Седельные тягачи и универсальные шасси МЗКТ
С возможным комфортом
Минский завод колесных тягачей обладает редкой технологией по изготовлению кабин из стеклопластика. Во времена СССР стеклопластиковые кабины делал только МАЗ (читай МЗКТ), а вслед за ним Курганский и Брянские автозаводы. Еще можно приплюсовать маленький заводик по производству спортивных кольцевых «Эстоний» в Таллине. Стеклопластик – легкий, прочный материал и совершенно не боится коррозии. Даже при всем трепетном отношении военных к консервации, со всяким пушсалом, силикагелем и заворачиванием деталей в промасленную бумагу, кабины МАЗ‑537 и МАЗ‑543, которые шли в запчасти, на складах стояли на открытых площадках. Собственно и сейчас кабины армейских автомобилей МЗКТ стеклопластиковые. Когда в начале 90-х Минский завод колесных тягачей начал осваивать производство в чистом виде гражданской продукции, то кабину для четырехосных самосвалов МЗКТ‑6515 8х4 брали от МАЗ‑6422 со спальником или дневную, короткую. Тогда из внешних отличий МЗКТ была только крупная надпись «ВОЛАТ» или «VOLAT» на облицовке. Однако завод пытался сделать и собственные кабины гражданского назначения, причем тоже стеклопластиковые. В конце 90-х был разработан полноприводный самосвал МЗКТ‑6525 6х6 капотной компоновки, у которого использовалась кабина МАЗ, но с интегральным стеклопластиковым оперением. В 2002 году для фактически этого же автомобиля разработали оригинальную стеклопластиковую кабину, грузовик назвали МЗКТ‑652511 6х6. Тот самосвал стилистически напоминал легендарный МАЗ‑525, на котором перекрывали плотинами ГЭС сибирские реки, и при этом выглядел достаточно современно. У кабины была четырехточечная подвеска на пружинных стойках, и даже со своим стабилизатором поперечной устойчивости. Из-за такой подвески пришлось оставить солидную щель между кабиной и капотом, которую планировали закрыть лабиринтным уплотнением. Почему в Минске тогда решили сделать «капотник»? В какой-то степени это был модный тренд того времени в России. Первые «капотники» с кабиной IVECO появились на УралАЗе, свой «капотник» показал и КАМАЗ. И потом, видимо, сказалось очарование «носастых американцев», которые стали распространены на наших дорогах. Наверняка, на основе этой стеклопластиковой кабины можно было сделать и бескапотную версию, но после премьеры в начале 2000-х годов Минский завод колесных тягачей больше ее не показывал. Очевидно, что малыми сериями выпускать такую кабину было дорого. Дешевле покупать на стороне, но… кто ее продаст? Мало желающих плодить конкурентов. Известно, как долго искали партнера по производству новых кабин УралАЗ, КрАЗ, КАМАЗ. В Минске МАЗ-МАН уже лет десять как отказался от немецких кабин, начав устанавливать кабины МАЗ‑5440.
Между тем, у Минского завода колесных тягачей есть автомобиль МЗКТ‑750001 шириной 2750 мм, то есть крановое шасси с оригинальной кабиной. Первая мысль, которая приходит при осмотре этой кабины – она не похожа на кабину МАЗ и, должно быть, сделана из стеклопластика, по военным технологиям. Однако, вопреки ожиданиям, эта кабина цельнометаллическая и изготовлена в КНР компанией Hubei Qixing Automobile Body Co., Ltd. То есть, немного (на 200-250 мм) расширить даже обычную «мазовскую» кабину – оказалось сложнее и дороже, чем покупать готовую китайскую. Видимо, сейчас для МЗКТ по цене и качеству нет альтернативы «мазовской» кабине. У МАЗ‑5440 была лучшая кабина тяжелого грузовика на постсоветском пространстве, но только до появления у Камского автозавода кабины Mercedes-Benz Axor на седельных тягачах КАМАЗ‑5490. Причем «мазовская» шире, чем у Axor, но в челнинской лучше отделка интерьера, где применяются панели Mercedes-Benz германского или турецкого производства. В итоге можно сказать, что они более-менее сопоставимы. Конечно же, совсем другой уровень у кабины Mercedes-Benz Actros четвертого поколения, той, что ставят на КАМАЗ‑54901. Однако для тягачей и строительной техники на шасси МЗКТ, кабины МАЗ‑5440 вполне достаточно.
