Моторные масла Евро-5
Мнения
Мария Болталина
руководитель отдела технической поддержки ООО «Шелл Нефть»
Еще российский рынок не успел привыкнуть к Евро-4, как уже возникла необходимость переходить на Евро-5, а Европа уже готова запустить стандарт Евро-6. Применение различных систем снижения токсичности выхлопных газов всегда находится в жесткой связке с экологическими требованиями к составу и концентрации различных вредных веществ в отработавших газах. Основные компоненты, от которых необходимо избавиться в выхлопе, это частицы сажи и окислы азота, образующиеся при сгорании топлива. Окислы азота «любят» высокую температуру, и чтобы снизить их количество, необходимо понизить ее, например, направив часть отработавших газов на впуск, предварительно «прогнав» их через интеркулер. Такие системы носят название системы рециркуляции выхлопных газов, или сокращенно EGR. Использование EGR было первым шагом в установлении стандарта Евро-4. Однако снижение температур на выходе сопровождалось повышением количества частиц сажи, образующихся при сгорании топлива. Для отсеивания сажи устанавливают сажевые фильтры (или DPF) или используют технологию впрыска солярки при сверхвысоком давлении, способствующую максимальному сгоранию топлива с образованием очень малого количества сажи в отработавших газах. Эта технология получила название XP (eXtra high-Pressure Injection). Она позволила избежать установки дополнительного оборудования для очистки выхлопных газов. Комбинирование систем EGR+ DPF или EGR + XP обеспечивает эффективное снижение концентрации токсичных веществ в отработавших газах до уровня Евро-5. Конечно, это не единственный путь, выбранный автопроизводителями, и ряд из них пошел по пути «с точностью до наоборот», сфокусировавшись, в первую очередь, на снижении количества сажи в отработавших газах при сгорании топлива. Однако этот способ повлек за собой рост концентрации окислов азота, что вызвало необходимость применять специальные катализаторы для их нейтрализации, например, катализаторы селективной очистки, или SCR (Selective Reduction Catalyst). Разработанные на сегодняшний день системы различны и довольно сложны, однако принцип одинаков и состоит в превращении окислов азота в азот в присутствии раствора аммиака, который, в свою очередь, получается при впрыске раствора мочевины (торговое название AdBlue). Таким образом, автопроизводители выбирают свой путь в достижении требуемых норм токсичности, разрабатывая различные типы катализаторов и применяя разные последовательности очищения отработавших газов от окислов азота и сажи. При этом еще более жесткие нормы Евро-6 потребовали от многих производителей применения дополнительных систем, даже если ранее они не использовали их для достижения уровня Евро-5, поэтому значительная часть автопроизводителей в гонке за Евро-6 использует целую цепочку из систем очистки (EGR+DPF+SRC) при наличии различных дополнительных датчиков контроля. Это делает систему очистки чрезвычайно чувствительной к качеству и составу как топлива, так и моторного масла.
Например, сера вызывает деактивацию катализаторов, отравление SCR катализатора и блокировку сажевого фильтра. Фосфор вызывает отравление катализаторов и выводит из строя датчики окислов азота. Зольные элементы, остающиеся в продуктах сгорания моторного масла, блокируют сажевый фильтр без дальнейшей возможности его регенерации, при этом вызывая отравление датчиков окислов азота. При наличии на рынке топлива с низким содержанием серы (до 10 ppm) на работу всех систем доочистки может влиять и состав моторного масла.
