Куда поедут грузовики-беспилотники?
Магистрали и направления
Сейчас беспилотные перевозки грузов (задействовано 30 машин) осуществляются между Москвой и Санкт-Петербургом по трассе М-11 «Нева». По данным Минтранса РФ, применение беспилотных грузовиков позволило уменьшить время кругового рейса между двумя столицами с трех до полутора суток.
В Московской области на Центральной кольцевой дороге (ЦКАД) в I квартале следующего года планируют запустить беспилотные грузоперевозки. В 2026 году проект «Беспилотные логистические коридоры» реализуют на магистрали М-12 «Восток», а к 2030 году общая длина трасс для «беспилотников» достигнет 19 500 км.
Для движения автономных грузовых автомобилей готовят дополнительные автомагистрали: М-12 «Восток», М-4 «Дон». Для этих дорог подтверждена технологическая готовность к движению. Цифровая карта обеспечивает точность навигации и соблюдение правил дорожного движения автономным транспортным средством. В качестве теста была осуществлена беспилотная доставка груза по маршруту Москва – Казань – Москва.
Каких магистрали, направления экономически целесообразно подготовить для беспилотных грузоперевозок в ближайшие 10 лет?
Мнение эксперта
Александр Стрельников, основатель российско-китайской транспортной компании RusTransChina.
Международные транспортные коридоры
Такие направления, как Европа – Западный Китай, уже включены в планы по расширению беспилотных перевозок. Эти трассы позволяют не только сократить время доставки, но и обеспечить предсказуемость логистических процессов на межгосударственном уровне.
Связь крупных экономических центров
Помимо уже упомянутых маршрутов, трассы М-3 «Украина» и М-4 «Дон» являются потенциально перспективными. Эти дороги соединяют Москву с важными промышленными и экономическими центрами, что делает их идеальными для внедрения беспилотных технологий для повышения эффективности перевозок.
Региональные связи
Внутрироссийские региональные трассы, особенно те, которые соединяют крупные промышленные узлы, как, например, Москва – Екатеринбург, также представляют интерес. Важно, чтобы эти трассы были оборудованы необходимыми технологическими средствами для беспилотного движения, такими, как высокоточные системы позиционирования, интеллектуальные системы управления движением и инфраструктура для быстрой реакции на нештатные ситуации.
Трассы с высокой интенсивностью грузоперевозок
Магистрали, где наблюдается большой поток грузового транспорта, например, трассы, ведущие к крупным портам или промышленным зонам, могут быть приоритетными для внедрения беспилотных грузоперевозок из-за возможного уменьшения «пробок» и повышения безопасности. Для реализации этих направлений требуется значительная подготовка трасс, включая Установку инфраструктуры для беспилотного движения: это включает в себя системы датчиков, камер, точных навигационных систем, а также специализированные зоны для перецепки прицепов между беспилотными и обычными грузовиками.
Разработка нормативной базы
Необходимо создать правила и процедуры, которые будут регламентировать работу беспилотных грузовиков, включая аспекты безопасности, страхования и ответственности.
Обучение персонала
Важно готовить как водителей (для переходного периода), так и технический персонал для обслуживания и управления беспилотными системами.
Тестирование и испытания
Постепенное введение технологий на новых трассах с акцентом на безопасность и эффективность поможет избежать ошибок и сформировать лучшие практики.
Сравнивая с европейскими или американскими аналогами, российские проекты, такие, как «Европа – Западный Китай», могут стать передовыми в использовании беспилотных технологий для трансконтинентальных перевозок. Однако в отличие от более развитых регионов, где инфраструктура уже готова, России предстоит серьезная работа по адаптации трасс под беспилотные системы. Экономические связи: Трассы М-3 «Украина» и М-4 «Дон», соединяющие Москву с южными экономическими узлами, подобны артериям, через которые пульсирует экономика страны. Внедрение беспилотников здесь может быть сопоставимо с опытом США на шоссе I-80, где автоматизация грузоперевозок уже доказала свою эффективность в сокращении «пробок» и уменьшении выбросов.
Внутри России направления типа Москва – Екатеринбург представляют собой вызов интеграции беспилотных систем в менее плотный трафик и с более суровыми климатическими условиями, чем в Европе или на западном побережье США. Это требует не только технологических решений, но и инновационного подхода к логистике в условиях сибирских морозов или уральских гор.
Трассы к крупным портам, например, М-10 «Россия» к Санкт-Петербургу, могут стать российским ответом на калифорнийские шоссе, где интенсивный грузопоток уже частично автоматизирован. Здесь возможно сравнение с Китаем, где беспилотные грузовики используются для снижения загруженности дорог в портовых зонах.
Известный производитель тяжеловозной прицепной техники из Челябинской области кардинально изменил фирменный стиль и логотип. В компании рассказали, что это связано с глобальной модернизацией производства и постоянным повышением качества продукции.
Представленный в 2024 году тяжелый эвакуатор «Чайка-Сервис 2784GA» базируется на шасси КАМАЗ‑65801
Компоненты бренда R-MAX производят на собственных мощностях компании «БПВ-Ост», специализированных предприятиях отечественных лидеров отрасли, а также на площадках зарубежных компаний, расположенных преимущественно в странах Азии