Главная » Статьи » Экономика » Перспективы рынка лизинга коммерческих транспортных средств. Прогнозы экспертов

Перспективы рынка лизинга коммерческих транспортных средств. Прогнозы экспертов

Лизинг грузовиков резко снижается. Что нас ждет в недалеком будущем?
Перспективы рынка лизинга

Лизинговые компании становятся осторожнее

Никита Злобин, операционный директор A2 Forwarding

– Сейчас рынок коммерческого транспорта в России переживает серьезную трансформацию. Хотя ассортимент техники достаточно широк, отрасль все еще ориентирована на обслуживание и эксплуатацию привычных европейских и американских моделей. Но в продаже и лизинге сегодня преобладают грузовики российского, белорусского и китайского производства. Дефицита как такового нет, тем не менее стоимость техники остается высокой. Ключевую роль в замещении европейских брендов сыграли китайские производители. Например, FAW, Shacman, Sitrak и Dongfeng. Их техника стала популярной благодаря доступности и быстрой адаптации к российским условиям. По некоторым оценкам, их доля в сегменте крупнотоннажных грузовиков уже достигает 70 %. В то же время в среднетоннажном сегменте традиционно лидируют отечественные ГАЗ и КАМАЗ. Проблемы с запчастями для «европейцев» сохраняются, тогда как снабжение для китайских и российских машин налажено лучше, хотя и требует контроля качества.

Высокая стоимость техники и дорогие кредиты, ставки по которым могут превышать 20-25 %, заставляют бизнес принимать вынужденные меры. Вместо обновления автопарка компании стараются продлевать сроки эксплуатации имеющихся машин, финансируя ремонт из собственных средств. Это приводит к оптимизации расходов, но не решает проблему износа. Более того, в прошлом году около 17,5 тыс. грузовиков досрочно вернули лизинговым компаниям из-за падения рентабельности перевозок. Финансовые инструменты, включая льготный лизинг с госсубсидиями на отечественную технику, остаются доступными. Однако сами лизинговые компании становятся осторожнее: они повышают надбавки и неохотно вводят новые продукты, что дополнительно сдерживает рынок. По моему прогнозу, к концу 2025 года спрос в значительной степени будет удовлетворен. Основное давление придется на малых и средних перевозчиков, которые не смогут обслуживать финансовые обязательства из-за высокой конкуренции и сокращения грузооборота. В результате можно ожидать, что объемы лизинга коммерческого транспорта продолжат снижаться. Несмотря на трудности, спрос на внутренние грузоперевозки сохраняется. Это дает рынку основу для будущей стабилизации. Одной из главных проблем остается нехватка доступных отечественных тягачей для малого и среднего бизнеса. Если перевозчики не пересмотрят свои финансовые стратегии, ее в ближайшие годы не решить.

Госпрограмма и господдержка

Александр Ганчев, заместитель генерального директора ВТБ Лизинг по направлению автолизинга

– Российский рынок лизинга легких коммерческих автомобилей в 2025 году сохраняет значительную устойчивость. Мы ожидаем снижения объемов нового лизингового бизнеса в сегменте примерно на 15–20 % относительно 2024 года, что представляет собой естественную коррекцию в условиях текущей макроэкономической ситуации. К середине 2025 года снижение продаж в сегменте легких коммерческих автомобилей заметно замедлилось. Так, падение по количеству единиц в этом сегменте НАПИ оценивает примерно в 27,7 %, что минимально по сравнению с другими сегментами коммерческого транспорта. При этом рынок подержанных легких коммерческих автомобилей даже демонстрирует небольшой рост, что благоприятно сказывается на общей динамике рынка.

Эффективную поддержку рынку оказывает государственная программа льготного лизинга с финансированием порядка 20 миллиардов рублей, направленная на стимулирование покупки отечественного автотранспорта и снижение стоимости лизинга в условиях высоких кредитных ставок. Это помогает поддерживать обновление автопарков и снижать негативное влияние макроэкономических факторов. Вторая половина 2025 года может стать периодом стабилизации и постепенного восстановления рынка благодаря ожидаемому снижению ключевой ставки Центробанка, что, вероятно, повысит деловую активность и спрос на лизинг легких коммерческих автомобилей. В сочетании с продолжающейся государственной поддержкой рынок LCV укрепит позиции, а его рост возобновится.

