Новые моторы Scania V8. Увеличивая мощность, экономим топливо
Достичь противоречивых целей
Сегодня, когда будущее электрифицированного транспорта является приоритетным вопросом, мир, уверены в компании Scania, по-прежнему зависит от грузоперевозок с использованием техники, работающей на двигателях внутреннего сгорания. Именно поэтому новой линейке моторов Scania V8 отводится очень важная роль.
«Экономия топлива имеет большое значение как в долгосрочной перспективе для климата, так и сейчас для перевозчика. В процессе перехода на транспорт без применения ископаемого топлива мы должны сделать все возможное, чтобы улучшить сегодняшние решения», – говорит Александр Власкамп, исполнительный вице-президент, руководитель отдела продаж и маркетинга Scania.
В линейке четыре новых двигателя разной мощности: 530, 590, 660 и 770 л. с. За счет двухступенчатого впрыска AdBlue, когда первая доза поступает в очень горячий поток сразу после горного тормоза, улучшается испарение при работе с низкой нагрузкой. Это означает, что новые моторы V8 соответствуют требованиям экологического стандарта Евро-6, который вступит в силу в 2021 году. Двигатели обновленной линейки оснащены новым топливным насосом высокого давления с индивидуальным управлением насосными элементами (AIM, активный входной дозатор). Для увеличения времени безотказной работы и повышения производительности общее управление давлением и впуском улучшено с помощью усовершенствованной системы диагностики. Новый насос также оптимизирован для минимизации расхода моторного масла. Кроме того, повышены степень сжатия и максимальное давление в цилиндре для дальнейшего улучшения полноты сгорания смеси и увеличения топливной экономичности.
Одна из важнейших задач при проектировании высокоэффективных двигателей – снижение внутреннего трения. За счет сокращения внутренних потерь удалось достичь существенных результатов. Одной из альтернатив является использование более эффективных современных масел пониженной вязкости. Но одних только улучшений, достигнутых при переходе на масло длительного срока службы, в последние годы недостаточно. Сам двигатель также должен быть разработан с учетом новых возможностей.
«Для повышения давления и выходной мощности необходимо, чтобы несколько компонентов двигателя, включая шестерни, поршни, кольца, головки цилиндров и клапаны, были усовершенствованы и усилены, – прокомментировал Горан Линд, главный инженер по двигателям Scania V8. – Это требует тонкой настройки с целью снижения внутренних потерь, тем более что мы также хотели увеличить интервалы технического обслуживания и повысить долговечность. И я могу с гордостью сказать, что достичь этих несколько противоречивых целей удалось».
Один из представителей нового семейства – DC16 123 мощностью 770 л. с. пришел на смену предыдущему флагманскому 730-сильному двигателю. Отличия между ними заключается в том, что новый мотор построен на той же платформе, что и остальные двигатели линейки, и обеспечивает стабильно высокий уровень надежности.
«Разница здесь очевидна. Увеличение мощности сочетается с экономией топлива, чего мы достигли благодаря внедрению новых технологий, – говорит Горан Линд. – Двигатель имеет систему селективного каталитического восстановления (SCR), надежный турбокомпрессор с фиксированной геометрией и такой же однорядный выпускной коллектор, как и у трех других моторов V8».
Упрощение и даже удаление некоторых тяжелых компонентов обеспечило снижение веса до 75 кг по сравнению с предшественником. Еще одно новшество заключается в том, что для повышения приемистости двигатель мощностью 770 л. с. имеет уникальный турбокомпрессор фиксированной геометрии с шарикоподшипниками, а не с обычными подшипниками скольжения.
Способность экономить
Кроме того, Scania разработала и новую линейку коробок передач с системой Scania Opticruise, которые постепенно заменят все существующие ныне агрегаты. Первую из них – G33CM, будут поставлять в сочетании с обновленными V8, а также с 13-литровыми двигателями мощностью 500 и 540 л. с.
«Новые коробки передач усовершенствованы для повышения эффективности и экологичности автомобильного транспорта в ближайшее десятилетие. Ключевая особенность – более широкий диапазон передаточных чисел. Это делает их подходящими для наших двигателей с низкими оборотами, которые отличаются плавностью и скоростью переключения передач, а также сниженным расходом топлива», – поясняет Александр Власкамп.
