Главная > Статьи > Автомобили > Как коробка передач экономит топливо

Как коробка передач экономит топливо

Главное в коробках Mercedes PowerShift 3 – ​электроника, программы управления. Непрерывные 10 лет модернизации привели к решениям которые позволяют экономит топливо

«Даймлер КАМАЗ Рус» начал обновление линейки тяжелых грузовиков Mercedes-Benz Actros, выпускаемых на автозаводе в Набережных Челнах. Однако позже компания объявила о приостановке деятельности в России. Вопрос о производстве грузовиков повис в воздухе… Мы будем следить за развитием ситуации, а пока знакомимся с тягачом Mercedes-Benz Actros L 1848 LS 4х2

Сообразительный «робот»

Все Actros IV и Actros V в России оснащены 12- или 16-ступенчатыми автоматизированными механическими коробками передач Mercedes PowerShift 3, то есть третьего поколения. Главные отличия PowerShift 3 от PowerShift 2 – ​увеличенное на 20 % быстродействие электроники и всего механизма переключения передач. А если сравнивать с «роботом» Mercedes-Benz Telligent, то PowerShift 3 просто в два раза быстрее. С такой коробкой разрыв потока мощности на ведущие колеса при переключении передач минимален по времени. У 12-ступенчатого «робота» Mercedes-Benz G 281-12 диапазон чисел от 14,93 на низшей, первой передаче до «единицы» на высшей. По числам 12 «мерседесовских» передач вполне сопоставимы с 16-ступенчатыми коробками ZF, и уж тем более с 12-ступенчатым «роботом» ZF AsTronic, которые применяют конкуренты.

Конструкция коробок традиционная, не такая сложная, как у роботизированных коробок с двумя сцеплениями. У этой АКП три передачи в основной коробке, две – ​прямая или повышающая – ​в делителе, в повышающем редукторе, установленном в передней части корпуса. И двухдиапазонный планетарный демультипликатор (понижающий редуктор), смонтированный сзади.

На коробках Mercedes PowerShift 3 активно поработали над минимизированием потери на трение. Для этого шестерни постоянного зацепления делителя обрабатывают так чисто, что кажется – ​их отполировали. В результате КПД в этом зацеплении достигает почти 0,99. Изменения коснулись и конструкции корпуса коробки передач. Внутри появились дополнительные отверстия и направляющие ребра для подачи масла к нуждающимся в интенсивной смазке подшипникам и шестерням. Благодаря этому, не понадобилось менять существующий маслонасос на насос большей производительности. Трансмиссионное масло – ​новое, синтетическое, низкой вязкости, которое тоже уменьшает потери мощности в коробке передач. Применяется особая система охлаждения масла в коробке.

Электроника рулит! А если надо, тормозит

И все же главное в коробках Mercedes PowerShift 3 – ​электроника, программы управления. И здесь есть не только выбор режима Drive program – ​экономичный (economy) или мощностной (power). «Актросы» нового поколения оснащают системой предусмотрительного управления силовой линией Predictive Powertrain Control (PPC), которая автоматически обеспечивает оптимальный скоростной режим на тех маршрутах, по которым автопоезд проезжал ранее. Такие системы сейчас есть у всех европейских автопроизводителей, например, I-See у Volvo Trucks. Но одной из первых опция РРС появилась именно у Daimler.

Все десять лет систему постоянно модернизируют, с каждым разом используется все более совершенная программа стратегии движения и переключения передач. Основной принцип – ​новая программа заставляет двигатель более интенсивно работать на «низах» диапазона оборотов. И, если необходимо, чаще переключаться. А это экономит топливо. Например, у КП Mercedes PowerShift 3 на первом варианте программы, при работе на холмистой трассе, использовалась система переключения передач в коробке 2-5-8-10-11-12, то есть осуществлялось шесть переключений, а после 2017 года, при новой программе переключений уже семь, но по более оптимальной схеме 2-5-7-9-10-11-12. При этом двигатели остаются в пределах диапазона 1000-1100 об/мин и машины легко преодолевают уклоны на высшей передаче. В программе РРС используется и режим свободного хода Ecoroll. Без участия водителя автопоезд идет с горы накатом, а потом, опять-таки автоматически, включается нужная передача, и он выходит на вершину подъема с минимальным расходом топлива. Самое современное поколение Predictive Powertrain Control учитывает не только топографию местности, но и направление дороги, а в определенных ситуациях и дорожные знаки. Система позволяет избежать ненужного торможения, ускорения и переключения передач. Благодаря нынешней PPC, Mercedes-Benz Actros, в сравнении с тягачами, не оборудованными подобной системой, экономит на автомагистралях до 3 % топлива. На отдельных загородных трассах экономия достигает 5 %.

Для топливной экономичности будет полезна и новая система оценки действий водителя Eco Driver Feedback, которая указывает на ошибки, помогает выбрать максимально экономичный стиль. Система телематики и удаленной диагностики FleetBoard Uptime отслеживает все, что происходит с автомобилем и водителем, которому выставляются оценки по 10-балльной системе. Результаты выводятся на дисплей Multimedia Cockpit, причем с ними может дистанционно ознакомиться и владелец грузовика. По стандартам специалистов компании Mercedes-Benz, оценка ниже 9,5 балла – ​повод отправить шофера на дополнительную стажировку.

Продолжение следует. Следите за публикациями

Читайте также:

Mercedes-Benz Actros L 1848 LS – еще комфортнее, еще умнее!

Что у него в кабине. Mercedes-Benz Actros L

Mercedes-Benz Actros L. Дорогой подарок заслуженному водителю

Останутся ли дизели Евро-6 на российских тягачах

Теперь нас можно читать и в Telegram 

Комментировать





Поделиться