Кто-то верит, кто-то нет

Лидия Мигаль,
эксперт по продуктам «Лизинг» и «Страхование» компании «Передовые платежные решения»

– Продолжающееся замедление экономики и снижение деловой активности заставляют компании тщательнее подходить к планированию расходов. Повышение стоимости лизинговых контрактов и ужесточение условий финансирования делает прямую покупку техники привлекательнее. Ранее лизинг был удобным инструментом обновления автопарка, позволяя распределять платежи во времени и не отвлекать значительные суммы из оборота. Однако в текущих условиях многие предприятия, особенно из сегмента малого и среднего бизнеса, предпочитают приобретать LCV за собственные или привлеченные по более выгодным условиям кредитные средства.

Некоторые прогнозируют, что до конца 2025 года ситуация вряд ли существенно улучшится. Лизинг сохранит позиции лишь в нишах, где важны гибкие условия и обновление парка каждые 2-3 года, но массового восстановления рынка в краткосрочной перспективе ожидать не стоит. А кто-то верит в улучшение экономических условий и началу восстановлении рынка лизинга уже к концу 2025 года. Если экономическая конъюнктура останется прежней, по итогам года падение в сегменте лизинга LCV может превысить 25 %, а его доля в продажах новых автомобилей опуститься ниже 35 %.

«Ждуны» затаились в ожидании

Евгения Александрова,
директор департамента транспорта брендов SDAC и Asiastar

– В первом полугодии 2025 года российский рынок лизинга легких коммерческих автомобилей столкнулся с заметным спадом. Высокая ключевая ставка, нестабильность курса валют и колебание цен на новые автомобили сделали долгосрочные договоры менее привлекательными для малого и среднего бизнеса. Не стоит забывать и про так называемых «ждунов», которые затаились в ожидании большего снижения ключевой ставки или возможности последующего рефинансирования лизинговых платежей. Все больше клиентов в этих условиях выбирают прямую покупку «бюджетной» техники, чтобы снизить долговую нагрузку и получить полный контроль над активом.

Падение доли лизинга в продажах новых LCV с 43,8 до 37,5 % отражает текущую экономическую ситуацию, включая спад активности во всех сегментах бизнеса, снижение активности в логистике из-за сбоев в цепочках поставок и в целом существенное сокращение объемов продаж китайских брендов. Кроме того, многие корпоративные клиенты уже обновили транспорт в 2023–2024 годах, воспользовавшись действовавшими льготными программами, и теперь формируют стратегию владения с расчетом на долгий срок эксплуатации.

До конца года резкого роста ожидать не стоит – объем сделок может снизиться еще на 5-7%. Однако в перспективе 2026 года драйвером восстановления могут стать более гибкие лизинговые продукты с досрочным выкупом, адаптивным графиком платежей и включенными сервисными пакетами. Особый потенциал есть у производителей, предлагающих широкий спектр надстроек на своих платформах, что позволяет клиентам адаптировать технику под конкретные задачи и повышать эффективность владения.

Аналитический центр ООО «Центр технического оборудования»

– Анализируя данные ежемесячных обзоров «Автостата», по всему рынку продаж LCV мы видим следующие цифры. Новых LCV на рынке в первом полугодии 2025 к аналогичному периоду в 2024 было продано на 18,6 п. п. меньше (39,3 тыс. штук), подержанных – на 6,8 п. п. (205,7 тыс.), всего – на 8,9 п. п. меньше (245,0 тыс.) В то же время, лизинг LCV за этот период сократился на 31 п. п. для новых авто, продажи подержанных остались теми же, а весь лизинг LCV упал на 27,7 п. п. Также мы знаем, что по лизингу в смежных сегментах, в частности, грузового транспорта, тоже наблюдается спад (на фоне снижения спроса на внутренние перевозки).  

Причины, которые лежат в основе текущей ситуации с лизингом LCV

– Высокая ставка ЦБ. По этой причине, кстати, лизинг упал гораздо ниже, чем продажи (покупатели предпочли фактор «здесь и сейчас», нежели большую переплату в будущем). Эффект от высокой ставки мы будем ощущать еще длительное время после начала цикла снижения.

