95 лет «За рулем»: 1959-1960
Год 1959
В начале 1959 года тираж достиг уже 100 тысяч экземпляров, а объем каждого номера увеличили до 30 страниц.
В первом номере журнала – информация от Госплана РСФСР о планах развития автомобильного транспорта на 1959-1965 годы.
В предстоящем семилетии резко увеличится производство грузовых автомобилей, главным образом за счет выпуска автомобилей малой и особенно большой грузоподъемности. Для перевозки больших масс груза из карьеров предназначаются 12-, 25- и 40-тонные самосвалы. На шасси грузовых автомобилей предусмотрено изготовление тягачей главным образом седельного типа. Для них намечен выпуск полуприцепов грузоподъемностью 4, 7, 12 и 20 т.
Для успешного выполнения задач, намеченных семилетним планом, очень важно добиться резкого увеличения эксплуатационной скорости движения грузовых автомобилей… при одновременном сокращении материальных затрат на единицу транспортной работы.
Серьезные изменения за семь предстоящих лет должны произойти и в структуре общественного транспорта.
Микроавтобус «Спридитис»
«Спридитис» по-латышски означает «мальчик с пальчик». Так рижские автобусостроители назвали свой новый микроавтобус. Действительно, «Спридитис» довольно мал: его длина 4,4 м, ширина 1,8 м и высота 2 м. Автобус очень маневрен, послушен в управлении.
На автобусе установлен верхнеклапанный двигатель «Москвич-407» со стандартными сцеплением и коробкой передач. Первые три образца нового автобуса рижане обязались изготовить к открытию XXI съезда КПСС.
Большая статья, посвященная производству автобусов, опубликована в февральском номере.
План развития народного хозяйства нашей страны на 1959-1965 годы предусматривает значительное увеличение выпуска различных типов автомобилей – легковых, грузовых, автобусов. Наибольший рост производства, в 2,7 раза, падает на автобусы.
В контрольных цифрах выпуска автомобилей на 1965 год против графы «Автобусы» стоит число 40 000. Такого годового производства этого вида транспорта не знала еще ни одна страна мира. В конце семилетия Советский Союз по числу автобусов, приходящихся на тысячу жителей, будет на одном из первых, а по общему количеству – на первом место в мире.
«Тракторы семилетки» – название статьи из «За рулем» № 4 говорит само за себя.
Тракторный парк СССР должен быть увеличен к 1965 году более чем вдвое, преимущественно за счет пополнения колесными тракторами.
В соответствии с перспективным типажем тракторов, разработанным с привлечением широкого круга специалистов промышленности и сельского хозяйства, существующие модели будут на протяжении1959-1965 годов заменяться на производстве сначала модернизированными, а затем новыми, более прогрессивными моделями.
Внедрение в производство новых, более легких по весу конструкций тракторов позволит эффективнее использовать ресурсы металла, выделяемые тракторной промышленности. Тракторы будут обладать и улучшенной топливной экономичностью. Расход топлива на тяговую лошадиную силу в час в среднем для всех тракторов снизится к 1965 году на 12,4 % по сравнению с 1957 годом.
На страницах журнала рассказ о новинках Минского, Кутаисского и Ульяновского автомобильных заводов. Это очень интересно!
Рубрика «Новости советской техники» становится все более популярной. В майском номере журнала – очередные новинки советских заводов.
Журнал «За рулем» № 7.
Семилетний план развития народного хозяйства Украины предусматривает создание в республике новой отрасли промышленности – автомобилестроения. В ближайшие годы семья советских автомобилей пополнится грузовыми и легковыми машинами с марками украинских заводов. Два завода Украины переведены на выпуск автопоездов с седельными тягачами, прицепами и полуприцепами.
Львовский завод автокузовов готовится к производству автопоездов-рефрижераторов грузоподъемностью 2 тонны и двухосных прицепов с фургонным кузовом для перевозки промтоваров. Одесский автосборочный завод специализируется на выпуске автомобильных полуприцепов. В 1959 году здесь впервые будут изготовлены полуприцепы с кузовами типа «фургон» грузоподъемностью 7 тонн.
Решение партии и правительства о развитии автомобильной промышленности на Украине с воодушевлением встречено трудящимися республики. Коллектив украинских автомобилестроителей с энтузиазмом взялся за выполнение поставленных перед ним задач и приложит все силы, чтобы поднять советское автомобилестроение на новую, более высокую ступень.
Статья так и называется – «Новая отрасль промышленности орденоносной Украины».
Октябрьский номер журнала открывает статья «В стране «большого скачка», приуроченная к 10-летию КНР.
Советская делегация провела в Китае 14 дней. Наши автотранспортники побывали в Пекине, Шанхае, Ухани, Ханчжоу. Что же они увидели?
Еще несколько лет назад Китай не производил своих автомобилей. Сегодня тысячи грузовиков «Дзе фан» («Освобождение») сходят с главного конвейера Чанчунского автомобильного завода. В Шанхае мы побывали на заводе, ремонтирующем грузовые автомобили. Год «большого скачка», как и везде, заставил все предприятия пересмотреть свои возможности. Рабочие Шанхайского завода предложили выпускать собственные автомобили. И в конце апреля 198 года со двора завода отправился в свой первый рейс трехколесный однотонный грузовичок «Чен-фин» («Попутный ветер»). И вот уже больше года вопреки всяким трудностям новые машины выходят из ворот завода. «Попутный ветер» работает на народную революцию.
На этом маленьком заводе мы словно приоткрыли дверь в ближайшее будущее китайского автомобилестроения… Пройдет несколько лет, и по дорогам той великой страны пойдут вереницы совершенных, экономичных и изящных машин, которым не страшны ни сухие степи, ни тропические ливни, ни метровые снега, ни весенняя распутица.
