Круглый стол «Пассажирский и грузовой автомобильный транспорт — 2018»
Целью работы круглого стола стало подведение итогов работы предприятий по выпуску грузовых автомобилей и автобусов за первую половину 2018 года, а также анализ перспективы развития производства и рынка пассажирского и грузового автотранспорта в России на период 2018-2025 гг.
Заместитель генерального директора ОАО «АСМ-холдинг» Александр Ковригин в своем докладе рассмотрел объем производства грузовых автомобилей и автобусов предприятиями стран СНГ за январь-май 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Производство грузовых автомобилей в Республике Беларусь выросло на 29 %, в указанный период 2018 года было произведено 4133 штуки грузовиков, а в 2017-3201 гг. В России рост производства составил 5 %. В то же время производство грузовиков сократилось на Украине на 35 %, в Казахстане – на 3,9 %. Что касается производства автобусов в январе-мае 2017-2018 годов, то рост наблюдается во всех упомянутых странах СНГ. Cамый большой рост производства – на Украине, он составил 17,8 %. В указанный период 2017 года было произведено 270 автобусов, за аналогичный период 2018 года – 318 автобусов. Рост производства автобусов в Республике Беларусь составил 10,7 %, в России – 4,7 %, в Казахстане – на 3,1 %.
Производство грузовых автомобилей, включая шасси и легкие грузовики, в январе-мае 2018 года, по данным Александра Ковригина, выросло на 5 % – 57 002 штуки в текущем году и 54 264 штуки за аналогичный период прошлого года. Согласно прогнозу, к концу года прирост производства грузовиков составит 3,7 % – 167 000 штук. При этом производство отечественных марок в январе-мае 2018 года сократилось на 1 %, в то же время рост производства иностранных марок в январе-мае 2018 года составил 41, 6 % по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Производство автобусов в указанный период увеличилось на 4,7 %. В январе-мае текущего года было произведено 14 918 штук автобусов, за аналогичный период 2017 года – 14 246 штук. На весь текущий год прогнозируется рост производства на 2,3 %, что составит 44 000 штук. При этом рост производства отечественных моделей в январе-мае 2018 года составил 8,6 %. За указанный период произведено 11 372 штуки, а за аналогичный период 2017 года – 10 470 штук. В то же время за январь-май 2018 года сократилось производство иностранных брендов на 6,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Производство легких коммерческих автомобилей в январе-мае текущего года выросло на 5, 6 %. За указанный период 2018 года было произведено 43 765 штук автомобилей, а за аналогичный период 2017 года – 41 463 штуки. На весь текущий год прогнозируется рост производства на 1,3 %, что составит 125 000 штук за весь 2018 год.
Кроме того, наблюдается значительный спад производства троллейбусов. За январь-май 2018 года производство сократилось на 25,7 % по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. На весь текущий год прогнозируется сокращение производства троллейбусов на 4 %. Это скорее всего связано с развитием нового вида городского пассажирского транспорта – электробусов. Так, департамент пассажирского транспорта ПАО «КАМАЗ» представил новый электробус для работы на городских маршрутах. Новый электробус может работать на всех автобусных и троллейбусных маршрутах Москвы.
Согласно прогнозам, представленным Александром Ковригиным, производство и экспорт грузовых автомобилей, включая легкие грузовики, с 2010 до 2025 года будут расти. На текущий год экспорт составляет 15,5 тыс. штук, производство – 167 тыс. штук. А к 2025 году экспорт составит 25 тыс. штук, производство – 250 тыс. штук, что в сумме дает рост 25 %. При этом отмечена тенденция увеличения доли отечественных брендов по сравнению с зарубежными брендами российской сборки. Производство и экспорт автобусов, включая микроавтобусы, до 2025 года также будут расти. Если в текущем году экспорт составит, по прогнозу, 3 тыс. штук, то в 2025 году – 7 тыс. штук. Производство автобусов в текущем году составит 44 тыс. штук, а к 2025 году – 62 тыс. штук. Также отмечается рост производства и экспорта отечественных брендов по сравнению с зарубежными брендами российской сборки.
