Круглый стол «Пассажирский и грузовой автомобильный транспорт — 2018»
Целью работы круглого стола стало подведение итогов работы предприятий по выпуску грузовых автомобилей и автобусов за первую половину 2018 года, а также анализ перспективы развития производства и рынка пассажирского и грузового автотранспорта в России на период 2018-2025 гг.
Заместитель генерального директора ОАО «АСМ-холдинг» Александр Ковригин в своем докладе рассмотрел объем производства грузовых автомобилей и автобусов предприятиями стран СНГ за январь-май 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Производство грузовых автомобилей в Республике Беларусь выросло на 29 %, в указанный период 2018 года было произведено 4133 штуки грузовиков, а в 2017-3201 гг. В России рост производства составил 5 %. В то же время производство грузовиков сократилось на Украине на 35 %, в Казахстане – на 3,9 %. Что касается производства автобусов в январе-мае 2017-2018 годов, то рост наблюдается во всех упомянутых странах СНГ. Cамый большой рост производства – на Украине, он составил 17,8 %. В указанный период 2017 года было произведено 270 автобусов, за аналогичный период 2018 года – 318 автобусов. Рост производства автобусов в Республике Беларусь составил 10,7 %, в России – 4,7 %, в Казахстане – на 3,1 %.
Производство грузовых автомобилей, включая шасси и легкие грузовики, в январе-мае 2018 года, по данным Александра Ковригина, выросло на 5 % – 57 002 штуки в текущем году и 54 264 штуки за аналогичный период прошлого года. Согласно прогнозу, к концу года прирост производства грузовиков составит 3,7 % – 167 000 штук. При этом производство отечественных марок в январе-мае 2018 года сократилось на 1 %, в то же время рост производства иностранных марок в январе-мае 2018 года составил 41, 6 % по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Производство автобусов в указанный период увеличилось на 4,7 %. В январе-мае текущего года было произведено 14 918 штук автобусов, за аналогичный период 2017 года – 14 246 штук. На весь текущий год прогнозируется рост производства на 2,3 %, что составит 44 000 штук. При этом рост производства отечественных моделей в январе-мае 2018 года составил 8,6 %. За указанный период произведено 11 372 штуки, а за аналогичный период 2017 года – 10 470 штук. В то же время за январь-май 2018 года сократилось производство иностранных брендов на 6,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Производство легких коммерческих автомобилей в январе-мае текущего года выросло на 5, 6 %. За указанный период 2018 года было произведено 43 765 штук автомобилей, а за аналогичный период 2017 года – 41 463 штуки. На весь текущий год прогнозируется рост производства на 1,3 %, что составит 125 000 штук за весь 2018 год.
Кроме того, наблюдается значительный спад производства троллейбусов. За январь-май 2018 года производство сократилось на 25,7 % по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. На весь текущий год прогнозируется сокращение производства троллейбусов на 4 %. Это скорее всего связано с развитием нового вида городского пассажирского транспорта – электробусов. Так, департамент пассажирского транспорта ПАО «КАМАЗ» представил новый электробус для работы на городских маршрутах. Новый электробус может работать на всех автобусных и троллейбусных маршрутах Москвы.
Согласно прогнозам, представленным Александром Ковригиным, производство и экспорт грузовых автомобилей, включая легкие грузовики, с 2010 до 2025 года будут расти. На текущий год экспорт составляет 15,5 тыс. штук, производство – 167 тыс. штук. А к 2025 году экспорт составит 25 тыс. штук, производство – 250 тыс. штук, что в сумме дает рост 25 %. При этом отмечена тенденция увеличения доли отечественных брендов по сравнению с зарубежными брендами российской сборки. Производство и экспорт автобусов, включая микроавтобусы, до 2025 года также будут расти. Если в текущем году экспорт составит, по прогнозу, 3 тыс. штук, то в 2025 году – 7 тыс. штук. Производство автобусов в текущем году составит 44 тыс. штук, а к 2025 году – 62 тыс. штук. Также отмечается рост производства и экспорта отечественных брендов по сравнению с зарубежными брендами российской сборки.
