Главная > Статьи > Автомобили > Легко ли грузовику въехать в Москву? Как работает пропускная система

Легко ли грузовику въехать в Москву? Как работает пропускная система

В столице введен круглосуточный запрет на транзитное движение ТС массой от 12 тонн по МКАД, который с 5 мая будет распространен также и на грузовики массой от 3,5 тонн. Продолжаем серию публикаций по режиму ограничений для грузового транспорта в Москве. Как получить пропуск на въезд в столицу?

История вопроса

Как бы там ни было, сложно винить простых обывателей в том, что они не в курсе регулирования дорожного трафика в столице; даже профессиональные участники рынка автомобильных перевозок не всегда знают, что можно получить пропуск, что это вполне посильная процедура и она не требует каких-то затрат на оформление. Более искушенные владельцы грузовых транспортных средств всё-таки уверены, что без взятки, связей или оплаты помощи посредников при оформлении грузового пропуска в Москву не обойтись никак. Я слышал очень много историй о том, что с предложением оформить пропуск «без проблем» можно было встретиться прямо в коридорах департамента транспорта при личном посещении. С тех пор, конечно, многое изменилось, особенно с момента событий 2018 года, когда аннулировали более 100 000 пропусков не без участия правоохранительных органов.

С тех пор, по моим личным ощущениям, практически весь 2019 год пропуска оформлялись без особых проблем при наличии определенных знаний и навыков. Я сам помог многим людям получить пропуска в Москву, проведя обучение этой процедуре. Более того, по рассказам моих клиентов, проходившим у меня обучение, какие бы то ни было попытки выйти на сотрудников дептраса и попробовать неформально решать вопросы с оформлением неминуемо заканчивались неудачей. Практически все примеры коррупционных пропусков, которые приводили мне коллеги, на поверку оказывались лишь маркетинговыми уловками посредников, освоившими процедуру оформления и продающими ее якобы с использованием связей в департаменте. Вплоть до второй половины 2020 года я был искренне уверен, что масштабной коррупции не существует. С началом массовых отказов по очень формальным основаниям и не менее массовым аннулированием по не менее формальным причинам я уже не возьмусь утверждать эту мысль наверняка.

Почему же так сложно получить грузовой пропуск в Москву самостоятельно?

Основная и главная причина — пропуск положен далеко не всем и не всегда. Например, получить пропуск по договору грузоперевозок могут только ИП и юридические лица. Физические лица-владельцы грузовых ТС оказываются отсеченными от такой возможности, чем и пользуются многочисленные продавцы пропусков, осуществляющие оформление на свою компанию с помощью нескольких фиктивных договоров, прилагаемых к запросу на пропуск. Другая причина — это непубличность деятельности департамента транспорта, отсутствие актуальных общедоступных разъяснений и затрудненность обратной связи. Мостранс регулярно меняет внутренние инструкции по оценке запросов на пропуска, и то, что работало ранее, периодически перестает работать.

Один из ярчайших примеров — массовые отказы из-за диагностических карт, прошедшие летом 2020года. Отсутствие публичных официальных комментариев и разъяснений представителей Мостранса порождало различные нелепые слухи, в том числе, например, о том, как некий заявитель купил за несколько миллионов рублей «проходную» форму ДК с пометкой, которая позволяла без проблем получать пропуска. Одни и те же диагностические карты, принимаемые ранее, вдруг перестали им приниматься. Немалую играет и практика Департамента выдавать отказы по пропускам без обоснования решения, только со ссылкой на соответствующую норму регламента. В решении об отказе указывается основание отказа (пункт регламента), а причины, то есть фактические обстоятельства, к которым применяется основание отказа, не упоминается. Узнать конкретные причины отказа можно только в ответе на обращение в департамент, процедура получения которого занимает 30 дней.

Какова процедура оформления пропуска?

Тем не менее, процедура оформления грузового пропуска в Москву это не никакая не магия и не чудеса. Вся она прописана в нормативно-правовых актах; существует регламент на разовые и регламента на годовые пропуска (к слову, они почти идентичны, за исключением мелких деталей и в целом похожи на другие регламенты, например, получения лицензии такси). Изучив эти документы, вполне возможно получить пропуск, если не с первого раза, то со второго или третьего. Да, есть определенная специфика бюрократических процедур, есть сложность понимания суконного чиновничьего сленга, есть некая отличная от сферы грузоперевозок практика толкования правовых норм и обычаев делового оборота. Все это есть. Но это не безнадежно и вполне себя оправдывает легальная и официальная, самостоятельная процедура получения бесплатного пропуска, особенно для заявителей с большим парком. Департамент подливает масла в огонь еще и своими аннулированиями. Причем, если раньше упор делался на выявление случаев предоставления недостоверных сведений при оформлении пропуска, то теперь Мостранс переключился более на использование несовершенства регламента, его правовых коллизий и противоречий.

