Из России в Европу и обратно: чем вызван рост цен на транспортную логистику?
О чем говорят перевозчики
В частности, замглавы компании «ТРАСКО» по автомобильным перевозкам Александр Шилинчук отметил повышение тарифов на 10-30 % в зависимости от страны и направления перевозки (импорт или экспорт). Согласно данным главы логистической платформы Cargotogo Владимира Павловского, пользователи платформы сообщали о росте цен на 15-35 % в зависимости от типа груза. Директор по развитию бизнеса Gebruder Weiss Николай Гладун оценил повышение тарифов в среднем в 10-15 %, с его оценкой согласился и глава отдела продаж направления «Европейская логистика» компании «Даксер» Максим Косенков.
Представители крупных российских транспортных компаний рассказали о ситуации на рынке международных грузоперевозок и причинах повышения их стоимости.
Дорожают грузовики – растут тарифы
Евгений Дятлов, руководитель отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic в России
– Наша компания с конца сентября 2021 года отмечает стремительное повышение ставок на грузоперевозки из Европы в страны СНГ – цены выросли на 15-20 %. К удорожанию перевозок привели несколько факторов. Из макроэкономических – рост инфляции в Европе и колебания курса евро. Количество транзитных разрешительных документов подходит к концу. В этом году ситуация с ними сложнее, чем раньше.
Повлияли на уровень тарифов и перебои с обновлением ПО на границах, за которыми последовало образование больших очередей в обе стороны. Таким образом, количество рейсов для одного грузовика снизилось. Введение в ряде стран COVID-паспортов сократило количество вариантов подачи ТС на загрузку.
По-прежнему сохраняется нехватка новых грузовых машин – они подорожали более чем на 18 %. На рынке также наблюдается нехватка профессиональных водителей, ставшая причиной индексации заработных плат уже работающих дальнобойщиков. Цены на топливо в России и Европе, а также на реагенты для очистки дизельных двигателей AdBlue, значительно увеличились. Вкупе с начавшимся «высоким» сезоном эти факторы также сказались на удорожании перевозок.
Постоянная тенденция
Максим Косенков, руководитель отдела продаж направления «Европейская логистика» компании «Даксер»
– Мы подтверждаем, что рост ставок на международные автоперевозки в октябре 2021 года составил от 10 до 15 %. Подобное увеличение прогнозировалось, поскольку эта тенденция постоянная. С июня по декабрь каждого года наблюдается повышение количества отправок примерно на 20 %. Это происходит, потому что импортерам нужно перевезти определенный объем грузов согласно условиям договоров с поставщиками.
Среди причин также можно выделить сезонность и повышенный спрос в предпраздничный период. Все вышеперечисленное способствует увеличению тарифов на доставку. Наиболее значительно выросла стоимость транспортировки опасных грузов и продукции, требующей перевозки в изотермическом фургоне с поддержанием температуры на всем пути следования.
Чего ждать дальше?
Наталья Павловицкая, руководитель отдела «Германия» группы компаний AsstrA
– Можем подтвердить, что стоимость отправок из Германии начала повышаться в октябре 2021 года. Сказываются не только сезонные сложности, с которыми мы сталкиваемся ежегодно, но и последствия COVID-19, отразившиеся на мировой экономике. Среди сезонных факторов можно выделить нехватку разрешительных документов и растущую к концу года потребность в отправках грузов. А также спрос, вызванный ожиданиями новых «волн» COVID-19.
Дефицит водителей также влияет на формирование стоимости грузоперевозок. Профессия частично теряет свою привлекательность среди молодежи, многие дальнобойщики едут на заработки в Польшу, Германию, Италию и другие страны ЕС, где платят больше. Ситуацию осложнил всплеск заболеваемости коронавирусом. Планировать рейсы стало сложней, ведь болезнь не обходит стороной и водителей. Я бы не стала утверждать, что нехватка дальнобойщиков связана с непризнанием вакцины «Спутник V» в ЕС. На водителей, задействованных в международных перевозках, распространяются особые правила въезда, среди которых отсутствие карантина.
Растет и цена топлива. С апреля по сентябрь этого года ДТ подорожало на 7,9 % в Германии, на 7,7 % – в Польше, на 8,2 % – в России, а в Республике Беларусь и вовсе на 15,2 %. Инфляция, увеличение стоимости сырья и товаров также сыграли свою роль – все эти факторы влияют на амортизационные затраты. Покрышки, масло, тормозные диски и другие расходные материалы выросли в цене. Также мы отмечали многокилометровые «пробки» на границах Белоруссии с Польшей и Литвой в октябре. У белорусских пограничников происходило обновление ПО, ставшее причиной задержек также и у их польских и литовских коллег. Как результат, пересечение границы могло растянуться до пяти суток.
Сложно сказать, чего можно ожидать далее. В нынешнее нестабильное время прогнозы сбываются далеко не всегда. Однако стоит следить за курсом рубля. Резкий его скачок – как вверх, так и вниз – может повлиять на ценовую политику и приведет к дисбалансу импортных и экспортных поставок.
Еще по теме:
Дефицит профессиональных водителей
Сервисный контракт – это договор на регламентное техобслуживание автомобиля. Такую услугу предоставляет уполномоченный дистрибьютор грузовой техники SANY в России компания ODIN Group. Какую пользу получает владелец транспортного средства и как выполняет свои обязательства дилер?
Транспортная компания БСУ‑1 из города Тюмень проводит испытания шин Triangle модели TRD06. Делимся первыми результатами
Премьера грузовика КАМАЗ‑4555 «Атлант 50» состоялась на выставке MiningWorld Russia‑2024. Карьерный самосвал грузоподъемностью 50 тонн предназначен для перевозки скальной и смешанной породы. По этим параметрам новинка схожа с самосвалом-углевозом «Атлант 49», который пришел на смену европейским карьерным грузовикам