Безопасность на дорогах. Кто виноват в ДТП? Часть I
Каждый год в России происходят крупные аварии с участием грузовиков и автобусов. И таких ДТП не единицы, и даже не десятки. Их – сотни… Происходят они в разных дорожных и погодных условиях, в разное время суток. В серьезные аварии попадают и новички, и опытные водители, на отечественных автомобилях и на иномарках. Но резонансными, с широким обсуждением в СМИ, эти ДТП становятся или из-за большого количества жертв, или из-за трагической абсурдности обстоятельств дорожного происшествия. Вот несколько из них, которые наверняка запомнили большинство читателей.
Самосвалы без тормозов и «взбесившийся» автобус
В июле 2013 года в районе подмосковного Подольска, на дороге, идущей под уклон, груженный щебнем самосвал КАМАЗ протаранил рейсовый ЛИАЗ. Автобус разорвало пополам. Погибли восемнадцать человек, около тридцати пассажиров оказались в больницах. За рулем КАМАЗа был гастарбайтер из Армении, но, между прочим, со стажем управления автомобилем более 15 лет. Первое, что сказал водитель, – отказали тормоза. А самосвал, мало того, что старый по годам и пробегу, еще и работал на транзитных номерах, принадлежал существующей только на бумаге организации… Здесь объяснений причин ДТП – просто на выбор, любую можно брать за основу.
В конце декабря 2017 года, в Москве в подземный переход станции метро «Славянский бульвар» въехал автобус ЛИАЗ. Тогда погибли четыре человека, еще 11 пострадали. Водитель заявил следователям, что причиной трагедии стали технические неполадки автобуса. При отъезде с остановки водитель поставил селектор автоматической коробки передач в положение «Драйв», снял машину со стояночного тормоза, но двигатель неожиданно увеличил обороты, и автобус вместо плавного трогания начал быстро разгоняться. Водитель нажал на тормозную педаль, но, по его словам, почувствовал, что торможения не происходит. Решив, что заклинила педаль «газа», он несколько раз нажал на нее в надежде разблокировать. Это не помогло.
СМИ приводили слова водителя:
«Тогда я нажал на педаль тормоза с прокачкой два раза. Встал с сиденья и, держась правой рукой за рулевое колесо, всем весом пытался давить на педаль ножного тормоза, а левой рукой пытался затормозить автобус стояночным тормозом, но автобус продолжал набирать скорость»… На вопрос, как могла произойти авария, он ответил: «Автобус взбесился».
Между тем, автобусы в подмосковном объединении «Мострансавто», особенно работающие по московским маршрутам, всегда не просто «свежие», а практически новые. «Взбесившемуся» ЛИАЗу‑5292.60 не было и двух лет! Водитель имел стаж с 1985 года, за рулем автобуса – с 1999-го. При этом более 10 лет отработал водителем-инструктором в Одинцовском ПАТП. На маршруте новый, современный автобус, за рулем опытный, трезвый, здоровый водитель с 30-летним стажем, а в результате четыре человека погибли…
В середине июня 2020 года в Челябинской области, на трассе М‑5 в Катав-Ивановском районе произошла страшная авария с двумя погибшими и шестью пострадавшими. Четырехосный самосвал Shaanxi, груженый щебнем, то есть грузовик полной массой не менее 40 тонн, протаранил пять автомобилей. Четыре легковых и среднетоннажный Hino 500. «Легковушки» оказались практически между молотом и наковальней – Shaanxi и Hino. Машины стояли у ремонтируемого участка дороги, ожидая, когда откроется проезд. «Китаец» шел сверху вниз по дороге с небольшим уклоном, и, судя по видео, будто и не пытался затормозить или уйти от столкновения на относительно свободную правую полосу. Первой под удар попала «Лада-Гранта» – ее просто смяло… Погиб водитель и его жена. Далее стоял автомобиль ВАЗ‑2114. Водителю невероятно повезло, машина – в утиль, а он, к счастью, получил лишь ушибы и небольшие травмы. Не подлежит восстановлению и «Рено-Сандеро». Сравнительно удачно обошлась эта авария для «Ауди-Q7». Судя по фотографиям с места происшествия, ее можно восстановить, и люди, видимо, пострадали меньше. Жуткая авария… Не дай бог оказаться не только участником, но даже и свидетелем такого ДТП.
За комментариями мы обратились в Управлении ГИБДД по Челябинской области. Нам ответили, что идет следствие, проводится автотехническая экспертиза, что стаж водителя грузовика 17 лет, на момент аварии он был трезв, у него не случилось ни инфаркта, ни инсульта, ни внезапного помутнения сознания.
А вот что водитель рассказывает про причину ДТП:
«Вез щебень, все нормально было. Там дальше идет затяжной спуск, я спускался на горном тормозе и притормаживал. Больше половины спуска уже проехал, и под конец в один момент у меня воздух просто закончился, перестал работать горный тормоз. Я начал торможение. Задействовал и ручной тормоз, и двигателем тормозил. Воздух закончился, а там от воздуха все работает: и сцепление, и переключение на пониженную, и на повышенную передачу. Я предпринял все попытки, чтобы остановить машину. У меня паника началась. Я в рацию кричал, может, кто ускорится на мосту, если меня услышит. В общем, так все и произошло. Отказ тормозной системы. Я был трезв, не был утомлен, солнце не слепило. Либо произошла утечка воздуха, либо перестал воздух поступать. Я не знаю…».
Три разных ДТП, с тремя разными автомобилями, с тремя водителями. Но есть ли какие-то закономерности, объединяющие эти аварии? Сегодня пробуем разобраться в популярном утверждении, что во всем виноваты плохие дороги.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.
Покупка шин – одна из самых затратных статей любого автотранспортного предприятия или эксплуатирующей организации. От их характеристик, качества и ресурса зависит эффективность перевозок. При выборе шин во главу угла ставится стоимость километра их пробега