мешает машине работать в достаточно высоком темпе, поскольку на практике ситуации, когда до площадки, где складированы в штабели опоры, приходится долго добираться по тяжелому бездорожью, все же редки. Как правило, вблизи многих участков линии электропередач имеются ответвления дорог с твердым покрытием, куда без проблем можно заехать на обычном седельном тягаче с бортовым 20-тонным полуприцепом, груженым опорами. Поэтому многофункциональному вездеходу МАРС остается только забирать опоры ЛЭП манипулятором из штабеля и совершать челночные (плечом, например, в пару-тройку километров) рейсы к местам установки.
Шасси КАМАЗ‑43118 – ветеран камского конвейера, эту гражданскую модель, базирующуюся на агрегатах армейского грузовика КАМАЗ‑43114, запустили в серию в 1995 году. Полная масса машины 21 тонна, габаритная длина груженого опорами ЛЭП спецавтомобиля РИАТ-МАРС – почти 11 метров. С 2010 года шасси выпускают с новой, «рестайлинговой» кабиной. С 1 января 2018 года ранее действовавшее послабление экологических требований для грузовиков повышенной проходимости отменено, и поэтому устанавливаемый ныне на шасси 43118 двигатель КАМАЗ 740.705-300 соответствует единым нормам Евро‑5. Стало быть, машина укомплектована системой нейтрализации отработавших газов SCR, включающей катализатор в глушителе, бак с раствором мочевины и аппаратуру для его впрыска. Конструктивно мотор ведет родословную от самого первого «камазовского» дизеля образца 1976 года – это V-образная «восьмерка» с углом развала блоков 90 градусов. Но в отличие от прародителя, у современных дизелей ход поршня 130 мм вместо 120 мм, рабочий объем – 11,76 л, а в системе питания – две рампы Common Rail. В 300-сильной версии мотор развивает максимальную мощность при 1900 об/мин. Максимальный крутящий момент составляет 1177 Н.м при 1300 об/мин, что вполне достаточно для 21-тонной машины, штурмующей бездорожье.
По желанию заказчика РИАТ поставит на МАРС более дорогой и долговечный рядный двигатель Cummins (например, модели ISB 6.7E 5 300), развивающий те же 300 л.с. при 2500 об/мин и момент 1087 Н.м при 1300 об/мин. Трансмиссия полноприводных грузовиков КАМАЗ была существенно модернизирована в 2008 году. В частности, ведущие мосты обрели межколесные блокировки с пневмоприводом. ШРУСы на полуосях переднего моста – кулачково-дискового типа. Сохранен постоянный полный привод с несимметричным дифференциалом в раздаточной коробке и приоритетом тяги на мосты задней тележки. Коробка передач – 9 ступенчатая ZF‑9S 1310 челнинского производства. В раздаточной коробке – две ступени с числами 0,917 и 1,692, управление переключением передач и блокировкой межосевого дифференциала – пневматическое. Колеса – 21-дюймовые односкатные. Шины применены размера 425/85R21 с допустимой нагрузкой до 4 тонн. Система регулирования давления воздуха в шинах с питанием от бортовой пневмосистемы значительно повышает проходимость машины на бездорожъе, однако в эксплуатации весьма капризна и часто отказывает.
В базовую комплектацию МАРСа входит также лебедка – атрибут армейских версий грузовиков КАМАЗ, на гражданские машины ее заказывают редко. Агрегат закреплен на двух дополнительных поперечинах в заднем свесе рамы, выход троса назад. Лебедка – с механическим приводом, отбор мощности – от первичного вала раздаточной коробки, механизм включения – с пневмоприводом. От «раздатки» на лебедку крутящий момент передается трехзвенным карданным валом. Длина троса – 83 метра, тяговое усилие – 15 тонн. Как показывает практика, нет такой грязи, из которой груженый КАМАЗ не вытащил бы себя этой лебедкой.
Остается добавить, что заменяя собой четыре-пять единиц техники (ямобур, автокран, автогидроподъемник с люлькой, бортовой грузовик с «вахтовкой») плюс тягач с «шаландой» для доставки опор, «Марс» может сэкономить электросетевой компании внушительную сумму. По оценкам специалистов, от пяти до семи миллионов рублей в год. Не говоря уже о выполнении разного рода непрофильных, но весьма прибыльных работ. Помимо очевидной пригодности машины к использованию в качестве автокрана (благо грузовой момент у КМУ солидный) напрашивается и выполнение заказов на модное ныне строительство фундаментов на винтовых сваях. Возможности «Марса» без проблем позволяют взять на борт два десятка трехметровых свай со стволом диаметром 133 мм, привезти их на объект, расположенный в любой непроходимой местности, и быстро, часа за два-три, закрутить в грунт гидровращателем, не переставляя машину с места на место. Стрела КМУ дотянется до всех точек погружения свай. И экипаж из пяти человек в этом случае не нужен – достаточно двух.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Компания «Кистоун Авто», образованная в 2021 году, представила различные шасси и грузовые автомобили китайского производства, которые она предлагает в России под маркой Altai. Модельный ряд включает в себя грузовики с максимальной разрешенной массой от 3,5 до 50 тонн и 120 тонный автопоезд
Преимуществами запасных частей Haffen являются их идентичность оригинальным компонентам и ряд технических решений, которые облегчают ремонт дизелей Cummins, делают его менее затратным