Опыт эксплуатации магистральных тягачей Volvo FH
Информация
По данным аналитического агентства «Автостат», в России зарегистрировано свыше 57 тысяч грузовиков Volvo FH. Большинство – седельные тягачи, импортированные официальным дистрибьютором. Преобладание машин со вторичного рынка Европы давно в прошлом, хотя заслуга «секонд-хенда» в популяризации шведской марки среди наших перевозчиков несомненна – в начале 2000-х годов подержанные тягачи пригоняли в нашу страну чуть ли не колоннами. Статистика по годам выпуска автомобилей очень четко отражает историю экономики постсоветской России, все всплески деловой активности и кризисы – как на ладони. Вот ажиотаж 2008 года, когда перевозчики пухли от денег и раскупали транспорт для удовлетворения спроса на доставку товаров столь же «распухших» торговцев всякой всячиной… А вот «разбитое корыто» в 2009-м – те жалкие 608 машин, полученные в начале года. Потом – провал спроса. Никто не брал даже «камазы», не говоря уже про Volvo. В 2011-2013 годах шведские автозапчасти вдруг перестали казаться нашим перевозчикам уж слишком дорогими, и они снова, как ни в чем ни бывало, потянулись в автосалоны за новой техникой с престижной косой полосой на облицовке передка. Украинская политическая катастрофа 2014-го и связанный с ней двукратный рост курсов валют мигом отрезвил любителей гусарского размаха – уже в следующем 2015-м статистика показала рекордный минимум продаж коммерческих автомобилей. В частности, Volvo FH этого года выпуска в России всего четыре сотни единиц. Но через пару лет возить грузы на «золотой» технике почему-то снова стало выгодно – 4659 поставленных на учет машин 2017 года выпуска тоже стали рекордом уже со знаком плюс. По регионам с большим отрывом лидируют Центральный и Северо-Западный федеральные округа, немало новых тягачей Volvo FH купили и в Поволжье.
Мнение
Павел Кузнецов,
индивидуальный предприниматель, Тульская область
– Наше предприятие занимается, в основном, магистральными автоперевозками. В парке 58 седельных тягачей, из них двадцать единиц – Volvo FH выпуска 2011-2017 годов. Все машины двухосные, с 12,8-литровыми двигателями мощностью 440-460 л.с. На более старших – механические коробки передач с ручным переключением, тягачи последних лет выпуска – с роботированными КП и высокими кабинами Globetrotter. Маршруты наших перевозок пролегают почти по всей России, заказчики – коммерческие предприятия. Грузы – самые разнообразные, для доставки которых мы используем и шторные полуприцепы, и изотермические с рефрижераторными установками, а также цистерны. К каждому тягачу может быть прикреплен как один, так и два водителя, но в рейс всегда выходит только один – пока сменщик отдыхает. Годовые пробеги сцепок составляют от 120 до 180 тыс. км, поэтому километраж машины набирают довольно быстро, регулярно требуя замены «расходных» запчастей.
Обслуживание и ремонт всех наших автомобилей с истекшим сроком заводской гарантии (помимо Volvo основу парка составляют тягачи Scania, а DAF и Renault – в меньшинстве) мы проводим самостоятельно. Приобрели все необходимое оборудование, включая сканеры для диагностики электронных систем, а персонал обучается в процессе работы. Да, бывают сложные моменты, когда поиск не встречавшейся ранее неисправности затягивается. Но в следующий раз механик уже без проблем справляется с аналогичным дефектом – благодаря ранее приобретенному опыту. Запчасти приобретаем, как оригинальные (когда в этом есть смысл), так и неоригинальные столь же высокого качества. В целом, детали для Volvo дороже, чем для крупнотоннажников большинства европейских марок, однако в долгосрочной перспективе – с учетом долговечности – шведские тягачи себя оправдывают. В чем мы убеждаемся, подсчитав эксплуатационные расходы через три-пять лет работы автомобиля.
Дорогостоящие узлы на тягачах Volvo ремонтировать или заменять практически не приходится – мы своевременно обновляем парк, не дожидаясь, когда машины начнут требовать крупных вложений. Наибольшие пробеги тягачей FH, при которых они у нас шли на продажу – около полутора миллионов километров без капремонта двигателя. Такие автомобили пользуются неплохим спросом на российском вторичном рынке и уходят по выгодной цене – это еще одно достоинство техники марки Volvo.
Навесное оборудование двигателей Volvo иногда заменять приходится. Например, долговечность топливной аппаратуры напрямую зависит от качества дизтоплива – заправляемся на проверенных АЗС. С коробками передач особых проблем не было. Комплекты сцепления служат, в среднем по 700-800 тыс. км, но не менее 500 тыс. км. Столь же долговечны шкворневые узлы передних осей – перебираем их после 600-700 тыс. км пробега. «Расходники» в ходовой части (шарниры рулевых тяг, сайлентблоки и пр.) могут потребовать замены чаще – через 250-400 тыс. км. По-прежнему проблемой грузовых автомобилей всех марок, включая Volvo, эксплуатируемых на российских дорогах, остается коррозия контактов электрооборудования. У нас были случаи выхода из строя электронных блоков на тягачах FH выпуска 2017 года – уже с первую же зиму после начала эксплуатации.
При выборе марок шин предпочитаем экспериментировать, поскольку качество продукции шинных заводов нестабильно. Модель, показавшая хороший пробег до износа, вовсе не обязательно покажет такие же результаты в следующей партии, купленной год-два спустя. Самые дорогие на рынке шины не покупаем – их долговечность не оправдывает высокую цену. В последнее время приобретаем шины среднего ценового диапазона марок BF Goodrich и Continental – на наших тягачах они служат до замены 180-200 тыс. км. Периодически берем на пробу недорогие шины китайских марок – они порой показывают неплохие для своей цены пробеги.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.