Легко ли грузовику въехать в Москву? Как вводили пропускную систему
Стой! Предъяви пропуск
Мы начинаем серию публикаций, посвященных режиму ограничений для грузового транспорта в Москве. Как он возник и развивался, а, главное, как получить пропуск на въезд в столицу для своей техники и, можно ли сделать это бесплатно?
Пропускная система для грузового транспорта с делением на зоны (МКАД, ТТК и Садовое кольцо) была введена в Москве в 2013 году, однако многие уже забыли, что ей предшествовали похожие ограничения. С 1998 года был круглосуточно ограничен въезд автомобилей грузоподъемностью более 7 тонн в пределы малого кольца Московской окружной железной дороги (МОЖД). Пропуск в МОЖД тогда не давал права на движение по центральным улицам и Садовому кольцу, действовал круглосуточно и выдавался на платной основе.
Введенная в 2013 году система ограничений действовала только с 06:00 до 22:00, и оформление пропуска не подразумевало взимания какой-либо платы, хотя и требовала соблюдения ряда условий и некоторых расходов (например, на электронно-цифровую подпись).
С 23 февраля 2021 года запрет распространили и на ночное время, то есть теперь он действует круглосуточно. А с 5 апреля будет касаться еще и средне- и малотоннажных транспортных средств (полной массой более 3,5 т). Ранее ограничения действовали в зоне МКАД только для грузовых транспортных средств массой более 12 тонн.
Ситуация, как она есть
Московские власти не являются новаторами в борьбе с городским трафиком и «пробками»: подобные системы действуют и в европейских столицах, Лондоне и Париже, а так же в Санкт-Петербурге. Правда, там своя специфика, обусловленная особенностями застройки, дорожной инфраструктуры и грузовых потоков. В том же Лондоне промышленные и коммерческие логистические объекты давно вынесены за пределы жилой застройки.
В Москве же, помимо этих проблем, есть еще и система федеральных трасс, напоминающая паутину с центром в столице и Московской области. Сама московская дорожная уличная сеть носит радиальный (изначально) или радиально-кольцевой характер. Иными словами, грузовики, следующие из Санкт-Петербурга, например, в Воронеж, попадали на МКАД и затрудняли и без того проблемную ситуацию с «пробками».
Таким образом, внедрение пропускной системы на дорогах столицы в 2013 году было обусловлено как стремлением отделить транзитный грузовой поток от городского, так и перенести значительную часть грузового траффика на ночное время, освободив дороги для легкового транспорта.
Вообще, существуют два основных варианта ограничения транспортного потока в городе: взимание платы за въезд в город и общий запрет на движение отдельных категорий транспорта в отдельных зонах с выдачей пропусков в исключительных случаях.
Власти Москвы пошли по второму варианту. Оценки выбранной системы разнятся. Ее критикуют, что неудивительно, учитывая размах коррупции, царившей до событий 2018 года с участием следственного комитета. В основном, пропускной системой недовольны профессиональные участники рынка автомобильных грузоперевозок. Как правило, они же являются сторонниками платного въезда.
Положительные оценки встречаются реже, поскольку обычные граждане редко сталкиваются с проблемой пропусков, и дорожная ситуация воспринимается ими «так, как есть». Иными словами, основными субъектами, горожанами, ради которых и вводилась пропускная система, ситуация на дорогах воспринимается как нечто само собой разумеющееся, и мало кто из них задумывается как о пропусках, так и о грузовом трафике.
Если же обратиться к исследованию Яндекса ситуации с «пробками» в 2013-2017 годах, то можно увидеть, что их стало, хотя и незначительно, но меньше, и в целом ситуация улучшалась.
По данным поисковой системы: «По сравнению с 2013 годом «пробок» стало меньше в течение всего дня, кроме 6-7 часов утра. В утренний час пик средняя скорость на московских улицах выросла на 14,а в вечерний — на 9 %».
Стоит отметить, что на самом деле снижение загруженности дорог даже на 10 % это очень хороший показатель. Особенно с учетом того, насколько за прошедшие годы выросло количество автомобилей и автомобилистов.
Для того чтобы понять, насколько система эффективна, достаточно просто проехать по МКАД с 22:00 до полуночи и позже.
Об авторе
Николай Околог — основатель курса обучения самостоятельному оформлению грузовых пропусков в Москву. В грузоперевозках с 2003 года. Прошел путь от специалиста транспортной компании до генерального директора. Работал как в экспедиции, так и в транспортной компании со своим парком. Руководил логистикой в производственной компании (автопарк, склад, закупки, управление запасами). С 2017 года занимается логистическим консалтингом. С 2018 года обучает самостоятельному оформлению грузовых пропусков.
В следующий раз мы расскажем об особенностях пропускной системы Москвы. Следите за публикациями на сайте Рейс.РФ.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.