Рассмотрим состав моторного масла и его влияние на работу систем доочистки более внимательно. Сера является, как правило, компонентом противоизносных и антиокислительных присадок в моторном масле, к тому же содержится в базовых минеральных маслах первой группы API, что ограничивает их применение в рецептурах моторных масел, безопасных для систем доочистки. Фосфор также является компонентом противоизносных и антиокислительных присадок. И, наконец, зольность моторного масла обуславливается количеством металлсодержащих моюще-диспергирующих присадок (содержащих кальций и магний) и противоизносных присадок (содержащих цинк и молибден). Наличие этих ограничений привело к разработке специальных групп моторных масел в спецификациях ACEA и API, безопасных для различных систем доочистки отработавших газов. Такие группы моторных масел имеют название Low SAPS и отличаются пониженным содержанием элементов серы, фосфора и низким уровнем сульфатной зольности. При этом данные группы моторных масел должны по-прежнему эффективно защищать от износа, предотвращать образование продуктов окисления, препятствовать образованию различных отложений и одновременно обеспечивать возможность использования длительного межсменного интервала обслуживания.
Большинство автопроизводителей в своих требованиях к моторному маслу, отвечающему жестким экологическим требованиям Евро-5, опираются на стандарты ACEA E6 (с возможностью использования продленного интервала замены масла) и ACEA E9 (использование стандартного интервала замены масла). Есть и исключения: например, требования спецификации LDF-3 компании Scania допускают по своему химическому составу (ограничения только по элементам серы и фосфора) использовать моторные масла стандарта ACEA E4. Это связано с решением Scania фокусироваться на более длительном межсменном интервале обслуживания, а не на обеспечении только безопасной работы сажевого фильтра. По решению Scania обеспечение норм LDF-3 на моторных маслах, отвечающих стандарту ACEA E6, невозможно. Таким образом, используемый комплекс систем нейтрализации, или система нейтрализации выхлопных газов, определяет промышленные стандарты для моторных масел для дальнейшего использования, а значит, и выбор масла. Как правило, все моторные масла Low SAPS разработаны для надежной защиты этих систем.
Моторные масла Shell Rimula разрабатываются в тесном партнерстве с ведущими европейскими производителями, такими, как, например, MAN и Mercedes-Benz. Для обозначения специальной группы моторных масел «Шелл», безопасных для работы дополнительного оборудования очистки отработавших газов до требуемых норм (Евро-4, Евро-5 или Евро-6), в названии продуктов применяется буква «L»: Rimula R4 L 15w-40; Rimula R5 LM 10w-40; Rimula R5 LE 10w-30; Rimula R6 LM 10w-40 и Rimula R6 LME 5w-30. Линейка моторных масел Shell Rimula NG специально разработана для газовых двигателей мобильной техники (в первую очередь, коммунальная техника, автобусы). Универсальное масло Shell Rimula R6LM разработано как для газовых, так и для дизельных двигателей.
Анна Бурлакова
специалист по ценообразованию и маркетингу ООО «Мерседес-Бенц Тракс Восток»
Компания «Мерседес-Бенц» использует для грузовых автомобилей и автобусов, реализуемых в России, двигатели, соответствующие нормам Евро-5, с системой нейтрализации выхлопных газов Adblue (SCR). По нашему мнению, данная система нейтрализации наиболее подходит для российских условий эксплуатации. Поскольку современные, экологически чистые моторы есть строго выверенный и точно настроенный механизм, то для ДВС экологического стандарта Евро-5 мы рекомендуем применять только оригинальное масло «Мерседес-Бенц». Именно оно обладает необходимыми свойствами и качествами, обеспечивающими безотказную работу силового агрегата, длительный срок эксплуатации, низкий расход дизельного топлива.
Алексей Исаченков
технический специалист компании Liqui Moly RUS
В последние годы на вторичном рынке автотранспортных средств все больше и больше появляется автомобилей, соответствующих экологическому стандарту Евро-5. При покупке такого грузовика или автобуса и его последующего обслуживания необходимо учитывать целый ряд параметров, основной из которых – тип используемой системы нейтрализации выхлопных газов. Именно в вопросе использования технических решений для обеспечения соответствия требований Евро-5 между производителями автомобилей наблюдаются самые большие разногласия. Одни автозаводы делают ставку на использование систем селективной нейтрализации отработавших газов (SCR) на основе применения специального раствора мочевины (AdBlue), другие же делают упор на применение различных вариантов сажевых фильтров (DPF, RPF, CSPF, PM-KAT® и т. д.). Причем у некоторых производителей грузовиков и автобусов параллельно в производстве присутствуют автомобили с обоими вариантами систем нейтрализации. Яркий пример такого подхода – грузовики Mercedes-Benz Actros, выпускающиеся с 2009 года. Автомобили этой серии параллельно выпускались как с сажевыми фильтрами, так и системой нейтрализации SCR.
