Галерея (4)


Главная > Статьи > Экономика > Три проблемы санкций. Названы способы решения

Три проблемы санкций. Названы способы решения

Вот уже три месяца автотранспортная отрасль России находится под небывалым давлением. Что надо делать и что ждет перевозчиков? Опытом делится генеральный директор ООО «Байкал-Сервис ТК» Владимир Толкачев
Владимир Толкачев

Грузоперевозки – что изменилось

– Прошлый год наша компания завершила на уровне 2020 года. Считаю, что это неплохой результат, учитывая то, каким непростым с учетом пандемии выдался 2021 год. В прошлые периоды мы прирастали на 15-20 % ежегодно.

Год нынешний начался для нас не самым удачным образом из-за небольшого сезонного спада деловой активности и последующих санкций. Основная на данный момент проблема состоит в том, что сейчас наши клиенты не могут четко планировать свои отгрузки. Действуют крайне осторожно, перестраиваются на предоплату, отправляют груз после того, как за него им проведут деньги, а это не всегда случается в запланированные сроки. Соответственно, нам стало сложнее рассчитывать свою загрузку, подстраиваться под затишье и пиковые значения грузооборота – подготавливать машины, персонал и т. д., все стало менее предсказуемым.

Но нет худа без добра. Сейчас мы в меньшей степени ощущаем дефицит грузовых машин, поскольку часть автоперевозчиков переориентировалась на внутренний рынок. Мы удерживаем цены, даже запустили акцию «новое качество по старой цене» и мое мнение, что рынок и конкуренция все отрегулируют. Идет процесс перераспределения грузопотоков и адаптации бизнеса клиентов к текущей ситуации, поэтому в целом объемы грузоперевозок не растут.

Поскольку ввоз в нашу страну импортных товаров через порты Санкт-Петербурга, Новороссийска существенно сократился из-за позиции, которую заняли крупные европейские морские линии, то по этим направлениям грузопоток немного снизился. Частично этот отток компенсируется поступлением грузов со стороны нейтральных стран: Казахстана, Армении, Азербайджана и других.

В ситуации неопределенности многие клиенты заинтересованы в том, чтобы тарифы на перевозки для них были предсказуемыми и не повышались с завидной регулярностью. Мы учли этот запрос и зафиксировали тарифы на южном направлении. И сейчас наши клиенты могут спокойно планировать логистику, зная, что цены на перевозки на юг для них не изменятся. По нашим оценкам, спрос на грузоперевозки в курортный сезон на южном направлении в этом году может быть рекордным. Объем перевозок сборных грузов на юг России в течение пары месяцев может вырасти на 30-40 %.

Мы к этому подготовились, ввели дополнительные рейсы, оптимизировали («спрямили») маршруты, исключив перегрузы, открыли новые представительства, например, в Адлере. Кроме того, повысили эффективность работы крупнейшего распределительного центра в Краснодаре, через который идет основной поток грузов на юг (в 1,5 раза расширили площади и на 40 % ускорили обработку грузов).

Обновление парка и обслуживание ТС

– Собственный автопарк у нас состоит из грузовиков отечественного производства. Дальнемагистральные тягачи и «двенадцатитонники» – КАМАЗы. Внутригородские – «ГАЗоны» и «ГАЗели». Доля импортных машин менее 15 % и она сокращается. В последние годы мы унифицировали наш автопарк с тем, чтобы оптимизировать затраты и максимально сократить сроки на обслуживание и ремонт ТС. Автомобили ГАЗ составляют основу нашего грузового автопарка по доставке сборных грузов. Они прекрасно себя зарекомендовали как неприхотливые, экономичные, простые и удобные в эксплуатации.Обновить же парк в ближайшее время вряд ли у кого получится. По крайней мере, до конца года про это можно забыть. И не потому, что нет отечественных машин, а потому что цены высокие. Надо переждать, пока рынок «остынет». Возможно, если цена будет приемлемой, сможем частично замещать выбывающие машины продукцией китайского автопрома.

Заметно выросли и цены на комплектующие. Поэтому в части сервисного обслуживания многие компании будут вынуждены перейти на использование старых запчастей. Возможно, новые детали в страну начнут завозить и «серыми тропками». Также не исключен так называемый «каннибализм» или «донорство», когда нужные детали будут снимать с другого транспорта.

Конечно, если грузооборот будет сокращаться в той же мере, в какой будет снижаться количество грузового автотранспорта в стране, то в этом случае заметного подорожания фрахта не произойдет. Но как только грузооборот начнет расти, а транспортники не смогут поддержать этот спрос из-за дефицита автомобилей (вспомним, что часть машин будет использована в качестве «доноров»), то транспортные расходы из-за этого также станут расти, потому что вырастет фрахт.

Помощь государства

– Здесь могу сказать только за нас: обращаться к государству мы не планируем. Во всяком случае, пока. Логистическая отрасль – самый работающий бизнес в кризисы.

Знаю, что Госдума планирует в этом году рассмотреть закон об отмене взимания платы в госсистеме «Платон». На мой взгляд, большого эффекта эта мера не даст, потому что оплата по системе «Платон» составляет примерно 2,5 % от стоимости перевозок, соответственно, инициатива может обеспечить лишь незначительное снижение тарифа. Но и этот шаг, как мера поддержки, не будет лишним.