Главная особенность новых КП заключается в способности экономить топливо. При их проектировании инженерам Scania удалось, как минимум, на 50 % сократить внутренние потери на трение за счет полировки шестерен, использования масла MTF с низкой вязкостью и размещения основного объема масла в отдельном резервуаре, расположенном в верхней части коробки передач. Поскольку шестерни не погружены в масло постоянно, уменьшается разбрызгивание, а значит, снижаются потери. Для предотвращения износа и для улучшенного охлаждения и смазки деталей зоны зацепления зубчатых пар снабжают дополнительным маслом через распылительные трубки.
Коробка G33CM примерно на 60 кг легче нынешних, в основном за счет полностью алюминиевого корпуса и уменьшенного размера. Еще одно важное преимущество – снижение уровня шума в среднем до 3,5 дБ в соответствии с будущими нормативными требованиями. За счет использования всего лишь двух, а не семи синхронизаторов между ступенями делителя и рядами демультипликатора, новые коробки стали короче и прочнее, чем, например, коробка передач Scania GRS905. Валы способны выдерживать больший крутящий момент. Кроме того, установлены шестерни с немного расширенными зубьями. Они более долговечны и способны выдерживать значительную нагрузку. Отказ от синхронизаторов также повышает требования к системе управления коробкой и общей стратегии переключения передач. Поэтому электронные компоненты полностью обновлены, они управляют новыми пневматическими приводами и тормозами трех валов, которые необходимы для быстрого, плавного и четкого переключения передач.
Инженеры Scania применили новый подход к движению задним ходом. В большинстве коробок передач включение заднего хода означает, что отдельное зубчатое колесо вращает ведущий вал в обратном направлении. В новых коробках используется другой способ. Планетарное зацепление на ведомом валу, а реверсирование осуществляется за счет блокировки водила планетарного механизма. Такое решение позволяет иметь восемь передач для движения задним ходом на скорости до 54 км/ч (опция). Это может пригодиться, например, самосвалам на стройплощадках или в тоннелях, когда приходится ездить задним ходом на довольно большие расстояния.
Интервалы замены масла увеличены благодаря высокой точности изготовления, использованию масляных фильтров увеличенного объема и исключительно качественного масла. Что касается возможностей отбора мощности (коробка отбора мощности, КОМ), то новый модельный ряд отличается множеством интеллектуальных решений, разработанных исходя из потребностей клиентов, независимо от области применения техники. Будет доступен ряд из девяти КОМ, которые характеризуются повышенной производительностью, меньшими потерями на трение и большой гибкостью за счет модульности конструкции. Механизмы отбора мощности EG приводятся в действие непосредственно промежуточным валом, и смазываются под давлением. Новый механический интерфейс коробки передач с принудительной смазкой позволяет приводить в действие более мощное оборудование, например, гидравлические насосы.
Подводя итоги
Леонид Ткачик,
директор по продажам грузовых автомобилей ООО «Скания-Русь»
– Одна из главных особенностей новых агрегатов – способность экономить топливо. Общая экономия при одновременном использовании новых двигателей и коробок может достигать 6 %. Сегодня, приобретая грузовую технику и дополнительные услуги, будущий владелец заранее просчитывает экономику владения автопарком. Так как топливо занимает одну из первых строчек расходов транспортных компаний, экономические показатели очень важны. Экономия топлива имеет большое значение и для будущего окружающей среды.
Первые модели с системой Scania Opticruise на базе коробки передач G33CM будут выпущены в четвертом квартале 2020 года и доступны для экологического класса Евро-6. В России обновленные агрегаты появятся по запросу рынка и после прохождения сертификации в соответствии с требованием законодательства.
Менеджер отдела карьерной техники ООО «Скания-Русь» о карьерных самосвалах серий Odin и Hagen. Смотрите и слушайте
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Компания «Кистоун Авто», образованная в 2021 году, представила различные шасси и грузовые автомобили китайского производства, которые она предлагает в России под маркой Altai. Модельный ряд включает в себя грузовики с максимальной разрешенной массой от 3,5 до 50 тонн и 120 тонный автопоезд
Преимуществами запасных частей Haffen являются их идентичность оригинальным компонентам и ряд технических решений, которые облегчают ремонт дизелей Cummins, делают его менее затратным