– Более пристальное внимание покупателей к сегменту подержанных LCV. Отказ от лизинга новых авто в пользу покупки подержанных произошел, в том числе, из-за наличия на вторичном рынке проверенных, ушедших в 2022 г. западных брендов, отсутствующих или чрезмерно дорогих (из-за параллельного импорта) на «новом» рынке. Кстати, и в самом лизинге хорошо видно, что клиенты «проголосовали» за подержанный сегмент. Во многом как раз из-за востребованных западных моделей (видим, в частности, рост продаж Mercedes, Ford).

– Рост цен на подержанные LCV, который значительно опережает инфляцию на авторынке. Взглянув на отчеты НАПИ, увидим, что цена новых LCV стремительно приближается к 4 млн рублей, а для подержанных марок этот показатель, начиная с 2024 года, колеблется в районе 2,3 млн рублей. Так, с начала 2022 года цена на новые LCV выросла всего на 24,4 %, в то время как на подержанные – на 100 %. При этом рост цен в целом за аналогичный период составил по данным «Росстата» 56,5 %. Такой ценовой дисбаланс не только снижает привлекательность лизинга новых автомобилей для клиентов, но и увеличивает риски для лизингодателей. Высокая переплата за новые LCV на фоне доступности проверенных подержанных моделей (особенно западных брендов) делает сделку более рискованной. Усугубляет ситуацию волатильность рубля: несмотря на частичное восстановление курса (79,23 руб./$ во втором квартале 2025 против пиковых 105,79 руб./$ в четвертом квартале 2024), зависимость от импортных компонентов сохраняет давление на ценообразование.

Однако, при всем сказанном, мы бы не стали говорить, что рынок лизинга LCV находится в критическом положении. Считаем, рост будет уже во втором полугодии 2025, так как ставка ЦБ снизилась, и условия должны стать значительно лучше. В их смягчении заинтересованы и представители банков, столкнувшиеся с неприятной статистикой. Нужды малого и среднего бизнеса в малотоннажных коммерческих авто, несмотря на текущий спад, никто не отменял: сегмент был и будет востребован. При этом наличие недостаточного текущего оборотного капитала (конечно, в совокупности с другими факторами) продолжит оставлять востребованным и услуги лизинга.

В будущем подстегнуть развитие лизинга LCV способны стабилизация инфляции, нормализация внешнеполитической обстановки, расширение модельного ряда и функционала со стороны производителей (включая российских и китайских), расширение программы господдержки лизинга отечественного автопрома.

К концу 2025 года ожидаем:

1. Рост цен на LCV замедлится и цены «выйдут на плато» как в части новых (3,8-4 млн руб.), так и в части подержанных LCV (2,25-2,45 млн руб.).

2. Объемы продаж новых LCV сократятся более чем на 20 % по сравнению со вторым полугодием 2024 года, а объем продаж подержанных изменится совсем незначительно (–3 % г/г).

3. Уровень ставки автокредитования вернется к средним показателям первого полугодия 2024 года (~17,5 %), а курс доллара чуть скорректируется в район 83 рублей, что снизит валютное давление на себестоимость.

4. Спрос со стороны МСП восстановится и остановит стагнацию рынка LCV, при условии достаточности оборотного капитала за счет повышения доступности автокредитования и, как следствие, лизинга.

5. Сложности с обслуживанием останутся прежние, доля иномарок постепенно будет снижаться при неизменном уровне спроса на отечественные марки.

Читайте также:

Кто возглавил падение?

Покупать или арендовать?

Лизинг LCV теряет популярность


«Рейс» теперь в Telegram
Подпишитесь, чтобы быть в курсе



Сейчас, когда запчасти привычных брендов исчезают из продажи, приходится разбираться в представленных аналогах. Автозапчасти MARSHALL – равноценная замена иностранным маркам.

Полноприводный грузовик «Урал‑80»

Полноприводный грузовик «Урал‑80» – несколько слов о модификациях

Новый капотный «Урал‑80» – это не одна машина, а целое семейство автомобилей, пусть и небольшое

Смазочные материалы ENIX

Смазочные материалы ENIX – маркеры качества

Замещаем смазочные материалы ушедших с российского рынка зарубежных брендов аналогами отечественной компании ENIX

Галерея (4)

Никита Злобин
Александр Ганчев
Лидия Мигаль
Евгения Александрова

Комментировать





Поделиться