Легко ли грузовику въехать в Москву? Первые итоги реформы пропускной системы
Три с половиной месяца спустя
Картина выглядит следующим образом.
– Для грузовиков полной массой от 12 тонн ограничения действуют круглосуточно. Для движения по городу днем с 07:00 до 23:00 нужен дневной пропуск. Ночью, с 23:00 до 7:00 нужен уже ночной. Это разные пропуска, две разные государственные услуги на сайте mos.ru. Напомним, пропуска бесплатные.
– Для среднетоннажных грузовиков массой от 3500 до 12 000 кг до 31 декабря действуют только дневные ограничения, ночью пропуск не нужен.
– Обязательность регистрации в системе мониторинга РНИС (Единая Региональная Навигационная Информационная Система) отложили до 1 января 2022 года. Тогда ее наличие станет обязательным для положительного решения по запросу на пропуск. Отсутствие регистрации будет являться основанием для аннулирования выданных ранее пропусков.
– Международные перевозчики теперь подпадают под пропускную систему, а в процедуре для них определены особые условия. Иностранные перевозчики получили возможность оформления годовых пропусков.
– Впервые право на пропуск для осуществления грузовых перевозок получили физические лица. Для этого необходима регистрация в качестве самозанятого (налог на профессиональный доход), поскольку договор перевозки носит коммерческий характер, а систематическое извлечение прибыли означает предпринимательскую деятельность. Именно поэтому раньше «частники» вынуждены были покупать пропуска по серым схемам у фирм-однодневок, с использованием «липовых» договоров аренды (о которых они даже не знали) и не менее «липовых» договоров перевозок.
– Упрощен комплект предоставляемых документов. В частности, больше не нужно прикладывать скан-копии водительского удостоверения, диагностической карты, ПТС. Исключены даже такие основания отказа в выдаче пропуска, как несоответствие законодательству формы и содержания диагностической карты.
– Изменена интерактивная форма подачи заявления на пропуск. Изменения носят процедурный характер, однако при этом значительно возросло количество отказов из-за некорректного заполнения полей интерактивной формы запроса.
Все эти изменения, за исключением проблем с формой запроса, упростили процесс получения пропуска.
Проблемы с интерактивной формой
– В разделе «Сведения о водителях» указывались действительно сведения о водителях, а именно, ФИО и год рождения. Никаких полей для информации о водительских удостоверениях не было. То есть установить, о каких именно ВУ идет речь, не представлялось возможным, так как ни серия, ни номер, ни дата выдачи таковых не указывались, и, в случае полного совпадения ФИО и даты рождения, могло быть несколько вариантов. Примерно через месяц после того, как появились новые формы, проблему устранили.
– В разделе о сроках действия пропуска теперь нет возможности установки начала действия пропуска с отсрочкой. Стало неудобно оформлять пропуск, например, на понедельник, поскольку выдавали бы его с пятницы… То есть нельзя оформить пропуск в пятницу с началом действия в понедельник. Эту проблему позже так же решили.
– В некоторых случаях возникает проблема с черновиками запросов, информация в них при последующем открытии не сохраняется. Например, с точками маршрутов. Проблема не решена до сих пор.
Странные и непонятные нововведения
– Сейчас можно оформлять пропуск для таких перевозок, начало или конец которых находятся не только внутри зоны МКАД. Такую возможность получили районы в границах Новомосковского административного округа города Москвы, районов города Москвы: Внуково, Восточный, Выхино-Жулебино, Косино-Ухтомский, Куркино, Митино, Можайский, Новокосино, Ново-Переделкино, Северное Бутово, Северный, Солнцево, Южное Бутово, деревни Мякинино и поселка Рублёво района Кунцево. Речь о ситуациях, когда ни погрузка, ни выгрузка не происходят в Москве внутри МКАД, но транспортному средству предоставляется возможность воспользоваться зоной МКАД для проезда. Иными словами, вразрез с озвученными целями Департамента транспорта сократить транзитный грузовой трафик, перенаправив его на тот же ЦКАД, осуществляется расширение возможностей для таких «внестоличных» перевозок.
– Появилась возможность оформления пропуска «вчерашним» днем, то есть «задним числом». Например, в понедельник можно оформить пропуск с началом действия в уже прошедшее воскресение. Или машина проездила без пропуска весь день, а на следующий день ей оформляется разрешение. Зачем это сделано абсолютно не понятно, особенно с учетом того, что гарантии получения такого пропуска нет.
Ожидание подключения РНИС и ночных пропусков для «среднетоннажников» от 3,5 тонны
Основные изменения, которых ожидают «пользователи Постановления 379-ПП» (так заявителей по пропускам называют в самом Департаменте, и именно этот документ регулирует процесс выдачи пропусков) связаны с необходимостью регистрации в РНИС с 2022 года. Напомним, что мониторинг транспорта позволит отслеживать все движения по маршрутам транспортных средств с пропусками, а также отклонения от заявленных маршрутов и объемов перевозок. За это предусмотрено аннулирование пропусков.
Дело в том, что накануне властями были сделаны весьма неоднозначные заявления о том, что РНИС не планируется применять для аннулирования пропусков, а только для аналитики и статистики. Это противоречит прежним грозным заявлениям о том, что маршруты теперь придется соблюдать. В итоге применение системы отсрочили совсем, на основании чего «горячие головы» тешатся надеждами, а не отменят ли ее вовсе. Но, пожалуй, рассчитывать на это не стоит: слишком большие усилия и ресурсы потрачены на этот проект, и Правительство Москвы просто решило взять небольшую паузу.
Нет полной ясности и с пропусками в ночное время для транспортных средств полной массой от 3500 кг. Эти ограничения предусмотрены Приказом департамента – документом, оформляющим решения, в которых Мостранс может быть очень гибким, как мы это уже наблюдали. А вдруг, предпринятых мер, касающихся «крупнотоннажников» в ночное время и «среднетоннажников» в дневное, оказалось достаточным для снижения грузопотока в Москве? Никаких официальных заявлений пока не было, и все мы замерли в ожиданиях. Но, судя по всему, владельцам грузовиков от 3,5 до 12 тонн следует заранее побеспокоиться об оформлении пропуска.
Позже мы расскажем о проблемах с РНИС. Следите за публикациями.
Об авторе
Николай Околог — основатель курса обучения самостоятельному оформлению грузовых пропусков в Москву. В грузоперевозках с 2003 года. Прошел путь от специалиста транспортной компании до генерального директора. Работал как в экспедиции, так и в транспортной компании со своим парком. Руководил логистикой в производственной компании (автопарк, склад, закупки, управление запасами). С 2017 года занимается логистическим консалтингом. С 2018 года обучает самостоятельному оформлению грузовых пропусков.
Другие материалы о пропускной системе для грузовиков:
Как вводили пропускную систему
Как работает пропускная система
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.