Продажи грузовых автомобилей, включая легкие грузовики, в период с 2010 г. по 2025 г., по прогнозу, составят 190 тыс.штук, импорт – 50 тыс. штук. В 2025 году прогнозируется рост продаж (они составят 250 тыс. штук) и уменьшение импорта до 25 тыс штук. При этом увеличится доля отечественных брендов по сравнению с зарубежными брендами российской сборки. Продажи и импорт автобусов, включая микроавтобусы, в период 2010-2025 гг. также будут расти. На 2018 год прогнозируются продажи 47 тыс. штук, импорт 3 тыс. штук, на 2025 год продажи составят 64 тыс. штук, импорт 6 тыс. штук. Также прогнозируется рост доли отечественных брендов по сравнению с иностранными брендами российской сборки.
Также Александр Ковригин рассмотрел структуру рынка грузовых автомобилей, включая легкие грузовики, автобусы и микроавтобусы. На период январь-май 2017 г. рынок грузовиков составлял 61 586 штук, в аналогичный период 2018 года – 63 984 штуки. При этом объем рынка отечественных марок немного уменьшился. В январе-мае 2017 года он составлял 39 058 штук, или 63, 4 % рынка. В аналогичный период текущего года составил 36 854 штуки, или 57, 6 %. В то же время увеличился рынок иномарок российской сборки. В январе-мае 2017 года он составлял 7585 штук автомобилей, или 12,3 %. В аналогичный период текущего года он составил 11660 штук, или 18,2 % рынка. Рынок автобусов на период январь-май 2017 г. составлял 14 191 штук, в аналогичный период 2018 года – 15 433 штуки. При этом объем рынка отечественных марок немного вырос. В январе-мае 2017 года он составлял 66,3 % рынка. В аналогичный период текущего года этот объем составил 67 %. Соответственно, уменьшился рынок иномарок российской сборки. Объем рынка импортированных новых иномарок в январе-мае 2017 года составлял 6,3 %. В аналогичный период текущего года рынок составил 9,8 %. Кроме того, в указанные периоды увеличился объем рынка импортированных подержанных автобусов с 0,2 до 0,5 %. Парк грузовых автомобилей на начало 2018 года составил 3,25 млн. автомобилей. Среди них больше всего отечественных марок: КАМАЗ – 791 тыс. штук, ГАЗ – 766 тыс. штук, ЗИЛ-416. При этом бренд MAN – 86 тыс. штук, Scania – 74 тыс. штук. Средний возраст парка на начало текущего года составил 20 лет. Автомобили старше 15 лет составили 66 % парка. Среди них российские бренды – 73 %, иномарки – 27 %. Автомобили, принадлежащие юрлицам, составили 56 % парка, физлицам – 44 %. Двигатели ниже стандарта Евро‑4 составили 87 %. Среди них дизельные двигатели – 66 %, бензиновые – 34 %. При этом, согласно прогнозу, ожидается рост парка с 3,29 млн. штук в текущем году до 3,47 млн. штук к 2020 году.
Парк автобусов на начало 2018 года составил 438 тыс. штук. Среди брендов также лидируют российские. ПАЗ – 175 тыс. штук, КАВЗ – 53 тыс. штук, ЛИАЗ – 30 тыс.штук. При этом доля Hyundai составила 9,3 тыс. штук, Mercedes – 7,6 тыс. штук. Средний возраст парка на начало 2018 года – 16 лет. Автобусы старше 15 лет составили 46 % парка. Среди них российские бренды – 85 %, иномарки – 15 %. Автобусы, принадлежащие юрлицам, составили 71 % парка, физлицам – 29 %. Двигатели ниже Евро‑4 – 85 %. Дизельные двигатели 37 %, бензиновые 63 %. При этом, согласно прогнозу, ожидается рост парка с 0,48 млн. штук в текущем году до 0,58 млн. штук к 2020 году. В целом в ближайшие годы намечается рост по всем сегментам автомобильного рынка. Кроме того, появится новый вид городского пассажирского транспорта.
Как уберечь от досадных поломок один из самых дорогостоящих агрегатов любой техники – двигатель, и выжать из него максимальный ресурс? Правильно эксплуатировать, использовать качественное топливо и заливать хорошее, проверенное моторное масло.
По каким направлениям ставки на перевозки грузов автотранспортом выросли или снизились сильнее всего для различных типов кузовов
Легкий китайский фургон Foton Toano представлен на российском автомобильном рынке в двух вариантах колесной базы (L2, L3) и высоты кузова (H2, H3)