Главная » Статьи » Экономика » Беспилотник сбил человека. Кто пойдет под суд? Мнения экспертов

Беспилотник сбил человека. Кто пойдет под суд? Мнения экспертов

Беспилотный автомобиль сбивает пешехода. Кто виноват? Отвечают юристы

С увеличением числа автономных автомобилей, в том числе и грузовиков, возрастает риск ДПТ. Беспилотный автомобиль сбивает пешехода. Кто будет оплачивать ущерб: владелец автомобиля, оператор, разработчик системы управления или сам пешеход? Возможен ли судебный процесс с уголовным наказанием виновного? Прописаны ли в достаточной мере такие ситуации в законодательстве.

Распределение ответственности

Александр Бударагин, руководитель группы «Юридическая помощь ОНЛАЙН»

Александр Бударагин

– Гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный пешеходу, несет владелец транспортного средства как источник повышенной опасности. Согласно  Гражданского кодекса РФ, лицо, осуществляющее деятельность, создающую повышенную опасность для окружающих (к которой относится владение и использование автомобиля), обязано возместить вред, причиненный жизни и здоровью других лиц, независимо от наличия вины. Это означает, что даже при отсутствии вины владельца или оператора автомобиля, ущерб пешеходу подлежит возмещению.

Если автомобиль управляется оператором (например, компанией, осуществляющей дистанционное управление или контроль), ответственность может быть распределена между владельцем и оператором в зависимости от обстоятельств и условий эксплуатации. При этом разработчик системы управления (программного обеспечения) может нести ответственность только в случае доказанной связи между неисправностью программного обеспечения и причинением вреда, что требует отдельного судебного разбирательства.

Пешеход, в случае грубой неосторожности с его стороны, не освобождается от ответственности за причиненный ущерб, однако обязанность возмещения вреда все равно лежит на владельце источника повышенной опасности (автомобиля), за исключением случаев непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Возможен судебный процесс с уголовным наказанием виновного лица, если будет установлено нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение вреда здоровью или смерть пешехода. В частности, действия, повлекшие ДТП, могут квалифицироваться по статье 264 Уголовного кодекса РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), если будет доказана вина конкретного лица (например, оператора или лица, ответственного за техническое состояние автомобиля).

Законодательство в настоящее время регулирует ответственность за вред, причиненный транспортными средствами, в том числе и при использовании автономных технологий, через нормы гражданского и уголовного права. Однако вопросы распределения ответственности между владельцем, оператором и разработчиком систем управления находятся в стадии развития и требуют дальнейшего совершенствования нормативной базы.

Вне зависимости от своей вины

Юрий Александров, директор, учредитель ООО «Юридическая компания «А.Лигал»

Юрий Александров

– С юридической точки зрения, беспилотный автомобиль является источником повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ), управление которым осуществляется программным обеспечением с возможностью контроля оператором, но решение об участии такого автомобиля в конечном счете все равно принимает его собственник (человек или компания) посредством направления его для участия в дорожном движении. То есть, если собственник решит оставить его в своем гараже, то такой автомобиль в любом случае не сможет причинить вред. В силу ст. 1064, 1079 ГК РФ владелец источника повышенной опасности – в данном случае автомобиля – вне зависимости от своей вины, обязан возместить причиненный им вред гражданину. Если же вред причинен в результате взаимодействия с другим автомобилем, то вина будет иметь значение и ответственность будет определяться на общих основаниях (п. 3 ст. 1079 ГК РФ).

Потерпевший в силу ст. 15, 151, 1064, 1084 ГК РФ будет иметь право потребовать возмещения вреда, в виде возмещения расходов на лечение, утраченный заработок, моральный вред, возмещения вреда причиненного имуществу, другие доказанные убытки, состоящие в прямой причинно-следственной связи. Владельцем источника повышенной опасности в целях привлечения к гражданско-правовой ответственности является либо собственник автомобиля, либо лицо, управлявшее им. Если речь идет об организациях либо ИП, которые вводят в дорожное движение беспилотные автомобили, то ответственными будут именно они, как владельцы и управляющие источником повышенной опасности.

