Как сэкономить на топливе?
Самый-самый
Инженеры Daimler для установки рекорда экономичности (на полигоне в городе Нардо) выбрали Mercedes-Benz Actros 1844 LS BlueTec 5 со стандартной кабиной. Данная модель является одной из самых популярных в семействе Actros. Даже стандартная версия Actros 1844 с двигателем Евро-5 (рабочий объем 11,9 литров, 435 л. с., крутящий момент 2100 Н.м) соответствует жестким требованиям, предъявляемым автоперевозчиками к тягачу. Помимо экономичного двигателя, новый Actros оснащается в штатной комплектации коробкой передач Mercedes PowerShift, которая, как мы уже упоминали выше, вносит свой весомый вклад в повышение топливной экономичности авто.
По мнению специалистов компании Volvo, самый экономичный тягач в линейке фирмы FH13 42Т. Он комплектуется двигателем D13A в исполнении 400 или 440 л. с., 12-ступенчатой коробкой передач I-shift со специальной программой «оптимизированное переключение передач для топливной экономичности», ведущим мостом 13/44 (13 тонн грузоподъемности, 44 тонны полная масса автопоезда) и главной передачей с передаточным отношением i = 2,85. Редуктор с i = 2,64 рекомендован при эксплуатации автопоезда по очень ровным дорогам, при этом мощность двигателя должна быть 440–520 л. с. Грузовик комплектуется шинами Michelin XZA/XDA 315/70 R22,5.
В предлагаемый к тягачу аэродинамический пакет входят верхний и боковые спойлеры кабины, обтекатель, монтируемый под передний бампер, «юбка» на шасси. Для машин, работающих в России, из полного комплекта рекомендуется устанавливать только верхний и боковой спойлер кабины. Примерная экономия топлива достигает 2%.
По мнению ООО «МАН Автомобили Россия», самый экономичный как по стоимости, так и по эксплуатационным расходам тягач – TGA 19.350 4×2 BLS-WW с кабиной L. Он комплектуется дизелем D2066 LF03 (Евро-3) мощностью 350 лошадиных сил и крутящим моментом 1750 Н.м, с которым агрегатирована коробка передач ZF 16S222DD. Гипоидный мост имеет передаточное отношение I = 3,08. На стандартных машинах устанавливаются только спойлеры на крыше. Полный аэропакет состоит из спойлера и обтекателей на крыше, боковых спойлеров, открываемых для доступа к рабочей платформе. Полный аэропакет стоит около €2000 с НДС. Экономия топлива может достигать 2%.
Фирма Renault выделяет из линейки своей продукции тягач Renault Premium 380 (Евро-3). На них возможна установка верхнего спойлера, благодаря которому можно экономить около 0,5 литра топлива на 100 км. Стоимость верхнего спойлера для Premium Vostok при заказе с автомобилем составляет 56 000 рублей с НДС. При заказе отдельно – 96 755 руб. с НДС. Если установлен верхний спойлер и боковые обтекатели топливных баков, то экономия топлива может составлять до 1,5 литров на каждой сотне километров. Последние цифры актуальны для «Восток-3» с двигателем DXi 11, мощностью 380 л. с.
Самый экономичный по стоимости и эксплуатационным расходам седельный тягач Scania, предлагаемый на рынке РФ – это P340LA4x2HNA New Griffin. Все магистральные седельные тягачи Scania укомплектованы полным комплектом аэродинмических спойлеров (верхним и боковыми). Дополнительно могут быть установлены боковые обтекатели шасси и эластичные расширители боковых спойлеров. При этом экономия топлива составляет 1,5%. Цена комплекта спойлеров составляет 47 900 рублей, включая НДС. Итальянский концерн IVECO считает самой экономичной моделью тягача – IVECO STRALIS AS440S43T/P. Для него также существует свой аэродинамический пакет, однако данные о возможной экономии топлива именно за счет снижения аэродинамического сопротивления нам не известны.
