Конференция «Автопром-2018»
Александр Ковригин, заместитель генерального директора ОАО «АСМ-Холдинг», рассмотрел парки автомобильного транспорта РФ по итогам 2018 года. Объем парка легких коммерческие автомобили к концу прошлого года составил 3774 штуки, среди марок лидируют ГАЗ и УАЗ, также большая доля приходится на бренд Volswagen. Объем парка грузовиков – 3 341 122 штуки, лидирующие марки – КАМАЗ, ГАЗ и ЗИЛ. Наконец, объем парка автобусов составил 450 834 штуки, наибольшая часть парка приходится на марки ПАЗ, КАВЗ и KUBAN. Также Ковригин отметил, что удельный вклад автомобильной промышленности в ВВП страны уменьшился за последние 15 лет на 47 %. Поскольку вклад отрасли в ВВП составляет существенно ниже 1 %, она постепенно перестает быть самостоятельной отраслью в масштабе страны. При этом объем государственной поддержки отрасли постоянно растет. За последние девять лет он существенно вырос. За этот период добавленная стоимость отрасли выросла в 4,2 раза. Кроме того, из-за санкций возникли риски внезапной остановки предприятий отрасли, что может привести к потерям для государственного бюджета. Низкая санкционная устойчивость отрасли ослабляет суверенитет государства. В то же время действующая стратегия развития автопрома до 2025 года не содержит анализ риска применения санкции и мероприятия по их нейтрализации. Также наблюдается низкая защищенность российского автомобильного рынка и нечеткость критериев Решения № 72 ЕАЭС о понятии «промышленная сборка». Соответственно, возникают риски проникновения китайских автомобилей на российский рынок без таможенных пошлин через китайские локализованные заводы, построенные в странах ТС.
Среди проблем отрасли Александр Ковригин выделил, в частности, следующие. Управляемость отрасли осуществляется не на экономических принципах. Система оценки не содержит простых и прямых измеряемых показателей, отражающих интересы государства. Сегодня система основана на количестве выпускаемых единиц автотехники. При этом рост выпуска автомобилей сопровождается сокращением вклада отрасли в ВВП страны. Предлагаемое решение – установить простые и прямые показатели, объективно представляющие интересы государства. Это вклад в ВВП страны, количество рабочих мест и объемы экспорта и импорта. Также нужно ввести ежемесячный мониторинг этих показателей через Росстат, ФНС, ФТС. Ковригин отметил, что периметр автомобильной и автокомпонентной отрасли четко не определен. Сегодня он не включает в себя прицепную и специальную автотехнику. По мнению Александра Ковригина, необходимо определить периметр автомобильной и автокомпонентной отпрасли, а также состав входящих в нее предприятий. Это позволит установить измеряемые показатели для регулярной оценки состояния отрасли, а также применить методы математического моделирования для анализа и прогнозирования этих показателей.
Виталий Минин, заместитель директора департамента маркетинга – начальник отдела маркетинговых исследований и анализа рынка ПАО «КАМАЗ», также представил обзор рынка грузовых автомобилей в 2018 году. Согласно анализу компании, 2018 год существенно отличается от предыдущих, поскольку полностью сбита цикличность спроса. Обычно в первом полугодии наблюдается затишье, а во втором – рост, что связано с ростом инвестиционной активности к концу года. Однако в первом квартале 2018 года наблюдался рост продаж, но далее продолжения роста не было. Рынок грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн по итогам 10 месяцев 2018 года составил 50,8 тыс. штук (+8,7 % к АППГ). Однако темпы роста снижаются. Так прирост рынка в первом квартале 2018 года составил 35 %, а во втором квартале – всего 10 %. Сохранение активности в сегменте магистральных перевозок и рост цен на нефть положительно повлияли на рынок грузовых автомобилей. Среди негативных факторов – стагнация в строительном секторе, снижение инвестиций в основной капитал и завершение строительства крупных инфраструктурных проектов. В 2019 году ожидается рост курса доллара, распродажа остатков 2018 года и снижение субсидий на покупку грузовой техники. В то же время в текущем году продолжится финансирование программ лизинга дорожно-строительной техники, покупки техники на ГМТ, приобретения техники городского электротранспорта (электробусы). Рынок грузовой техники полной массой 14-40 тонн прогнозируется на уровне 58 тыс. штук, что ниже на 7 % относительно 2018 года.
Консалтинговая компания PwC в лице Виктории Синичкиной, директора отдела консультационных услуг компаниям автомобильной отрасли, представила анализ рынка коммерческих автомобилей. В первом полугодии 2018 года рынок легких коммерческих автомобилей показал рост на уровне 5 % и достиг показателя в 52,9 тыс. штук. На рынке доминируют российские бренды – ГАЗ, УАЗ – занявшие в совокупности 70 % рынка. Согласно прогнозу, рост общего объема продаж легких коммерческих автомобилей будет продолжаться. Наибольший рост среди всех сегментов коммерческих автомобилей ожидается в сегменте грузовых автомобилей. В первом полугодии 2018 года продажи грузовиков составили 37,9 тыс. штук. Продление программ господдержки и ужесточение регулирования сегмента будет стимулировать обновление устаревшего парка автобусов. Продажи автобусов в полугодии 2018 года показали прирост на уровне 22 %, достигнув показателя в 6,3 тыс. штук. Более 94 % рынка автобусов среди крупнейших игроков рынка занимают отечественные бренды. Лидером является ПАЗ, нарастивший свою долю до 51 % рынка.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.