Продажи грузовых автомобилей, включая легкие грузовики, в период с 2010 г. по 2025 г., по прогнозу, составят 190 тыс.штук, импорт – 50 тыс. штук. В 2025 году прогнозируется рост продаж (они составят 250 тыс. штук) и уменьшение импорта до 25 тыс штук. При этом увеличится доля отечественных брендов по сравнению с зарубежными брендами российской сборки. Продажи и импорт автобусов, включая микроавтобусы, в период 2010-2025 гг. также будут расти. На 2018 год прогнозируются продажи 47 тыс. штук, импорт 3 тыс. штук, на 2025 год продажи составят 64 тыс. штук, импорт 6 тыс. штук. Также прогнозируется рост доли отечественных брендов по сравнению с иностранными брендами российской сборки.
Также Александр Ковригин рассмотрел структуру рынка грузовых автомобилей, включая легкие грузовики, автобусы и микроавтобусы. На период январь-май 2017 г. рынок грузовиков составлял 61 586 штук, в аналогичный период 2018 года – 63 984 штуки. При этом объем рынка отечественных марок немного уменьшился. В январе-мае 2017 года он составлял 39 058 штук, или 63, 4 % рынка. В аналогичный период текущего года составил 36 854 штуки, или 57, 6 %. В то же время увеличился рынок иномарок российской сборки. В январе-мае 2017 года он составлял 7585 штук автомобилей, или 12,3 %. В аналогичный период текущего года он составил 11660 штук, или 18,2 % рынка. Рынок автобусов на период январь-май 2017 г. составлял 14 191 штук, в аналогичный период 2018 года – 15 433 штуки. При этом объем рынка отечественных марок немного вырос. В январе-мае 2017 года он составлял 66,3 % рынка. В аналогичный период текущего года этот объем составил 67 %. Соответственно, уменьшился рынок иномарок российской сборки. Объем рынка импортированных новых иномарок в январе-мае 2017 года составлял 6,3 %. В аналогичный период текущего года рынок составил 9,8 %. Кроме того, в указанные периоды увеличился объем рынка импортированных подержанных автобусов с 0,2 до 0,5 %. Парк грузовых автомобилей на начало 2018 года составил 3,25 млн. автомобилей. Среди них больше всего отечественных марок: КАМАЗ – 791 тыс. штук, ГАЗ – 766 тыс. штук, ЗИЛ-416. При этом бренд MAN – 86 тыс. штук, Scania – 74 тыс. штук. Средний возраст парка на начало текущего года составил 20 лет. Автомобили старше 15 лет составили 66 % парка. Среди них российские бренды – 73 %, иномарки – 27 %. Автомобили, принадлежащие юрлицам, составили 56 % парка, физлицам – 44 %. Двигатели ниже стандарта Евро‑4 составили 87 %. Среди них дизельные двигатели – 66 %, бензиновые – 34 %. При этом, согласно прогнозу, ожидается рост парка с 3,29 млн. штук в текущем году до 3,47 млн. штук к 2020 году.
Парк автобусов на начало 2018 года составил 438 тыс. штук. Среди брендов также лидируют российские. ПАЗ – 175 тыс. штук, КАВЗ – 53 тыс. штук, ЛИАЗ – 30 тыс.штук. При этом доля Hyundai составила 9,3 тыс. штук, Mercedes – 7,6 тыс. штук. Средний возраст парка на начало 2018 года – 16 лет. Автобусы старше 15 лет составили 46 % парка. Среди них российские бренды – 85 %, иномарки – 15 %. Автобусы, принадлежащие юрлицам, составили 71 % парка, физлицам – 29 %. Двигатели ниже Евро‑4 – 85 %. Дизельные двигатели 37 %, бензиновые 63 %. При этом, согласно прогнозу, ожидается рост парка с 0,48 млн. штук в текущем году до 0,58 млн. штук к 2020 году. В целом в ближайшие годы намечается рост по всем сегментам автомобильного рынка. Кроме того, появится новый вид городского пассажирского транспорта.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Компания «Кистоун Авто», образованная в 2021 году, представила различные шасси и грузовые автомобили китайского производства, которые она предлагает в России под маркой Altai. Модельный ряд включает в себя грузовики с максимальной разрешенной массой от 3,5 до 50 тонн и 120 тонный автопоезд
Преимуществами запасных частей Haffen являются их идентичность оригинальным компонентам и ряд технических решений, которые облегчают ремонт дизелей Cummins, делают его менее затратным