За кормой
Каким бы экономичным не был тягач, все его заслуги в достижении топливной экономичности могут быть перечеркнуты прицепом. И если слишком низко установленный спойлер тягача увеличивает потребление топлива примерно на литр с каждой пройденной сотни километров, то отсутствие аэродинамического пакета у прицепа прибавляет к нему еще пару литров. Такие очевидные просчеты, как плохо закрепленный или не свернутый при холостом пробеге тент в расчет не принимаем, так как это типичные ошибки молодых, неопытных водителей, а мы предполагаем, что за баранкой сидит бывалый.
Однако вернемся к конструкции прицепа. Тот, который был зацеплен к Actros на треке полигона в Нардо, имел закругленные с достаточно большим радиусом края, а также обтекатели колес. Серьезный шаг в улучшении аэродинамики полуприцепов сделала компания Krone. Ее разработка – Profi Eco Liner с изготовленным из пластика оригинальным аэродинамическим пакетом позволяет экономить до пяти процентов топлива. Не менее важным является совершенство ходовой части прицепа. Она, как и мосты тягача, позволяет снизить расход топлива.
Резерв из бака
Как это ни парадоксально звучит, но от качества самого топлива также во многом зависит топливная экономичность автопоезда. Недаром немецкие инженеры для достижения максимально возможного результата заправляли Actros 1844 новым дизельным топливом компании Shell.
Бензовоз для пополнения запаса топлива в баках находился во время эксперимента на площадке, где производилась смена водителей. Большую роль в экономии топлива играет и применение энергосберегающих масел (См. «Рейс» № 4 за 2007 г. «Энергетический коктейль»). Кстати, в мотор тягача Actros было залито синтетическое моторное масло Shell Rimula R6LME.
Тонкости качения
Существенный резерв экономии топлива заложен в шинах. Гранды шинной индустрии выпускают так называемые энергосберегающие покрышки. Эффект от их применения мы уже демонстрировали на страницах журнала (См. «Рейс» № 6 за 2007 г. «Энергия качения»). Однако, даже не тратясь на современные баллоны, можно реально повысить экономичность автопоезда простым методом – поддержанием необходимого давления. Любое отклонение от нормы отражается либо на перерасходе топлива (пониженное давление), либо на ходимости шин и их сцеплении с дорогой (повышенное или пониженное давление). Не даром мы в спецпроекте журнала «Рейс» – TyRex Trophy – ревностно следим за давлением в шинах. Говорить о том, насколько увеличится расход топлива при падении давления от нормы на ту или иную величину, сложно.
Все зависит от конструкции шин, качества дорожного полотна и загрузки автопоезда. Как показывает практика, отклонение в 0,2–0,5 атмосфер может увеличить расход топлива более литра на 100 км. А теперь собственно о том, сколько можно сэкономить горючего, используя современные энергосберегающие шины. Хорошим примером могут служить данные компании Miсhelin, которые были получены в результате испытания шин Miсhelin X ENERGY™ SAVERGREEN. При годовой эксплуатации автопоезда (пробег 130 000 км) экономия может достигать 500 литров топлива на каждый грузовик.
Человеческий фактор
А теперь, когда мы рассмотрели основные резервы экономии топлива, так сказать технического плана, перейдем к фактору человеческому. Как показывает практика, опытный водитель, владеющий навыками экономичного вождения автопоезда, может реально снизить расход топлива до 15%.
По сравнению с перечисленными выше средствами разница огромна. Недаром практически все крупные автопроизводители имеют центры повышения водительского мастерства, на базе которых опытные инструкторы не только знакомят шоферов с особенностями автомобилей, но и учат правильно с точки зрения экономии топлива использовать их. Правильно пользоваться системой круиз-контроля, ретардером, коробкой передач. Например, учебный центр Daimler в Верте предоставляет подобные консультации уже в течение 40 лет. Правда, стоит это недешево – однодневная программа обучения на одного сотрудника обойдется в €370. Однако не каждого водителя стоит отправлять на обучение. Грамотный персонал нынче в цене читай «Рейс» №10 2007 год. Если вы вложите средства в сотрудника, то должны быть полностью уверены, что деньги не только окупятся, но и принесут прибыль.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.