Аренда грузовика в России – вариант или утопия? Мнения экспертов

Российские перевозчики начали присматриваться к иностранным схемам использования коммерческого транспорта, основанным на аренде и подписках. Модель Transport as a Service (TaaS, «грузовик как услуга») набирает популярность в сегменте малотоннажной коммерческой техники. Такой, как электрофургоны и компактные грузовички.
Ключевой комфорт для пользователей

директор по развитию
«ААА Траксервис»
– Новое часто изначально встречает отрицание, поэтому говорить, что бизнес-модель каршеринга тяжелой грузовой техники однозначно нерабочая, не стоит. При этом нужно отделить эту историю от краткосрочной аренды «гражданской» легкой коммерческой техники категории В, которая уже доказала свою востребованность.
Тема каршеринга тяжелой грузовой техники (категория С), требующей специальных навыков и допусков от пользователя, выглядит на первый взгляд на порядок более узкой и не такой рентабельной для инвестиций. Это связано с тем, что для достижения результата (востребованности) короткий каршеринг должен быть дешевле стандартной аренды на сутки. При этом сам цикл грузовых перевозок на подобной технике предполагает существенные временные затраты. это не взять фургон на пару часов, чтобы перевезти диван, а история взаимодействия с коммерческими заказчиками, где есть оформление груза, въезд/выезд на объект в согласованное время, погрузка/разгрузка, простой, путевые листы, тахографы. Поэтому если говорить про аренду таких машин на 3-4 часа и ротацию внутри одного дня у нескольких арендаторов, это не представляется возможным, и означает, что «суточную» аренду тут не обыграть количеством рук.
Если говорить про логику длительного каршеринга грузовых машин (от суток), то это уже давно существующая рабочая история, но без какой-либо супер-доходности. Вопрос в чем будут инновации и отличия от стандартной аренды, которую сейчас можно оформить, кроме удобного приложения. Ключевой комфорт для пользователей здесь может достигаться за счет сети покрытия, наличия техники на выбор в разных локациях/регионах и простоте оформления-бронирования-возврата. Сколько будет стоить такой автопарк для инвестора с учетом текущей стоимости денег?
Если добавить к этому дефицит грузов против транспорта на рынке грузоперевозок, то в этом случае шансов выиграть конкуренцию каршерингу у собственников автопарков, которые уже зашли в бизнес и сидят без работы, немного. Либо это вопрос горизонта планирования. Если закладывать модель с перспективой на 15-20 лет, то при уверенном росте экономике и дешевых деньгах глобально история с гигантом и монополией победит, так как общий тренд в большинстве сфер идет на отказ от владения.
Общий тренд
Василий Жуков, заместитель генерального директора-коммерческий директор «ЭвоКарго»
– Все больше компаний осознают важность внедрения автономных технологий для повышения уровня экономической эффективности. Прежде всего, бизнесу важно, чтобы внедрение передовых разработок было экономически оправдано. Одним из примеров таких решений является логистика с применением робогрузовиков, которая оказывается по подписке и позволяет значительно снизить логистические расходы предприятия. Модель носит название Robot as a Service («роботизированные решения как услуга») и подразумевает тарифную оплату за комплекс услуг, оказываемый на протяжении нужного клиенту времени. Уже сегодня услуга получила широкое распространение среди промышленных и производственных компаний, распределительных центров крупнейших маркетплейсов и ритейлеров.
В ближайшие годы модель станет привычным инструментом для бизнеса, в том числе благодаря деятельности компаний, активно продвигающих автономные решения – таких как «ЭвоКарго». В этом отражается общий социальный и экономический тренд на переход от владения к пользованию, при котором операционная эффективность и гибкость эксплуатации ставятся в приоритет.
Прежде всего, драйвером перехода на формат автономной логистики по подписке является снижение затрат на организацию грузоперевозок. По оценке экспертов, полностью беспилотные решения могут сократить операционные затраты на логистику до 30-40 %. Во многом снижение обусловлено тем, что автономная логистика решает проблему дефицита водителей и существенно оптимизирует расходы на фонд оплаты труда: к примеру, для работы 10 беспилотных грузовиков Evocargo требуется лишь один оператор Центра мониторинга флота для отслеживания заказов на перемещение грузов. При этом благодаря роботизации часть персонала предприятия высвобождается для выполнения других операционных задач. Также бизнес привлекает высокая адаптивность роботизированной логистики к колебаниям в объемах перевозок: флот робогрузовиков гораздо легче масштабировать в короткие сроки, чем традиционный автопарк с водителями.
Российский рынок все больше демонстрирует готовность к «подписочному» формату – ритейл, производство, логистические операторы используют уже сотни автономных грузовиков в коммерческой эксплуатации, что подтверждает жизнеспособность модели и ее потенциал для дальнейшего роста. В частности, тренд задает крупнейший российский маркетплейс Wildberries, масштабировавший технологию автономной логистики на нескольких своих площадках.
Главным фактором роста бизнес-модели по аренде робототехнологий является сниженный порог входа: модель позволяет избежать капитальных затрат на закупку беспилотного транспорта и повышает экономическую целесообразность перехода на высокотехнологичные решения. Другим стимулом к распространению технологии является скорость ее интеграции: к примеру, на запуск беспилотного логистического автопарка требуется всего несколько дней. Такой подход отражает общую тенденцию современного бизнеса – владение ресурсами постепенно уступает место их использованию по необходимости. Подобно тому, как бизнес все чаще предпочитает облачные технологии покупке собственных серверов, логистика постепенно переходит к шеринговым моделям.
Читайте также:
Шины марки Simpeco относятся к среднему ценовому диапазону, но по своим свойствам и качествам близки к аналогам премиум-класса. Появившись на российском рынке лишь в прошлом году, они за короткий срок завоевали доверие наших перевозчиков. Приводим мнения специалистов о грузовых покрышках Simpeco и особенностях их эксплуатации
Новый «Садко 9» по идеологии не экстремальный внедорожник, а полноприводный грузовик повышенной грузоподъемности. Широкий модельный ряд позволяет конструкторам адаптировать к новым разработкам уже готовые решения