При выборе моторного масла для таких автомобилей следует, в первую очередь, выяснить, какая именно система нейтрализации установлена на конкретном автомобиле. Если транспортная компания приобрела автомобиль с сажевым фильтром (DPF), то к выбору моторного масла следует отнестись с максимальной серьезностью, так как именно такие грузовики требуют применения только моторных масел, отвечающих самым жестким европейским требованиям ACEA E6 и ACEA E9 или аналогичным американским требованиям API CJ-4. Это категории масел с жестко ограниченным параметром сульфатной зольности и низким содержанием фосфора и серы (Low SAPS) – их еще довольно часто называют «малозольными». В противном случае (при использовании несоответствующих сортов масла) транспортная компания рискует существенно сократить ресурс дорогостоящего сажевого фильтра – от 30 до 50%. Чтобы расставить точки над «и», ответим на вопрос: какая может быть связь между моторным маслом и системой очистки выхлопа? Проблема в данном случае кроется в том, что по современным экологическим требованиям картерные газы, содержащие мельчайшие частицы моторного масла, обязаны направляться на дожиг в цилиндры, соответственно, продукты горения масла оттуда попадают в систему выхлопа. То есть от химического состава несгоревших остатков масла, которые попадают в сажевый фильтр, будет зависеть его ресурс!
Помимо выбора моторного масла при эксплуатации автомобилей с такими системами очистки выхлопа придется еще и очень серьезно относиться к выбору АЗС, на которой заправляются грузовики. Как показали многочисленные исследования, проведенные специалистами нашей компании, эксплуатация грузовиков на топливе с повышенным содержанием серы негативно отразится не только на ресурсе сажевого фильтра, но и на ресурсе «малозольного» масла. Так, по стандарту API масла категории CJ-4 не рекомендуются к применению в случае использования топлива с содержанием серы свыше 500 ppm, а максимальные интервалы замены возможны только на топливе с содержанием серы 15 ppm. Так или иначе, практически все производители автомобилей жестко привязывают интервалы замены масла к сернистости топлива: чем выше сернистость, тем чаще нужно менять масло.
Компания Liqui Moly специально для двигателей с сажевыми фильтрами выпускает линейку грузовых моторных масел Top Tec Truck. Масла этой линейки имеют именные допуски ведущих производителей грузовых автомобилей: Mercedes-Benz, MAN, Volvo, Renault Trucks, Scania. На сегодняшний день в эту линейку входят четыре сорта масел, которые позволяют обеспечить высокую надежность эксплуатации двигателя и увеличение срока службы современных дорогостоящих сажевых фильтров DPF. Первый продукт линейки – Top Tec Truck 4050 10W-40, малозольное (Low SAPS) моторное масло для всесезонного применения в современных дизельных двигателях широкого круга европейских производителей автомобилей. Соответствует требованиям ACEA E6 и позволяет обеспечить высокий уровень защиты двигателя. Второй –Top Tec Truck 4250 5W-30, малозольное (Low SAPS) моторное масло для всесезонного применения в современных дизельных двигателях европейских производителей автомобилей. Соответствует требованиям ACEA E6. Дополнительно обладает улучшенными низкотемпературными и ярко выраженными энергосберегающими свойствами, при сохранении отличного уровня защиты от износа. Третий – Top Tec Truck 4350 5W-30, малозольное (Low SAPS) моторное масло, предназначенное для самого широкого круга автомобилей как европейского, так и азиатского, и американского производства. Отвечает современным международным требованиям ACEA E6/E9, API CJ-4 и JASO DH-2, обеспечивает замечательную защиту от износа и высокий уровень экономии топлива. И, наконец, четвертый – Top Tec Truck 4450 15W-40, малозольное (Low SAPS) моторное масло, предназначенное, в первую очередь, для широкого круга автомобилей азиатского и американского производства. Также может применяться и в европейских автомобилях, допускающих использование масел соответствующих спецификаций. Отвечает современным международным требованиям ACEA E6/E9, API CJ-4 и JASO DH-2. Обеспечивает защиту от износа, в том числе в условиях повышенных температур.