Китайские автомобилисты своим самоотверженным трудом стремятся приблизить этот желанный срок. Скоро, очень скоро мы станем свидетелями «большого скачка» китайского машиностроения.
К концу года тираж «За рулем» достиг уже 125 тысяч экземпляров.
Год 1960
В первом номере года подробный рассказ о легендарном грузовике ЗИЛ-130. Автор – инженер Г. Феста, заместитель главного конструктора Московского автозавода имени Лихачева.
В текущем семилетии ЗИЛ проводит реконструкцию и расширение производства. В ближайшее время намечено заменить основную модель грузового автомобиля. Вместо ЗИЛ-164 будет поставлена на производство новая – ЗИЛ-130.
Для того чтобы наиболее полно удовлетворить потребности народного хозяйства в перевозках грузов, предполагается выпускать шесть различных модификаций:
- Основная модель (ЗИЛ-130);
- автомобиль для систематической работы с прицепом (ЗИЛ-130А);
- самосвал для сельскохозяйственных грузов (ЗИЛ-130Б);
- седельный тягач для работы с полуприцепами (ЗИЛ-130В);
- длиннобазовый грузовик (ЗИЛ-130Г);
- самосвал для строительных грузов (ЗИЛ-130Д).
Основные параметры модификаций приведены в таблице.
Модернизация Ульяновского автомобильного завода – тема большого материала апрельского номера «Растет новый гигант».
Сейчас заводу тринадцать лет. За этот короткий срок он стал крупным механизированным предприятием. Более чем в 40 стран мира экспортируют автостроители свою продукцию. Но слава завода – в его будущем.
На «главной заводской улице», чередуясь с портретами новаторов, висят транспаранты, диаграммы. В них отражена величественная перспектива автозавода в семилетке. Выпуск автомобилей к концу 1965 года увеличится в 4,2 раза. Будет освоено шесть новых моделей автомобилей. К 90-летию со дня рождения В. И. Ленина ульяновские автомобилестроители обязались выпустить первую партию автомобилей УАЗ-451, опытные образцы которых отмечены наградами на Выставке достижений народного хозяйства.
Ульяновский автомобильный – это огромная строительная площадка. Блок литейных цехов, заводской склад, главный корпус – лишь часть того, что возводится в текущем году. А темпы все нарастают… Удобные, выносливые, добротные автомобили дает стране молодой завод, выросший на родине великого Ленина.
«Советские автомобильные дизели» – статья в пятом номере журнала.
Ни одно крупное строительство не может обойтись без тяжелых, а часто и сверхтяжелых самосвалов. Для перевозок всевозможных грузов, необходимых для новых электростанций, фабрик и заводов, требуются специальные большегрузные автомобили. В междугородных пассажирских перевозках непрерывно повышается роль многоместных, скоростных автобусов. Для автомобилей такого типа нужны двигатели мощностью от 160 до 320 л. с., а иногда и до 500-550 л. с.
Очень важно, чтобы такие моторы были возможно более экономичными и износоустойчивыми в тяжелых условиях эксплуатации. Как показала мировая практика, этим условиям лучше всего отвечают четырехтактные дизели.
В текущем семилетии Ярославский моторный завод начнет производство новых четырехтактных дизелей большой мощности, важнейшими особенностями которых являются: высокоэффективные чашевидные камеры сгорания, размещенные в днищах поршней; двухрядное V-образное расположение цилиндров; разделенная топливная аппаратура (а не объединенные насосы-форсунки); легкосъемные «мокрые» гильзы цилиндров.
По весовым показателям и по топливной экономичности новые четырехтактные дизели ЯМЗ не уступают лучшим мировым образцам.
Еще один материал об автомобильной промышленности КНР. На этот раз рассказ о первом автомобильном заводе Китая.
Около Чанчуня вырос первый Чанчуньский автозавод. Выпускаемые здесь грузовики «Цзефан», вездеходы, легковые автомобили «Хунци» и другие машины активно служат делу социалистического строительства.
Прошло менее 4 лет с момента выпуска первых автомобилей «Цзефан». Коллектив молодого завода за это время добился огромных успехов как по увеличению выпуска машин, так и в усовершенствовании методов их производства. Рабочие и служащие завода систематически перевыполняют государственный план. Темпы производства автомобилей быстро растут.
В 9-м номере журнала двухполосный материал о грузовике «Урал-375».
Перед Уральским автомобильным заводом им. Сталина была поставлена задача развернуть производство трехосных грузовиков высокой проходимости. Конструкторско-экспериментальный отдел спроектировал и изготовил опытные образцы трех модификаций: тяговой – «Урал-375», транспортной – «Урал-375Т» и с кузовом-фургоном – «Урал-375А». Все модификации имеют одинаковую компоновку и различаются конструкцией, размерами кузова и устройством кабины.
В 1958-1959 годах были проведены заводские и государственные испытания. Они позволили определить эксплуатационные качества автомобилей. В нынешнем году Уральский завод им. Сталина выпустит первую партию автомобилей «Урал-375».
«За рулем» № 11, рубрика «Новости советской техники». Туристический автобус ЛАЗ-697 вместимостью 33 пассажира, колесный дизельный трактор повышенной проходимости МТЗ-52 «Беларусь», универсальный полуприцеп для перевозки ферм и панелей, полуприцеп Одесского автосборочного завода ОАЗ-822 для перевозки крупного рогатого скота и сдельный тягач УАЗ-456 с полуприцепом.
И, наконец, в заключительном выпуске года – грузовик на обложке!
Продолжение следует. Следите за публикациями
Читайте также:
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.