На сегодняшний день перед заявителем стоит задача не просто получить пропуск; ему необходимо его еще так оформить, чтобы не дать поводов для аннулирований. С учетом упомянутого выше акцента на использование несовершенства регламента это порождает порочную практику правоприменения и чревато для департамента обжалованием его действий в суде. Я посмотрел судебную практику за последние годы и должен отметить, что судятся с ним крайне мало. Всего пара сотен дел за несколько лет, значительная часть из которых инициировано по делам таксопарков. Скорее всего заявители опасаются каких-то негативных последствий для себя, связанных с последующими обращениями в департамент, и небезосновательно. У меня есть в распоряжении ответ департамента на обращение, в котором заявитель предупреждается о последующих проверках его пропусков в связи с этим обращением. Не очень-то профессионально, прямо скажем. Тем не менее, терпение профессионального сообщества на исходе, уже идут и готовятся судебные тяжбы с департаментом по оспариванию его решений, в частности об аннулировании. Я тоже готовлю шаблон такого заявления в суд, который выложу в публичное пользование для каждого желающего.

Что изменится

Пропускная система в нынешнем виде существует уже почти 10 лет (если считать с момента принятия Постановления 379-ПП так и все 10) и за это время даже несколько изменилась, в частности произошел переход с бумажного оформления на электронное. Многое за это время и устарело, и показало себя не вполне адекватным, и обнажило правовые коллизии. В апреле 2020 года должен был вступить в силу новый регламент, похожий, тем не менее, на действующий сейчас, и не решающий насущных проблем, о которых мы поговорим подробнее, возможно позже. Но в нем несколько уменьшались возможности для получения пропуска; были даже негативные оценки со стороны крупных торговых компаний и транспортных предприятий. Принятию нового регламента возможно и помешала эта общественная реакция; однако, официально считается что его подписание было отложено из-за коронавирусной пандемии. В любом случае, в свете осуществляемой цифровизации экономики и сферы государственного управления изменения и в процедуру оказания госуслуги по получению пропусков тоже назрели. На мой взгляд, приоритетными должны стать: уменьшение количества предоставляемых скан-копий документов на бумажных носителях; упрощение и автоматизация процедуры подачи запроса и принятия решения по нему, в том числе исключение участия человека. По последнему моменту уже даже есть похожая практика с цифровыми пропусками, апробированная весной 2020 года. В таком случае можно вообще отказаться от громоздкой процедуры по годовым пропускам и выдавать только разовые. Федеральные власти уделяют большое внимание цифровизации государственных функций, думаю что очередь дойдет и до региональных.

Свой вклад в изменение сложившейся системы должен внести и запуск ЦКАД, хотя я не думаю, что это приведет к отмене пропусков в Москве. Первые ласточки уже полетели: в феврале и марте 2021 года были приняты инициативы, нацеленные на перенаправление транспортного грузового, как его называют, транзитного, потока на областные дороги, и ЦКАД в том числе. Я уже писал про введение круглосуточных ограничений на въезд и движение грузового транспорта в Москве. Одно из последних нововведений — распространение запрета практически на все грузовики, кроме совсем уже малых.

Об авторе

Николай Околог — основатель курса обучения самостоятельному оформлению грузовых пропусков в Москву. В грузоперевозках с 2003 года. Прошел путь от специалиста в транспортной компании до генерального директора. Работал как в экспедиции, так и в транспортной компании со своим парком. Руководил в производственной компании логистикой: свой транспорт, склад, закупки, управление запасами. С 2017 года занимается логистическим консалтингом. С 2018 года обучает самостоятельному оформлению грузовых пропусков.

В следующий раз мы расскажем о том, почему возникла индустрия оформления пропусков. Следите за публикациями на сайте Рейс.РФ.

Легко ли грузовику въехать в Москву? Как вводили пропускную систему


Теперь нас можно читать и смотреть в Telegram



Лизинг является самым популярным инструментом приобретения грузовиков. О рынке лизинга беседа Дмитрия Поцелуевского, главного редактора журнала «Рейс», с Андреем Гладковым, Генеральным директором АО «Лизинговая компания «КАМАЗ».

КМУ «Чайка-NR816 2S»

Крано-манипуляторная установка «Чайка-NR816 2S» – комбинация достоинств

В производственной программе завода «Чайка-Сервис» ранее были автомобили с импортными КМУ разных типов, включая тросовые с L-образной стрелой

Новинки КАМАЗа

Новинки КАМАЗа – от эвакуатора до самосвала

Одно из направлений развития продуктовой линейки «КАМАЗа» – мало- и среднетоннажные грузовики «Компас»

Комментировать





Поделиться