Если приобретаемый компанией-перевозчиком грузовик оснащен системой селективной нейтрализации отработавших газов (SCR) на основе применения раствора мочевины (AdBlue), то вопрос с выбором моторного масла может немного упроститься. Большинство автомобилей с такой системой очистки выхлопных газов менее требовательны к «малозольности» масла и помимо перечисленных выше категорий ACEA E6 и Е9 допускают применение масел категорий ACEA E7 и Е4, а значит, становятся доступны увеличенные интервалы замены масла не только на сверхмалосернистом топливе. Правда, как всегда, у медали есть две стороны, и расплачиваться за меньшую привередливость грузовика к маслу и топливу приходится покупкой специального раствора мочевины (AdBlue) и очень внимательным отношением к системе ее дозирования. Из ассортимента компании Liqui Moly для таких автомобилей можно рекомендовать линейку специальных масел для грузовых автомобилей, рассчитанную на максимальные интервалы замены, Langzeit. Как и масла Top Tec Truck, масла линейки Langzeit обладают целым набором именных допусков ведущих производителей автомобилей. На сегодняшний день в данной линейке два сорта масла, рассчитанных в соответствии с требованиями АСЕА Е4 на эксплуатацию грузовиков с максимальными межсервисными интервалами.
Первый продукт линейки – LKW-Langzeit-Motoroil 10W-40 Basic. Моторное масло для всесезонного применения в современных дизельных двигателях широкого круга европейских производителей автомобилей. Соответствует высоким требованиям ACEA E4/Е7 и позволяет обеспечить высокий уровень защиты двигателя даже при максимальных интервалах замены. Второй продукт – Langzeit-Motoroil Truck FE 5W-30 – моторное масло для всесезонного применения в современных дизельных двигателях европейских производителей автомобилей. Соответствует требованиям ACEA E4/Е7 для обеспечения максимальных межсервисных интервалов. Дополнительно обладает улучшенными низкотемпературными и ярко выраженными энергосберегающими свойствами.
При эксплуатации грузовиков и автобусов, оборудованных системой очистки выхлопа на основе AdBlue с умеренными межсервисными интервалами, список рекомендуемых масел можно дополнительно расширить маслами, соответствующими требованиям категории АСЕА Е7: LKW-Leichtlauf-Motoroil 10W-40 Basic и Touring High Tech Super SHPD 15W-40.
Упомяну еще одну категорию автомобилей с высокими экологическими показателями – ТС рассчитанные на эксплуатацию на газовом топливе. Выбор масел для таких автомобилей тоже достаточно специфичен – не все масла подойдут такому двигателю, и виной тому особенности процесса сгорания газо-воздушной смеси. Для применения в таких двигателях подходят масла с жестко ограниченным параметром сульфатной зольности, что при выборе масла «роднит» их с грузовиками, оснащенными сажевыми фильтрами.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Где и сколько стоит топливо: 25 ноября
Грузовики с эмблемой в виде двух ласточек (а были это самосвалы) появились в нашей стране два десятка лет назад. В последние годы стали активно завозить седельные тягачи GX и KX. Серия GX – не только топовая модель Dongfeng, но и машина, практически полностью сделанная на заводах китайского производителя