Оператор, являющийся работником такой компании либо ИП в силу ст. 402, 1068 ГК РФ не несет гражданско-правовой ответственности перед потерпевшим, за него такую ответственность несет само юридическое лицо либо ИП, где он работает. В случае наличия дисциплинарного нарушения он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (замечание, выговор, увольнение), а также к материальной ответственности в виде однократного удержания суммы в размере до одного месячного заработка (ст. 238 ТК РФ).

Что касается уголовной ответственности, то тут все гораздо сложнее, поскольку требуется доказать вину в виде умысла либо неосторожности человека, в результате действий бездействий которого было совершено преступления, например ст. 264 УК РФ – Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств повлекшие смерить либо тяжкий вред здоровью человека. Представляется, что при наличии грубой неосторожности к такой ответственности может быть привлечен оператор, как лицо, фактически контролировавшее автомобиль и не предпринявшее всех возможных мер для предотвращения причинения вреда.

Спорные вопросы

Дмитрий Гаврилов, руководитель МСПО «Федерация Безопасности»

Дмитрий Гаврилов

– С развитием индустрии беспилотного транспорта различные инциденты, в том числе ДТП с участием беспилотников под управлением ИИ, становятся одной из проблем в сфере негосударственной безопасности, требующих комплексного регулирования.

Кто будет оплачивать ущерб? В большинстве случаев ущерб будет покрываться страховкой ОСАГО (после внесения соответствующих изменений в закон) или специальным полисом для беспилотников (который пока не разработан). Однако в ряде случаев ответственность может лечь на владельца автомобиля, оператора (компанию, управляющую автопарком), разработчика системы управления или самого пешехода, если он нарушил ПДД (например, перебегал дорогу в неположенном месте).

Возможен ли уголовный процесс? Если авария произошла из-за технического сбоя, уголовное наказание для владельца маловероятно – в результате расследования вину скорее возложат на компанию-разработчика (штрафы, отзыв авто и т. д.). Если владелец или оператор нарушил правила эксплуатации (например, использовал неисправный автомобиль или несертифицированное ПО), для него возможна уголовная ответственность.

Как регулируется это в законодательстве? В России пока нет четких норм ответственности в сфере беспилотного транспорта. В 2024 году в Госдуме начали обсуждать поправки в ПДД для беспилотников, но пока уголовная и гражданская ответственность в этой сфере остаются спорными вопросами. В ЕС и США есть законы, обязывающие производителей страховать ответственность за ошибки автопилота (например, в Германии владелец не виноват, если система работала штатно). Китай в 2023 году ввел правила, где вина делится между оператором и разработчиком. В целом можно сказать, что пока регулирование в сфере беспилотников существенно отстает от развития технологий. В ближайшее время государству и обществу придется серьезно заняться этим вопросом для того, чтобы обеспечить необходимый уровень безопасности и ответственности в сегменте беспилотного транспорта.

Читайте также:

Третья версия закона 

Как они «видят» дорогу

Льготы для беспилотников


«Рейс» теперь в Telegram
Подпишитесь, чтобы быть в курсе



Как уберечь от досадных поломок один из самых дорогостоящих агрегатов любой техники – двигатель, и выжать из него максимальный ресурс? Правильно эксплуатировать, использовать качественное топливо и заливать хорошее, проверенное моторное масло.

С Днем России!

С Днем России!

День России – очень важный, хотя и один из самых «молодых» государственных праздников в стране. 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, а с 1992 года этот день стал праздничным

Капитальный ремонт двигателей

Капитальный ремонт – вернуть молодость двигателю

Коммерческая техника должна работать и приносить прибыль. Двигатель грузового автомобиля – это то, без чего машина не тронется с места, и когда он начинает «хандрить», техника все чаще простаивает. Можно периодически чинить мотор, на время возвращая машину в строй, а можно дать двигателю «вторую молодость» с помощью капитального ремонта

Галерея (3)

Юрий Александров
Дмитрий Гаврилов
Александр Бударагин

Комментировать





Поделиться