Внешняя ширина 2460 мм близка к флагманским кабинам Mercedes-Benz Actros или MAN TGX, длина тоже вполне достаточная – 2150 мм, внутренняя высота – 1850 мм. Могли бы поднять потолок и выше, на крыше еще осталось место для спойлера. Спальные полки шириной 70 см, причем верхняя полка на газовых упорах. Но для МЗКТ применяют кабины и с одной нижней полкой, не самые высокие, а также короткие, дневные, без спальника. Тоннель двигателя возвышается над полом всего на 190 мм, пробираясь к спальнику, его не замечаешь. Между тем, еще при установке на МАЗ‑5440 мотора ЯМЗ‑650 было видно, что тоннель можно почти вообще убрать. У кабины мягкая, четырехточечная подвеска на пружинных стойках, довольно неплохая шумоизоляция. Кресла на пневмоподвеске, с высокой спинкой, удобные и со встроенными ремнями безопасности. У рулевой колонки есть регулировка угла наклона. Причем все детали интерьера сделаны в Белоруссии. Помнится, в декабре 2006 года несколько российских автожурналистов проехали за рулем тягачей МАЗ‑5440 из Минска в Брест. Машины тогда всем понравились. Очередной рестайлинг «мазовской» кабины провели в 2015-2016 годах. Но те автомобили МЗКТ, которые показывали сегодня, почему-то не с такой отделкой кабин. Баранка, как и прежде о двух спицах, в то время, как на МАЗах уже применяется четырехспицевая, с массивной накладкой в центре, можно предположить – под установку подушки безопасности. Панели обивки дверей, как и всей кабины, цельноформованные, с текстильной обивкой, а у МАЗа на дверях они той же формы и дизайна, но более практичные, пластмассовые. Панель приборов, пусть со спорным дизайном, но она была значительно лучше любой рестайлинговой «камазовской», хотя и не дотягивала до бюджетных иномарок. Пластик панели добротный, сверху мягкая накладка, а не «ГАЗелевская» жесткая пластмасса. Голого железа нет и в помине. В базовую комплектацию входят зеркала с подогревом, цифровой тахограф, магнитола с CD-плеером, солнцезащитная штора, преобразователь напряжения на 12 В с розетками. Возможны установка электростеклоподъемников и зеркал с электроуправлением, кондиционер, круиз-контроль и центральный замок, подогрев сидений. Между тем, все же видно, что отделка интерьера отстает от иномарок, в первую очередь, по панелям дверей, потолка, спальника. Особого изящества здесь не найти. Видимо, МЗКТ надо расширять набор опций, не ориентироваться только на те, что предлагает Минский автозавод. Но кабина сделана добротно, с этим не поспоришь. К примеру, на дверях применены двухконтурные резиновые уплотнители, которые надежно защищают от сквозняков. На многих грузовиках-иномарках ограничиваются одним рядом уплотнителя. Но теперь на МАЗе готовят к производству обновленные кабины, возможно на них интерьер будет лучше. При случае посмотрим.
В 2017 году на автомобилях Минского завода колесных тягачей начали устанавливать кабины МАЗ‑5440 с новым, разработанным именно для МЗКТ дизайном фасада и боковых обтекателей. Новый дизайн способствует узнаваемости «Волата», а впервые его продемонстрировали на тягаче МЗКТ‑750440. Разработал оригинальный экстерьер ведущий дизайнер МЗКТ Андрей Заболотный, который учился в Италии. На обычную «мазовскую» кабину устанавливали особую стеклопластиковую облицовку с надписью «VOLAT». Почему стеклопластик? Потому, что опыта работы с пластмассами специалистам МЗКТ не занимать. Рисунок решетки радиатора тоже не похож на «мазовский», на облицовке есть рельефные пластмассовые накладки обрамления, которые могут быть и металлизированными. Также со своей окантовкой блок-фары, установленные в бампере. Головная светотехника выполнена по четырехфарной схеме. Давно замечено, четыре лампочки всегда светят ярче, чем две… Сам бампер тоже разработан заново, он стальной, с декоративными накладками. Впереди две буксирных проушины. Оранжевая трубчатая дуга – это складная подножка для доступа водителя к лобовому стеклу. Снаружи кабины, над лобовым стеклом установлен противосолнечный козырек. На нем же смонтировали три стандартных желтых фонаря знака автопоезда и два светодиодных ходовых «огня». Кроме того, на крыше могут быть смонтированы оранжевые проблесковые маячки.
Оформление арок и крыльев не имеет ничего общего с МАЗами. Шины здесь широкие, с большим наружным диаметром, с «зубастым» протектором, грязь с дороги поднимают и раскидывают щедро. Поэтому используют крылья из толстой алюминиевой рифленки, которая не боится ни коррозии, ни ударов, ни морозов. Сзади кабины могут быть установлены пластиковые панели, которые закрывают какие-то элементы надстройки от дорожной грязи или снега. Между управляемыми передними осями и задней тележкой – пластиковые спойлеры, закрывающие воздушные ресиверы и прочее навесное оборудование. Но с экранами и внешний вид явно стал интереснее, а это тоже важно.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.