Кстати, запрет российским грузовым авто осуществлять перевозки по территории ЕС повлияют на рынок перевозок сборных грузов России самым положительным образом, так как на сегодня мы испытываем нехватку грузового автотранспорта, а покупка сейчас нецелесообразна из-за высоких цен. Не вижу никаких объективных причин для того, чтобы российские компании не могли переориентироваться на другие рынки. Трудности могут быть только в переводе счетов в иностранных банках (которые были открыты для иностранных клиентов) в российские банки.

Прогноз

– У российского рынка перевозок огромный потенциал. В самые «жесткие» времена наш рынок сборных грузоперевозок рос. «Преодоления трудностей» связаны только с тем, насколько эффективно компания готова работать с сокращением издержек в новых рыночных условиях (многие поставщики услуг повышают цены), и как быстро она переориентируется под новых клиентов и создание новых рыночных продуктов. Потенциал новых международных маршрутов, безусловно, высок в свете принятого решения о параллельном импорте.

Сейчас делать прогнозы сложно, но можно с уверенностью сказать, что этот год встанет в один ряд со всеми кризисными годами, которые нам удалось пережить.

Читайте и смотрите также:

Как работать в условиях санкций. Опыт автоперевозчика

Компания «Байкал Сервис» работает по всей России

История и опыт компании

22 декабря 1994 года

Первая отправка почтово-багажного вагона со сборным грузом по направлению Москва-Иркутск. Начинается активное развитие железнодорожных перевозок на Урале, в Сибири и Дальнем Востоке: открыты первые филиалы компании в Омске, Братске, Хабаровске, Владивостоке.

2002 год

В декабре «Байкал Сервис»В декабре «Байкал Сервис» организует первые автомобильные перевозки из Москвы и Санкт-Петербурга. Совсем скоро новые автомобильные маршруты пройдут по всей Европейской части России и Уралу. Открыты подразделения в Белгороде, Воронеже, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Уфе, Перми и Оренбурге.

2008-2010 годы

Введено расписание движения транспорта, что позволяет клиентам планировать отправки, ориентируясь на точные сроки прибытия груза. В Москве открыты новые терминалы и мобильные пункты приема – груз можно сдать в любом районе города. География перевозок значительно расширилась, теперь она охватывает территорию от Смоленска до Владивостока.

2015-2016 годы

«Байкал Сервис» входит в пятерку ведущих отечественных перевозчиков сборных грузов по версии аналитического агентства InfraNews. Начались перевозки в Белоруссию. Открыты новые маршруты по России, в том числе по Дальневосточному, Сибирскому и Уральскому федеральным округам. В период с 2010 по 2016 годы компания практически удваивает количество отправок грузов. Начинаются перевозки в Казахстан и Киргизию.

2017-2018 годы

Компания продолжила региональную экспансию. За 2017-2018 гг. «Байкал Сервис» открыто 19 новых филиалов, 57 городов пополнили список пунктов адресной доставки. Это позволило предложить клиентам более удобные и выгодные условия перевозки грузов в самые отдаленные уголки страны. Введено почасовое расписание автомобильных перевозок по городам России. Теперь перевозки можно отслеживать в режиме реального времени.

2019 год

Расширяется доставка по схеме next day. Общее количество городов «ближнего круга», в которые грузы из столицы приходят за сутки, достигло 29 (в частности, это города Золотого кольца России, Калуга, Тверь, Белгород, Курск и др.). У клиентов компании появилась возможность получать грузы на любом удобном для них ПВЗ партнерской сети. Запущены авиаперевозки грузов по России.

2020 год

Год был непростым, но крайне насыщенным. В этом году у нас появилось много новых услуг: контейнерная, генеральная и палетная перевозки, экспресс-выдача грузов, аренда машины с водителем. Расширены возможности по отслеживанию грузов – в личном кабинете теперь можно видеть фотографии грузов с каждого этапа транспортировки, кроме того, в режиме реального времени можно получать информацию о статусах груза на заборе и доставке. Запущены адаптивная версия сайта, новое мобильное приложение для IOS, обновлен сервис расчета сроков доставки по нескольким направлениям.

2021 год

За год компания на четверть приросла в складских площадях, новые современные складские комплексы заработали в подмосковном Долгопрудном, Нижнем Новгороде, Самаре, Краснодаре и Адлере. Открыты филиалы в Коломне, Одинцово, Адлере, Усть-Куте, Новомосковске. Еще 15 городов получили статус городов адресной доставки, а это значит, что клиенты в них получили более выгодные условия перевозки. Одновременно компания ввела новые маршруты, автопарк. Взрывной спрос на маркетплейсы, а также развитие контейнерных перевозок позволили «Байкал Сервису» удвоить отправки грузов по этим направлениям.

Читайте и смотрите также:

Два месяца санкций. Транспортная отрасль – грядут перемены!

Рынок грузоперевозок. Сорок дней санкций

Теперь нас можно читать в Telegram 

Галерея (4)

Комментировать





Поделиться