Что привлекает перевозчиков в подержанных автобусах – мнение эксперта
О текущем состоянии рынка и перспективах его развития рассказывает Александр Анкушин, руководитель отдела по работе со средним корпоративным бизнесом ГК «Альфа-Лизинг».
Ключевой фактор
Продажи новых автобусов в январе 2025 года снизились на 45,9 % по сравнению с январем 2024 года. В тоже время автобусов с пробегом было реализовано на 78,9 % больше. Среди автобусной техники с пробегом лидируют ПАЗ (доля рынка 48,2 %) и НЕФАЗ (11,8 %). Что же привлекает автоперевозчиков в автобусах с пробегом?
Рынок автобусных перевозок претерпевает структурные изменения. В 2024 году были достигнуты рекордные показатели реализации – около 19 000 единиц новой техники. Общий объем превысил результаты 2023 года на 15 %. Начало 2025 года демонстрирует принципиально иной тренд. На рынке автобусов с пробегом еще в прошлом году был зафиксирован значительный прирост – реализовано 20 300 единиц транспорта, что превысило показатели 2023 года на 29 %.
Ключевой фактор сокращения закупок новых автобусов – уменьшение финансирования государственных программ. Объем выделенных бюджетных средств сократился приблизительно в 10 раз относительно предыдущего периода, и в 2025 году их хватит на покупку не более 1000 автобусов. Значимым препятствием стало увеличение ключевой ставки до 21%. Данное обстоятельство обусловило удорожание кредитных и лизинговых инструментов, существенно ограничив их доступность для транспортных предприятий. В результате, возможности автопарков по обновлению новыми автобусами снизились.
Рациональная альтернатива
Дополнительным фактором выступает увеличение утилизационного сбора и ужесточение сертификационных требований к импортируемой технике. Эти нормативные изменения повысили стоимость автобусов, особенно зарубежного производства. В комбинации с ожидаемым повышением налоговой нагрузки в 2025 году формируются дополнительные ограничения для рынка. В текущих экономических условиях автобусы с пробегом представляют рациональную альтернативу. Основное ее преимущество – экономическая эффективность. Ценовые параметры такой техники существенно ниже, при этом качественно обслуженная техника сохраняет значительную часть эксплуатационного ресурса.
Наибольшим спросом пользуются автобусы ПАЗ. В 2024 году реализовано 8900 единиц, что составляет 44 % от совокупного объема продаж автобусов с пробегом. Наиболее востребованы модели 3205 (3900 ед.) и 3204 (3300 ед.). Их популярность обусловлена техническими характеристиками и ремонтопригодностью. Лидирующие позиции также занимают ЛиАЗ (2200 ед.), НЕФАЗ (1300 ед.), Hyundai (1100 ед.) и МАЗ (1000 ед.).
Несмотря на финансовые ограничения, действуют определенные механизмы государственной поддержки. Национальный проект «Инфраструктура для жизни» и федеральная программа «Развитие общественного транспорта» предусматривают обновление примерно 30 тысяч автобусов к 2030 году. В 2025 году функционируют программы льготного лизинга с бюджетом 11 млрд рублей. Сохраняются механизмы стимулирования для газомоторной техники и электробусов. Однако масштаб данных мер недостаточен для поддержания рыночной динамики 2024 года.
Аналитические прогнозы указывают на возможное сокращение рынка новых автобусов на 25-40 % в 2025 году. Средний эксплуатационный возраст автобусной техники в регионах достигает 17 лет, что свидетельствует о необходимости обновления парка. Однако краткосрочная потребность будет закрываться преимущественно техникой с пробегом. К 2027-2030 годам прогнозируется восстановление спроса на новую технику, преимущественно в сегменте общественного транспорта. Перспективные направления развития отрасли связаны с расширением применения газомоторных и электрических транспортных средств.
Читайте также:
Как уберечь от досадных поломок один из самых дорогостоящих агрегатов любой техники – двигатель, и выжать из него максимальный ресурс? Правильно эксплуатировать, использовать качественное топливо и заливать хорошее, проверенное моторное масло.
Почему новые LCV стали чаще приобретать частники. Мнение эксперта
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» завершают совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W 40, предназначенного для двигателей автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе