Многоосные вездеходы КАМАЗ-РИАТ
За 27 лет существования компании «РИАТ» из Набережных Челнов она стала безусловным лидером в производстве автомобилей-спецшасси для монтажа различных технологических надстроек используемых в нефтегазодобывающей отрасли России. Среди конкурентов «РИАТ» в этом направлении не больше и не меньше, как полноприводные Mercedes-Benz, MAN, IVECO, из отечественных – МЗКТ и «Урал». Особняком стоят американские грузовики – много технологического газового и нефтяного оборудования изготовлено именно в США и поставлялось еще в советское время, поэтому использовали шасси «американцев». Со временем изнашивались и автомобили, и надстройки, становилась актуальной замена шасси, модернизация оборудования. Так, в случае серьезной поломки автомобиля, стала практиковаться переустановка надстроек на вездеходное шасси другого производителя. Надстройка здесь – самое ценное. Особенность работы большинства установок, к примеру, по гидроразрыву пласта – рабочий процесс невозможно остановить даже кратковременно. Это все равно, что в работе металлургов – надо тоже довести «плавку» до конца. Поэтому крайне важна высокая надежность автомобильного шасси, на котором смонтирована вся технологическая установка. Порой на точке работает до 22 автомобилей со всевозможными надстройками и важна надежность каждого из них.
Один из новых проектов, разработанных компанией в 2019 году – четырехосное полноприводное шасси КАМАЗ-РИАТ‑65808 8х8 – носитель спецнадстроек ГРП и ГНКТ для нефтяников. Этот отечественный автомобиль по основным характеристикам и потребительским свойствам является достойной заменой лучшим вездеходам-иномаркам. При этом «риатовская» машина значительно дешевле. Здесь технически допустимая максимальная масса составляет 44 тонны, при том что снаряженная масса – 14500 кг. Другое многоосное шасси разработки 2019 года – это пятиосный КАМАЗ-РИАТ‑7330 с колесной формулой 10х8. Судя по цифре «7» в индексе модели, машина более тяжелая, рассчитанная на полную массу 50 тонн, и что очень важно – она в праве выезжать с грузом 20 тонн на дороги общего пользования без оформления спецразрешений.
Кроме четырех и пяти осей, другой внешний отличительный признак этих спецшасси – кабины. На КАМАЗ-РИАТ‑65808 8х8 устанавливают кабину Mercedes-Benz Axor, точнее – КАМАЗ‑5490 К4. И это, похоже, один из первых случаев применения кабины Axor на камазовском многооснике. Вообще самую первую машину 8х8 с кабиной КАМАЗ‑5490 К4 построили в 2018 году спортсмены из легендарной команды «КАМАЗ-Мастер» – на ней собрали гоночную техничку. На пятиоснике КАМАЗ-РИАТ‑7330 10х8 применяется «классическая» камазовская кабина. Разные кабины наиболее яркий «индикатор», понятный даже дилетантам, но, на самом деле, различий между КАМАЗ-РИАТ‑65808 и КАМАЗ-РИАТ‑7330 очень много еще и по применяемым агрегатам, а также узлам.
Кроме специализированных надстроек ориентированных на нефтедобывающую отрасль, на такие шасси возможна установка различных цистерн, автобетоносмесителей, а также производство самосвалов с колесной формулой и 8х8, и 10х8. В России такие полноприводные автомобили есть смысл использовать на начальном периоде строительства, когда еще нет дорог, на которых могли без надрыва работать обычные трехосники 6х4. Причем подобные шасси, в том числе и для самосвалов, успешно используют и в Европе. В частности – в Голландии, в аналогичном направлении работают фирмы Terberg и Ginaf, фактически, это в хорошем смысле слова «тюнинговые» подразделения DAF и Volvo. Многоосные полноприводные КАМАЗ-РИАТ‑65808 и КАМАЗ-РИАТ‑7330 можно успешно использовать в составе лесовозных или самосвальных автопоездов, седельных и балластных тягачей при буксировке тяжелых полуприцепов ориентированных на перевозку дорожно-строительной техники. Еще одно возможное применения четырехосного шасси, но с формулой 10х4 – это различные автокраны и автобетоносмесители. Особенно с учетом того, что при 20-тоннах груза «пятиосник» не подпадает под ограничения по осевой нагрузке на дорогах общего пользования. Осевая нагрузка получается около 6,5 тонн и эксплуатации грузовика не грозят штрафы.
Большое значение в продвижении КАМАЗ-РИАТ‑65808 8х8 и КАМАЗ-РИАТ‑7330 10х8 на российский рынок имеет развитая сервисная сеть по обслуживанию и ремонту. В данном случае автомобили получаются полноценно привязанными к обширнейшей КАМАЗовской сервисной сети, сервис двигателя осуществляют технические центры Cummins или КАМАЗ-Cummins, плюс сюда надо добавить и сеть «РИАТ». Одна из последних новинок в сервисе у компании «РИАТ» это дистанционное, выездное сервисное обслуживание, которое действует в радиусе 300 км от стационарного техцентра компании. Для ремонта и техобслуживания подвижного состава производства «РИАТ» специалисты выезжают на специальной «летучке», укомплектованной необходимым инструментом, диагностическим оборудованием, расходниками и запчастями.
Сейчас, когда запчасти привычных брендов исчезают из продажи, приходится разбираться в представленных аналогах. Автозапчасти MARSHALL – равноценная замена иностранным маркам.
Успешный опыт производства вакуумных насосов стал отправной точкой для дальнейшего развития насосного направления на заводе «КОММАШ Арзамас»
По каким направлениям ставки на перевозки грузов автотранспортом выросли или снизились сильнее всего для различных типов кузовов